Испытание временем

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

МОЙ ПУТЬ В ЖУРНАЛИСТИКУ

До назначения в 1968 году редактором газеты «Вперёд» с ноября 1954 г. по ноябрь 1956 г. я работал первым секретарём Талицкого райкома комсомола. Третья комсомольская конференция, которая проходила в 1956 году после XX съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина, для меня проходила драматично. В члены райкома комсомола меня избрали почти единогласно - с тремя голосами против, а вот на пленуме на должность первого секретаря за меня проголосовало на два человека меньше, чем за соперника. Пришлось искать работу.

На спирткомбинате, где я раньше работал старшим электриком, мое место было занято, да и мне не хотелось возвращаться на «круги своя». Прошла неделя, а о молодом коммунисте которого рьяно агитировали, а потом просто заставили выполнять очередное партийное поручение, в райкоме партии никто не вспомнил. Никому не было дела до того, что у меня росло уже трое детей, что жили мы в доме, для отопления которого ежегодно требовалось по 20 кубометров дров, что с нами жили два старых человека - тёща и тесть, что на всё это нужны были деньги, а я остался без работы.

Пошел в райком партии. Там встретил редактора районной газеты С.И. Клыпенкова. Когда я работал в райкоме ВЛКСМ, по его просьбе писал в газету заметки о комсомольских делах. Редактировал стенгазету «Голос дружинника», которую выпускал райком комсомола. Он поинтересовался, нашел ли я работу.

-           Нет, - отвечаю, - Вот пришел узнать, может, снова дадут какое-нибудь поручение.

-           В редакции есть вакантная должность заведующего экономическим отделом. Ты окончил техникум, работал, отслужил в армии, а писать в газету научишься. Может, попробуешь? - предложил он.

Я подумал и согласился. Новый, 1957 год, встречал уже, будучи работником редакции. Первое время работал, как литсотрудник, корреспондент. Мне давали задание, подсказывали, как его лучше выполнить, и я старался делать так, как мне говорили.

НАЧАЛО

Первый материал о работе сапоговаляльной фабрики получился таким обширным, что ответственному секретарю редакции пришлось сокращать его почти вдвое. Но редактор вдохновлял: «Вот видишь, получилось, дерзай! Попробуй собирать информации и писать небольшие заметки». И собирал, благо знакомых у меня было немало и среди комсомольцев, и среди партийных работников. Но тогда журналистом себя ещё не считал. Весь 1957 год учился, тренировался писать заметки, статьи, корреспонденции, зарисовки. Пробовал замахнуться на фельетон, но юмора, видимо, не хватало, получались критические статьи или корреспонденции. Благодарен ответсе- кретарю и редактору за их терпение и учёбу.

Чувствовал, что на багаже, который у меня был, далеко не уедешь и стал думать о дальнейшей учёбе. Собрал документы и отправил их в Уральский Госуниверситет на заочный факультет журналистики. Но так совпало, что редактор закончил заочную Высшую партийную школу в Москве, вернулся довольный и спросил, думаю ли я учиться дальше и где. Он посоветовал отозвать документы из УрГУ и послать их в Свердловский филиал Высшей партийной школы. Но для этого нужна была рекомендация райкома партии.

Получив её, я съездил на собеседование и был зачислен на учёбу.

После ухода заместителя редактора на пенсию, на эту должность назначили меня. После экономики мне пришлось

перестраиваться на новую тематику, так как заместитель редактора отвечал за освещение в газете деятельности партийных, советских и других общественных организаций. Пришлось перенацеливать и свой авторский актив. Создал при редакции внештатный партийный отдел из коммунистов с большим партийным стажем. По своей инициативе они съездили в отстающий колхоз. Разобравшись в причинах его плохой работы, подготовили материал в газету. После публикации председателя колхоза сняли с работы, а коммунисты колхоза избрали нового секретаря партбюро. Это было в 1962 году, когда в стране шла большая реорганизация. Вместо городских и районных газет были созданы межрайонные. Не обошла эта участь и нашу редакцию. Все работники были уволены без предоставления другой работы. Меня взяли в межрайонную газету спецкорреспондентом на два района - Талицкий и Тугулымский. А у меня было уже четверо детей.

Дали мне мотоцикл «Урал», и я снова, как в райкоме комсомола, колесил на нём в любую погоду, зимой и летом. Ездил разбираться с жалобами, собирал материал в газету. Это время, я считаю, было самым трудным в моей журналистской деятельности.

С облегчением вздохнул, когда пришла весть о возрождении районных газет. Стали комплектовать штат новой редакции. На должность редактора и его заместителя прислали «варягов». Из старых работников взяли только меня и назначили заведующим идеологическим отделом. Снова начались трудовые будни, но уже в другом коллективе.

10 октября 1963 г. мне позвонили из обкома партии - через три дня, 13 октября, я должен быть в Москве на сдаче госэкзаменов в ВПШ. Успешно сдав экзамены, 25 октября 1963 г. получил диплом, и теперь уже официально стал профессиональным журналистом. В 1965 году я был назначен заместителем редактора.

В начале декабря 1967 г. в Перми проходил межобластной семинар редакторов газет. По указанию обкома партии, на этот семинар редактор отправил меня. Я удивился, когда увидел, что на семинаре только редактора и ни одного заместителя, но значения этому не придал.

А после семинара меня вызвали в обком партии. Заведующий сектором печати И.Г Новожилов, инструктор В.А. Пирамидин буквально разобрали меня «по косточкам», задавая вопросы о работе, семье и другие. А потом дали задание сделать обзор нескольких газет по определенным темам. Сделал. После трехдневного «экзамена» мне предложили должность редактора на выбор - в Пышминской или Ачитской газетах. Я согласился поехать туда, где будет работа жене (а она работала начальником городской электросети). Но ни в Пышме, ни в Ачите работы ей не нашлось (а у нас уже было четверо детей, трое в это время учились в техникумах).

СУДЬБОНОСНОЕ РЕШЕНИЕ

Накануне нового, 1968 года, снова звонок из обкома партии: в Красноуфимске нужен редактор, и работу жене обещали найти. Приказано было срочно ехать в Красноуфимск на собеседование с местными руководителями горкома партии, горрайисполкомов.

Приехал в Красноуфимск 28 декабря вечером. Город незнакомый, шел, расспрашивал прохожих, где гостиница. На площади заливали каток, и я случайно в темноте ступил в воду, а потом всю ночь в гостинице сушил ботинки и носки.

Утром явился в горком партии. Сначала беседовал со мной первый секретарь горкома КПСС Г.В. Медведев, потом к нам присоединился второй секретарь А.И. Хабаров, а затем председатель Д.И. Филиппов и третий секретарь ГК КПСС Б.А. Миков. Вопросы сыпались со всех сторон. Своего рода «экзамен» продолжался более часа. Пока решается вопрос по моей кандидатуре, я мог вернуться домой. А потому, как перед Новым годом были затруднения с приобретением железнодорожных билетов, Б.А. Миков пообещал дать заявку на вокзал на мою фамилию.

Но, когда я пришёл на вокзал покупать билет, в справочном бюро заявки на меня не оказалось, а перед кассой огромная очередь. Так как в этом городе меня никто не знал, присоединился к мужчинам, которые пробивались к кассе без очереди. Таким образом, билет я всё-таки купил и Новый год встречал дома.

В ГАЗЕТЕ «ВПЕРЁД»

А 2 января 1968 года, когда вышел на работу - снова звонок из обкома партии от Пирамидина, чтобы я срочно выезжал в Красноуфимск. В обкоме КПСС мне выдали документ, что я направляюсь в Красноуфимск редактором газеты «Вперёд». Заведующий сектором печати И.Г. Новожилов напутствовал: «Красноуфимский район - сельскохозяйственный, а в городе есть промышленные предприятия. Газета - объединенная, поэтому надо следить за тематикой публикуемых материалов, примерно 60 % - по селу и 40 % - по городу.

Такая рекомендация оказалась не напрасной. Естественно, в каждом номере газеты такую пропорцию соблюсти невозможно. Были номера, полностью посвященные сельскому хозяйству города и района, особенно в дни весеннего сева и уборки урожая. Но было и такое, и нередко, когда отводились полосы, развороты о событиях городской жизни.

Пригодился совет И.Г Новожилова, когда мне приходилось отбиваться от руководителей города и района. Председатель райисполкома говорил, что в газете мало материалов о районе, а председатель горисполкома считал, наоборот, что газета много пишет о селе, а о городе мало. Приходилось убеждать и того, и другого рекомендациями обкома КПСС. Но председатели менялись, и история повторялась.

Получив инструктаж в горкоме партии, выехал в Красноуфимск, и утром 4 января 1968 г. явился в горком КПСС. Показал направление первому секретарю. Он подтвердил, что все руководители города и района согласились с моей кандидатурой на должность редактора газеты, коротко ознакомил с обстановкой и посоветовал: «Идите в редакцию, там Вас ждут. Приступайте к работе».

Редакция газеты в то время находилась по адресу: ул. Советская, 12, на втором этаже. Поднялся по крутой лестнице. Сотрудники располагались в трех смежных комнатах. Спросил заместителя. Из-за стола поднялась молодая женщина в очках. Это была Гендерт Эльвира Аркадьевна, заместитель редактора и временно исполняющая обязанности редактора. Я тоже представился.

Эльвира Аркадьевна познакомила меня с сотрудниками и провела в кабинет редактора. Он был ближе к входу, и я оказался в роли «диспетчера» - все, кто приходил в редакцию, в первую очередь обращались ко мне, и я советовал к кому из сотрудников обратиться по тому или иному вопросу. Это отвлекало от работы с материалами, но зато я был в курсе, что интересовало посетителей.

В тот же день я поделился с коллективом мыслями о совместной работе по выпуску газеты.

Для того, чтобы официально стать редактором и ставить свою подпись под каждым номером газеты, направления обкома партии оказалось недостаточно. Сначала мою кандидатуру обсудили и утвердили на заседании обкома партии, потом - на пленуме горкома КПСС, где я, стоя на трибуне, рассказывал свою биографию, отвечал на вопросы. Когда я сказал, что у меня четверо детей, из зала раздалась реплика: «Этот уж не загуляет».

Пленум горкома партии утвердил меня редактором, и с той поры я официально получил право ставить свою фамилию под каждым номером газеты. И так продолжалось 22 года и 9 месяцев.

МНЕ ВЕЗЛО НА ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ

Прожив более 87 лет, я пришёл к выводу, что мне везло на хороших людей! В школе, в техникуме, в высшем учебном заведении везло на умных, знающих, доброжелательных преподавателей, в армии - на хороших командиров и сослуживцев, в редакции - на верных товарищей, друзей по совместной работе по выпуску газеты, и на тех, кто руководил горкомом партии, городским и районным Советами народных депутатов, чьим органом была объединенная газеты «Вперёд».

Мне повезло, - что во время моей работы редактором горком партии возглавляли первые секретари Григорий Владимирович Медведев, Алексей Иванович Хабаров, Петр Ефимович Голенищев, Александр Петрович Быков.

Секретарями горкома КПСС работали Валентин Степанович Пастухов, Юрий Григорьевич Сафронов, Любовь Дмитриевна Филаретова, председателями исполкома райсовета - Павел Григорьевич Стариков, Анатолий Иванович Резанов, секретарём райиспокома - Раиса Фёдоровна Никитина, секретарём горисполкома - Ольга Савельевна Дьяконова, заведующей общим отделом горкома партии - Ольга Ивановна Пономарёва, заведующей идеологическим отделом - Нина Ивановна Иглина. Эти люди доброжелательно относились к газете, я находил у них понимание и поддержку.

Газете «Вперёд» - 100 лет. Из них 50 лет я связан с ней. Считаю, что это были лучшие годы моей жизни.

Многих из тех, с кем начинал и продолжал выпускать газету, нет в живых. Вечная им память! А тем, кто продолжает делать газету «Вперёд», желаю долгих и счастливых лет жизни, успехов в нелегком журналистском труде!

Владимир ПОТЫРИН, бывший редактор газеты «Вперёд», Заслуженный работник культуры РСФСР, бывший член Союза журналистов СССР, ветеран труда

// Вперед. - 2018. - 25 янв.- С. 7

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ