Дело жизни

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

18 марта газете «Вперёд» исполнится 100 лет

Ранним морозным утром 2 декабря 1972 года я вышел из ачитского автобуса на остановке «Трескова» и, повесив на плечо спортивную сумму с нехитрыми пожитками, направился к двухэтажному зданию типографии, куда в тот год переехала редакция газеты «Вперед». Здесь у меня с лета лежало заявление о приеме на работу, но тогда вакансий не было. По совету заместителя редактора А.С. Пшенко я уехал в Ачит, где 17 июля был принят корректором в районную газету «Путь Октября». Опыт редакционной работы (два года в московской военной газете) позволил мне начать карьеру на гражданке - уже в сентябре был переведен в литературные сотрудники экономического отдела, который возглавлял Василий Федорович Тулин.

Звонок из «Впередки» ачитскому редактору Александру Федоровичу Аликину раздался после обеда 1 декабря, мол, готовы принять Пономарева на работу А под вечер я вернулся из поездки по Ачитскому району и редактор с огорчением сообщил о звонке, ему не хотелось меня отпускать. Да и мне было жаль уходить из дружного и сильного в то время журналистского коллектива. Но Красноуфимск - родной город, где выучился в совхозе-техникуме после Чатлыковской школы и откуда ушел в армию. Хмурый редактор ушел писать приказ о моем переводе на другую работу, взяв, однако, с меня слово, что пришлю материал из сегодняшней поездки.

... Было ещё рано, но предупреждённый вахтер впустил меня в здание типографии. Иду по коридору, вижу открытую дверь, в кабинете на диване спит мужчина. А вскоре пришел редактор В.Г. Потырин и пригласил на беседу в кабинет. Узнав, что я любитель спорта, сразу же дал задание написать о лыжной сборной СССР, которая приехала в Красноуфимск тренироваться. Потом провел в кабинет, где спал мужик, уволенный накануне. Его уже не было, кабинет проветрили и два парня заканчивали приборку. Редактор представил их: заведующий сельхозотделом Борис Петрович Шипицин и литсотрудник Владимир Леонтьевич Сурмин. «А это ваше рабочее место, - показал на чистый стол. - Надеюсь - сработаетесь...» Парни пожали мне руку. С Борисом мы оказались ровесниками, Володя был помоложе. Мы не только сработались, но и дружили долгие годы, гуляли на свадьбах. Позднее Шипицын работал в комсомольских и партийных органах, в областном правительстве, а Сурмин уехал в ровные края под Питер.

Журналистское братство

Редакция газеты «Вперед» 70-х годов , была преимущественно мужской, в ней работали опытные журналисты, у которых многому можно было научиться. Я от них напитывался, как тогда говорили, практической журналистикой. И уже на следующий год был переведен на должность ответственного секретаря, научившись делу у опытнейшей А. С. Саркиевой. А в 1974 году был назначен заведующим сельхозотделом.

Это было время сильных личностей в красноуфимской газете, почти половина творческого состава редакции состояла в Союзе журналистов СССР. Бывший моряк Владимир Григорьевич Потырин уверенно держал руль редакционного корабля, ему присвоили звание Заслуженного работника культуры. Газета считалась одной из лучших в области, её тираж подходил к 20 тысячам. Мы брали премии в областных творческих конкурсах по разным номинациям. Однажды редактор отправил меня с докладом об опыте редакции на областной семинар, где начальство посоветовало написать статью для журнала «Журналист». Но на это я не решился - постеснялся. Ведь в то время в редакции работали или писали в газету такие асы журналистики, как Геннадий Иванович Сабуров, Сергей Анатольевич Гомзяков, Александра Степановна Саркиева, собкор «Уральского рабочего» Николай Семенович Белогузов (все члены Союза журналистов), член Союза писателей Леонид Александрович Александров. О каждом можно написать книгу.

Поражало трудолюбие «Геныча», как меж собой мы звали Сабурова. Его взяли в газету из рабочих локомотивного депо. Казалось, знал в городе всех и обо всём. Писал сразу набело, текст отшлифован, факты выверены. Ещё и рассказы сочинял, как-то даже признался, что подумывает их сборником издать. Жаль, не успел - рано ушел из жизни. Но книжку о родном локомотивном депо довёл до конца, издали и его сборник «Фронтовики Красноуфимского края».

«Тетя Шура» (Саркиева) всё с молодежью возилась, пестовала многих практикантов из УрГУ. Из меня ответственного секретаря сделала, потом диплом в университете я по этой специальности писал. Кстати, рекомендацию в Союз журналистов мне дали она, Сабуров и Потырин, у которого я учился редакторскому мастерству. С писателем Александровым мы какое-то время в сельхозотделе работали, создали в 1985 году и ныне действующее литературное объединение «Жаворонок», готовили к печати первый сборник произведений местных авторов, дружили семьями. От него учился искать в человеке особинку, живинку. Фронтовик-инвалид С А. Гомзяков поражал жизнелюбием, от него старался перенять мягкую, интеллигентную манеру общения с людьми. Многое взял от опытного и мудрого Н.С. Белогузова, с которым частенько ездили по совхозам. Потом жили с ним в одном подъезде и нередко гостили друг у друга. Полезным было общение с деловой и энергичной замредактора Анной Степановной Пшенко, с улыбчивой и доброжелательной Тамарой Александровной Маркеловой, заведовавшей отделом писем.

Золотое было время, золотые люди! Как их не хватало, когда в начале «лихих 90- х» мне доверили возглавить редакцию газеты «Вперед».

Газета в «диком» рынке

В сентябре 1990 года ушел на пенсию В.Г. Потырин. С 1983 года я был его заместителем, поэтому принял редакторскую должность с приставкой «и.о.» Редактором стал через полгода, когда коллектив впервые принял Устав редакции, в котором был пункт о выборности руководителя. Вот за меня и проголосовали...

К тому времени коллектив журналистов почти полностью обновился. Ушли на заслуженный отдых ветераны, вместо них в разные годы пришли Валентина Афанасьевна Свечникова, Мария Арсентьевна Неизвестная, Наталья Викторовна Алешина, Раиса Павловна Мезенцева (обе позднее стали членами Союза журналистов), Людмила Иосифовна Змеева, Ирина Анатольевна Басманова, Сергей Михайлович Лещёв, Михаил Васильевич Горошников и другие. Из корректоров в корреспонденты перешли окончившие пединститут Людмила Алексеевна Пономарева и Людмила Николаевна Стародумова, ныне тоже член Союза журналистов. Из рабочих опытно-экспериментального завода пригласили в редакцию Сергея Александровича Русинова, который позднее сменил меня на посту редактора. С ними мы окунулись в трясину «дикого» рынка после ликвидации советских органов и горкома партии, учредителей местной газеты.

Сейчас 90-е годы прошлого века называют лихими, а рынок тех лет - диким. Не только советскую власть ликвидировали, но и тысячи трудовых коллективов прекратили существование, а миллионы граждан лишились работы, заработка, потеряли жизненные ориентиры и порой просто не знали, как выжить. Была дикая чехарда с деньгами, они стремительно обесценивались.

Коллектив газеты «Вперед» вошел в 90-е годы с тиражом 19776 экземпляров. Но уже началась денежная эмиссия, и мы вынуждены были повысить стоимость годовой подписки до 10 рублей (5 копеек за номер). По нынешним деньгам - вроде смехотворный мизер! Но тогда это было значительный рост - почти на 40%. А что делать, если нас предупредили о росте услуг связи в 7 раз, типографских услуг - втрое.

Об этом была моя передовая «Если поддержат подписчики». И нас поддержали! Люди так и говорили: мы готовы пожертвовать личные деньги, лишь бы местная газета жила. Это нас вдохновило, на рабочем собрании мы решили: будем выживать любыми законными способами.

В 70-80-е годы, когда писал в университете дипломную работу, изучал опыт зарубежных газет, в том числе и коммерческий. И когда источников финансирования из-за слома советской системы у редакции не стало, предложил коллегам создать собственную систему зарабатывания средств. На общем собрании меня поддержали.

Первыми в области мы создали Фонд поддержки. Уже в декабре 1990 года горисполком утвердил устав Фонда, был открыт текущий счет. Первые взносы в него - отказной гонорар наших авторов. Они так и писали в конце своих заметок и статей «Гонорар - в Фонд поддержки». На деньги Фонда выпустили газету «Стоп» в цвете (50 копеек за номер), она разошлась за сутки, пришлось ещё раз напечатать. На заработанные деньги отпечатали первый сборник произведений местных авторов «Жаворонок», его продавали уже за рубль. Тоже быстро разошелся! Теперь и «Стоп», и «Жаворонок» - библиографическая редкость.

А мы пошли дальше. Корреспондент И.А. Басманова и бухгалтер Л.Н. Черепанова решились попробовать себя в коммерции. Для этого взяли в Фонде ссуду, закупили товар, в основном обувь, и полученную от продажи прибыль тоже внесли в Фонд. Эта система успешно заработала, к марту 1993 года у Фонда было уже свыше 60 тысяч рублей. И когда у редакции было трудно с деньгами, мы обращались в Фонд за ссудой. Однажды даже помогли деньгами хлебозаводу. А сами сотрудники создали кассу взаимопомощи из собственных средств, которые выдавали желающим под небольшой процент. В основном, конечно, сами пользовались...

В 1992 году мы также первыми среди районных газет области создали рекламное агентство «Радар», которое возглавил бывший журналист «Уральского рабочего» Валерий Филипцов. На совместном заседании совета редакции и профкома обсудили идею организации альтернативной подписки (без участия почты). Это решение утвердили на общем собрании трудового коллектива. Вообще, замечу, все инициативы и предложения сотрудников мы обсуждали на совете редакции, в который были избраны творческие и технические сотрудники, но последнее слово было за общим собранием.

Альтернативная подписка тоже была новинкой тех лет. Для её организации мы купили на деньги Фонда или арендовали несколько киосков (на рынке, у типографии, у «Космоса»), наняли киоскеров. Эта подписка понравилась людям, так как была почти вдвое дешевле. Порой через неё мы набирали до половины тиража! А нам нравилось, что получали «оперативные» деньги, которые позволяли нам периодически повышать зарплату, даже выплачивать премии и дотации на питание, как рекомендовало областное Управление печати. Но главное - мы прорвались через «лихие» годы, вписались в рынок и сохранили коллектив - никто не уволился.

Сегодня, конечно, всё то, что мы делали в «лихие» девяностые для выживания, может вызвать усмешку. Но тогда это было архиважно. Ведь полтора года нас вообще не финансировали потенциальные учредители - новые органы власти. Утверждали, что у них не хватает денег. Потом стали закладывать в бюджет некоторые суммы, но крайне малые. Мы писали письма учредителям - городской и районной администрациям, обращались к депутатам, но почти бесполезно. Из-за этого бывали задержки зарплаты, несвоевременные платежи типографии. Ведь нужны были сотни тысяч рублей, и только на зарабатываемые редакцией деньги газету невозможно было выпускать. Хотя доходило до того, что вклад редакции в издание газеты был 75-80 процентов. Об опыте выживания «Впередки» меня заслушивали на областном совещании редакторов и рекомендовали его другим редакциям.

А вот отношения с учредителями, вернее с главами городской и районной администраций А.И. Стахеевым и А.И. Резановым не очень складывались, ведь я требовал их вклада в издание газеты. К тому же состоялся острый разговор с главой города по поводу потраченных денег, выделенных областью на достройку Дома печати. Эта стройка была начата ещё В.Г. Потыриным, редакция затратила немало средств и усилий на отселение семьи и снос дома рядом с типографией, на оригинальный проект, созданный главным архитектором Л.Г. Редькиным. Но всё-таки первый этаж здания, в котором кроме кабинетов, были подвал для хранения бумаги и 4 квартиры для сотрудников, удалось довести до второго этажа. Потом советской власти не стало и стройка «замерзла». Я съездил на приём к губернатору Э.Э. Росселю, он меня понял и дал распоряжение выделить деньги на достройку. Они и поступили в горфинотдел, но, сколько я не настаивал, редакции их так и не перечислили. Это был сокрушительный удар по мечте редакционного коллектива иметь собственный дом, а для меня сильным разочарованием новой властью.

Второе разочарование - разногласия в коллективе. У части сотрудников было недовольство моей редакторской деятельностью, в основном финансовой, о чём они написали учредителям. Редактора обвинили в нарушении финансовой дисциплины, налоговая инспекция оштрафовала меня, а на редакцию наложила штраф в десятикратном размере, что поставило её перед угрозой финансового краха. Меня, конечно, пытались снять с поста распоряжениями Стахеева, Но я был избран коллективом, и это не удалось.

Однако стало досадно: столько усилий потрачено за шесть лет для благополучия коллектива редакции, а тут, выходит, из-за меня газета попала в тяжелейшее финансовое положение. И хотя обвинения через несколько месяцев были сняты, после завершения ревизии в 1996 году я уволился.

К тому времени в городе сменился мэр, им стал В.И. Малахов, а редактором был назначен Сергей Русинов. Вскоре я стал работать в газете «Уральский рабочий».

Виталий Пономарев, редактор газеты «Вперед» в 1990-96 годах

//Вперед. - 2018 . - 7 марта. - С. 11

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ