«Для жительства в деревне Подтитешной»

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

В анналах Красноуфимска имеются многочисленные, малоизученные и практически ни разу не публиковавшиеся в местной прессе письменные свидетельства времён Пугачёвского восстания. В своё время, 22 февраля (старый стиль) 1774 года, документы Красноуфимской станичной избы, захваченные 19 февраля (старый стиль) того же года карательной командой майора Д. О. Гагрина, были отправлены в Казань генерал-аншефу А. И. Бибикову, от которого они поступили в Казанскую секретную комиссию. Оригиналы этих документов хранятся в Центральном государственном военно-историческом архиве, а бумажные и электронные их копии ждут своих скрупулёзных исследователей в Красноуфимских госархиве и краеведческом музее. Сегодня мы с вами постараемся чуть-чуть приоткрыть часть из них современным красноуфимцам.

Не знаю кому как, а мне в архивных документах всегда интересно видеть фамилии. Важно это и тем, кто интересуется историей своей семьи,  рода. В пугачёвское время процесс образования фамилий среди простых россиян только-только начался. Высшие слои тогдашнего российского общества уже давно имели родовые прозвища, передававшиеся по наследству, чем безмерно гордились. Многие крепостные крестьяне ещё и тогда фамилий не имели, а только имена, дававшиеся при крещении, да прозвища, подчас меткие, язвительные, закреплявшиеся в быту. Они им были без надобности. Всеобщая надобность в фамилиях появилась лишь после освобождения крестьян в 1861 году, когда возникла необходимость закрепления и передачи по наследству некой собственности. Но вольные люди по примеру дворян уже начали примерять на себя фамилии, чтобы навеки запечатлеть себя в последующих поколениях. Именно в этом времени многим из нас и стоит искать свои корни, поскольку более ранняя история нам об этом, увы, ничего рассказать не сможет, а семейных преданий у простых людей, как правило, никогда не было. Тем интереснее вчитываться в архивные документы тех лет.

Вот, например, один из дошедших до нас документов из бумаг Красноуфимской станичной избы, датированный 13-15 января 1774 года - «Записка Красноуфимской станичной избы о билетах, выданных казакам и крестьянам-повстанцам на право свободного проживания в подгородных селениях», который будет интересен многим жителям деревни Подгорной. Позволим себе процитировать его: «1774-го году генваря 13-го ч[исла] дан билет казакам Никите Пантелееву сыну Авзянову, Самойлу Самойлову сыну Дылдину для жительства в деревне Подтитешной впредь до указу. 14-го дан билет казаку Филипу Кокореву жить в деревне Подтитешной. 14-го дан билет Андрею Силину сыну Никитину с сыном Андреем жить до указу в деревне Подтитешной. 14-го дан билет казакам Григорьо Андрееву сыну Окуневу, Андрею Еремину жить в деревне Подтитешной впредь до указу. 15 ч[исла] дан билет Феклисту Иванову, Федоту Булатову, Ивану Мальцеву и Петру Лягаеву для житья в деревне Подтитешной впредь до указу».

Вполне возможно, что кто-то из нынешних красноуфимцев Пантелеевых, Авзяновых, Дылдиных и прочих узнает в перечисленных повстанцах своих далёких предков. Из текста непонятно: проживали ли указанные люди до этого времени в деревне Подтитешной или прибыли с повстанческими войсками да так остались здесь по ранению ли или по болезни. Причём не факт, что навсегда. Зато ярко виден процесс образования фамилий. Например, потомки казака Григория Андреева, сына Окунева, в последующем вполне могли стать либо Андреевыми, либо Окуневыми. А могло быть даже и так: часть детей Григория с лёгкой руки писарей вошли в историю как Андреевы, а часть - как Окуневы. Такие казусы ещё встречаются и в наши дни.

Продолжение следует Сергей Русинов, г. Красноуфимск

//Городок. – 2009. – 13 марта (№ 11) . – С. 19

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ