Достопримечательности

 
 

Библиотечные страницы

Деревянный одноэтажный дом на подклете расположен в квартале с разреженной разновременной застройкой. Южным главным торцовым фасадом выходит на красную линию ул. Пролетарской. С обеих сторон к дому примыкает невысокая дощатая ограда приусадебного участка с хозяйственным двором. Западным протяженным фасадом с входом дом обращен во двор, восточным — раскрыт к участку соседнего дома.

Компактный, прямоугольный в плане объем, расширенный со стороны западного фасада тесовым пристроем, развит в глубину участка. Бревенчатый сруб пятистенка на подклете сложен «в лапу», обшит тесом, перекрыт высокой четырехскатной кровлей по деревянным стропилам.
Симметричная композиция главного фасада с четырьмя равномерно расставленными окнами усложнена боковым пристроем сеней, на плотной обшивке фасада выделяются высокие окна с лучковой перемычкой, обрамленные рамочными наличниками с сандриками-бровками упрощенного профиля.

Углы здания оформлены филенчатыми лопатками. Венчают фасад гладкий фриз и карниз с большим выносом.
Западный фасад решен асимметрично. Отличительной особенностью фасада является тройное окно. Убранство остальных фасадов сведено к минимуму.

В доме два входа: оба со стороны западного фасада в пристрое с холодными сенями.

План дома разделен капитальной продольной стеной на две изолированных половины: южную меньшую и северную большую части с двумя квартирами. В квартире, выходящей во двор, выделяется прилегающая к западному фасаду гостиная — крупное квадратное в плане помещение со срезанным северо-восточным углом, с круглой печью, освещенное тройным окном. Отделка интерьеров не сохранилась.

На фасаде в центре между оконными проемами прикреплена мемориальная доска. На ней помещена надпись: «В этом доме во время Великой Отечественной войны жила Е.Д. Стасова, член КПСС с 1898 года, друг и соратник В.И. Ленина». Размер доски — 50 х 50 см, надпись покрыта бронзовой краской.

***

Жилой дом - один из выразительных образцов деревянной застройки Красноуфимска, возведенный местными строителями в конце XIX в.

Н.Б. Козюк
В.А. Чудиновских
(по материалам: "Свод памятников истории и культуры Свердловской области". Т2. – «Сократ», 2008. – С. 444-445)

Эта улица - одна из самых длинных в городе. Тянется с севера на юг, берет начало в Барабе и кончается в Слободке. Так когда-то называли северную и южную окраины западной части города. Есть у нас в городе Бараба, Чкаловка, Варганка и другие микрорайоны, названия которых сложились в народе. Соединив между собой Барабу и Слободку, улица Трескова раньше носила название - Новая. Называли ее так, вероятно, потому что когда-то она была крайней в северо-западной части города.

Строились и жили на этой улице до революции в основном ремесленники: сапожники, пимокаты, горшечники. Жил, говорят, когда-то на этой улице и купец. Купцов давно нет, забыто и старое название улицы. Новое название улица получила после гражданской войны в честь героя-красногвардейца, одного из первых комсомольцев города Александра Трескова.

Саша жил на улице Новой, работал в народной  милиции, потом был разведчиком в красногвардейском отряде.

В один из дней июля 1918 года Саша Тресков вступил в неравный бой с бандитами помещика Голубцова и погиб, как настоящий герой, борец за справедливое дело. Имя молодого разведчика Александра Трескова увековечено в названии улицы.

Подробнее: Улица имени Саши Трескова

Его именем названы улицы во многих городах страны. Талантливый советскийвоеначальник Иван Кенсоринович Грязнов родился в поселке Михайловскогозавода Красноуфимского уезда. Его отец, Кенсорин Назарович, был известным бунтовщиком и при царском режиме не раз подвергался арестам.

Непоседой рос Ванюшка. Летом он в бору да на речке пропадал. Купался до посинения. Увлеченно играл в бабки и другие детские игры. Зимой возводил с друзьями ледяные крепости, затевал на них долгие снежные баталии. В играх был честен, смел.

За уроки его силой не усаживали — все на лету схватывал. Приходскую школу кончил первым учеником. Отцу пришлось расщедриться: послал учиться в Арти, а потом и в Екатеринбург, в коммерческое училище. К этому времени Грязновы уже переселились в село Березовка Поташкинской волости.

А тут — мировая война, Иван призывается первоочередником. Весной 1918 года он возвращается на родину боевым, испытанным во многих боях командиром. А в уезде идет бурное размежевание революционных и контрреволюционных сил. Вот отрывки из воспоминаний родных Ивана Кенсориновича Грязнова:

«Кулаки поднялись чуть ли не во всей округе. Активистов Советов били прикладами, кололи штыками, бросали живьем в могилы и, трамбуя сапогами, злорадно выкрикивали:

— Вот вам земля! Вот воля ваша!

Когда кулаки схватили в Березовке Ивана Грязнова и его товарища матроса Сергеева, мать хотела идти за сыном, ее остановила подруга дочери Ася Кузнецова:

— Не надо. Как бы хуже не вышло. Я пойду...

Ася вернулась из Поташки в пятом часу вечера, понурившись.

— Суда не было. Забили их, сволочи, и бросили. Теперь за других взялись... — И тут же к подружке Насте: — Бежим туда! Вдруг не до смерти? Вдруг живые еще?!

До Поташки пробирались лесом и в селе никому из чужих на глаза не попались. Притаились около больницы. — Где бросили, там и лежат. Не зарыли еще,— сказала Ася.

Подробнее: Начдив И.К. Грязнов

В 1914-1916 гг. А.В. Щусев проектирует ряд железнодорожных сооружений. В состав проектов входили вокзальные здания различных классов, станционные постройки, жилые дома, школы, амбулатории, предназначенные для служащих и рабочих железных дорог. На уральских железнодорожных линиях это были вокзальные здания станций третьего класса, в том числе вокзал в Красноуфимске. Примечательно, что здания вокзалов проектировались с использованием мотивов петровского и елизаветинского барокко. Проект вокзала был в 1915 г. опубликован в Ежегоднике Императорского общества архитекторов - художников.

В плане вокзального здания изначально выделялись два боковых пассажирских зала. И еще один зал располагался в центре при входе с перрона. Конфигурация плана раскрывала симметричность объема вокзала с выделенным центром и двумя ризалитами на торцевых фасадах.
Фасад, обращенный на привокзальную площадь, имеет симметричную композицию с центральным ризалитом и высоким шлемовидным куполом. В ризалите расположен главный вход. Фасад мерно расчленен арочными окнами и рустованными лопатками в простенках. Боковые окна центрального ризалита имеют прямоугольную форму. Фасад венчается профилированным карнизом. С отступом от него находится невысокий аттик с окошками верхнего света. Боковые части здания имеют полувальмовую кровлю. Центральный купол плавных очертаний, на каждой из граней включает выступающие слуховые окошки овальной формы с крестообразным переплетом. Окошки охвачены рельефами и лучковыми фронтончиками, купол увенчан высоким фонариком с узкими арочными оконцами, рустованными лопатками в простенках, профилированным вынесенным карнизиком и увенчанным шпилем шлемовидным куполком, в миниатюре повторяющим форму большого купола.

На фасаде, обращенном в сторону перрона, выделяется широкое крыльцо, ведущее к входу. Здание вокзала здесь стоит на откосе, с повышенным рельефом. Вход оформлен глубоким портиком с двумя муфтированными колонками, спаренными боковыми пилястрами, оформленными крупным рустом. В портике находятся три арочных проема, центральный из них - вход с двустворчатой дверью и высокой фрамугой. Вход фланкирован двумя арочными окнами с фрамугами и рустованными боковыми лопатками. Углы стены за портиком также обработаны узкими рустованными лопатками. По сторонам от портика находятся еще два входа с двустворчатыми дверьми, с высокими фрамугами, охваченными глухим рамочным рельефом.
Центр фасада также оформлен куполом с фонариком. Боковые крылья мерно расчленены арочными окнами с фрамугами и спаренными плоскими рустованными лопатками. Фасад венчается профилированным карнизом с раскреповкой по колоннам портика и лопаткам. Над карнизом проходит парапет, также раскрепованный по оси старинных лопаток. Над боковыми окнами в парапете раскрываются узкие окна чердака. Узкие торцевые фасады имеют ризалиты, заключающие три высоких арочных окна с лепными клинчатыми камнями, оформленными рустованными лопатками. Боковые части фасадов с узкими прямоугольными окнами акцентированы рельефными кружками. Фасады завершают профилирование карнизы и парапет с проемами чердаков.

***

Уникальный образец архитектуры вокзала Казанской железнодорожной ветви авторства известного русского зодчего А.В. Щусева в формах русского барокко.

Е.В. Звагельская
(по материалам: "Свод памятников истории и культуры Свердловской области". Т2. – «Сократ», 2008. – С. 448-449)

Памятник столетию автомобильного транспорта в России

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ