Достопримечательности

 
 

Библиотечные страницы

Православная газета № 23-24 (79) 1997 г.)

Дивный храм, как светильник над нами,
Он над городом словно парит,
Он давно без крестов куполами
Кротко в Божии очи глядит.
Храм, людскими слезами омытый,
Излучает молитвы тепло.
Не пока он, как голубь подбитый,
Только правое поднял крыло...

12 марта 1881 г. Красноуфимская городская управа по предложению гласного городской Думы С.П. Сигова (отца известного уральского писателя Алексея Сергеевича Сигова (Погорелова) постановила построить в городе храм во имя Александра Невского в целях увековечения памяти царя-освободителя крестьян Александра II убитого народовольцами 1 марта 1881 г Постановили ежегодно отчислять из городской казны на строительство храма не менее 100 руб. Проект храма безвозмездно выполнил пермский губернский архитектор Д.П.Рябов (племянник С.П.Сигова), руководил строительными работами по возведению храма подрядчик Мальков Фаддей Николаевич.

В 1901 г. был организован строительный комитет в основном из купеческого сословия. В 1903 г. храм был заложен.

В 1914 г. строительство храма было завершено и по благословению преосвященного Андроника, епископа Пермского и Соликамского, храм был освящен протоиереем Красноуфимского Свято-Троицкого собора Алексеем Будриным, расстрелянным впоследствии большевиками в начале 20-х годов.

Храм крестово-купольный построен в стиле русского барокко в традициях древнерусского культового зодчества. Купола храма луковичной формы были увенчаны четырехконечными ажурными коваными золочеными крестами шары под ними были тоже позолочены. Восьмигранная вонница заканчиваемся шатровым перекрытием и куполом. На восток обращены три алтарные апсиды. Карниз крыши украшен выполненным из кирпича орнаментом. Вокруг окон выложен кирпичный декор, напоминающий наличники. В настоящее время здание храма является архитектурно-историческим памятником и находится под охраной государства.

Внешне Александро-Невская церковь была очень красивой и совершенно непохожей на Свято-Троицкий собор. Оба прекрасных храма украшали наш город.

Подробнее: Александро-Невский храм г. Красноуфимска

К 100-летию со дня рождения К. Н.  Грязнова

Кенсорий Назарович Грязнов ро­дился 30 января (11 февраля) 1870 года в семье крестьянина Михайловского завода. С юных лет он был одним из главных «бунтовщиков» на заводе, за что и был в марте 1906 года «заключен под стражу в тюремный красноуфимский замок». Полиции пришлось заводить дело на К. Н. Грязнова и в 1908, и 1910 годах.

Грянул 1917 год. Кенсорий На­зарович — в гуще революцион­ных событий. В январе 1918 го­да на 1-м Красноуфимском съез­де Советов К. Н. Грязнов был избран в состав исполкома, а на заседании исполкома — первым председателем Красноуфимского уездного Совета.

Летом 1918 года на Урале уже шла гражданская война. Одно­временно с чехословацким мяте­жом на Южном Урале начались и кулацкие восстания в Крас­ноуфимском уезде. К. Н. Гряз­нов становится во главе ревкома, который организует красногвар­дейские отряды для борьбы с контрреволюцией. В это время бе­логвардейцы зверски расправля­ются с его семьей. В живых остался только сын Иван, ставший к осени 1918 года комбригом 4-й Уральской дивизии.       

С января 1919 года Кенсорий Назарович в Вятке. Он тяжело болен, но продолжает много работать.       

И в то время как полки его сына, И. К. Грязнова, успешно освобождали Урал, болезнь сделала свое дело.

Газета «Красный набат» от 2 июля 1919 года сообщала: «27 июня 1919 года после тяжелой болезни в Вятской губернской больнице скончался... Кенсорий Назарович Грязнов...

Спи спокойно, старый товарищ. Мы завтра от твоего имени скажем седым вершинам Урала:

Привет тебе, Красный Урал!»

А. НОВОКРЕЩЕНОВА

Календарь-справочник Свердловской области, 1970,  с. 32

В 1936 году, когда городу исполнилось 200 лет, горисполком постановил: «...за отсутствием в настоящее время исторических данных о возникновении Красноуфимска, а также денежных средств просить бюро РК ВКП (б) проведение праздника перенести на июль 1937 года». «За отсутствием исторических данных...» Как далеко мы ушли с тех пор, как много сделали, узнали. Но не все страницы еще написаны, надо искать, надо писать современную историю, надо все сохранить, чтобы потомкам нашим в год 300-летия Красноуфимска не пришлось принимать такое же решение, как в 1936 году. Л.С.Зеленцов.

В 2008 году на ежегодной фотовыставке в краеведческом музее меня поразил снимок А. Н. Логинова, который назывался «Возрождение».

Одна моя знакомая рассказала, что она заплакала от радости, когда увидела восстановленное здание. Другая знакомая сравнила это событие с восходом солнца. «Это же северная сторона нашего города, - возразила я, - это северное сияние».

Из руин подняла старинное здание Гостиного ряда Татьяна Ивановна Никитина, предприниматель. Такой значимый подарок она сделала городу на 275-летний юбилей.

Здания, как люди, рождаются - строятся, выздоравливают после болезни - ремонтируются, умирают - разрушаются. Как и люди, проживая, имеют свою историю. В книге «Путешествие в Красноуфимск», вышедшей к 275-летнему юбилею города, сказано, что сведений о истории Гостиного ряда нет. На самом деле в фондах государственного архива Красноуфимска хранятся документы, которые поведают нам такую историю.

В старом Красноуфимске место на крутом берегу реки Уфы под «камушком» было огромной площадью и центром города. Здесь находились административные здания: градская дума, казначейство, тюремный острог. На этой площади стояла деревянная градская церковь Во имя Живоначальной Троицы и святого чудотворца Николая. Церковь дала название двум главным улицам города: Троицкой и Никольской (улицы Ленина и Интернациональная). Деревянная церковь Во имя Живоначальной Троицы и святого чудотворца Николая сгорела. В 1804 году на площади построили Свято-Троицкий собор. (В народе его называют Белая церковь). С самого открытия близ церкви, где бывает рынок, построили 12 деревянных лавок для торговли. Торговля дала название самой-самой главной в то время улице города Большой Гостиной (Пролетарская).

Подробнее: Каменный Гостиный ряд

Вдумайтесь: зданию собора святой Троицы, которую в народе называют "белой церковью", построенному на высоком скальном берегу реки Уфы, - 200 лет! Его колокола еще отзванивали победу России над Наполеоном. Но удивительно и другое: его  рождение.

268 лет назад в глухом краю "басурман" на правом берегу реки была заложена маленькая бревенчатая крепость Красноуфимск. Первой на территории крепости была построена небольшая деревянная Никольская церковь (на месте, где теперь переулок Пролетарский). Казалось бы, что еще надо только что зарождающему поселению? Но уже спустя 68 лет в городке была возведена бело-серая громада - Свято-Троицкий собор, первое каменное здание.

Видимо, поселенцы решили строить на века! Почему-то мне вспоминаются по этому поводу строки из Пушкина: "Отсель грозить мы будем...". Кто были строители, возводившие здание, кто архитектор, умудрившийся совместить причудливый стиль барокко со строгим классицизмом, - загадка. К сожалению, до сих пор и по основателю города нет конкретных данных, хотя газета "Знак вопроса" делала запросы в госархивы, вплоть до Москвы.

В общем, двести лет назад так и стали существовать вместе неказистая казачья караульная изба, сложенная из толстых бревен (она, кстати, тоже сохранилась до сих пор), невысокие деревянные постройки крепости, а рядом - взмахнувшая в небо православная церковь! Хотя, говорят, молились, в соборе не только православные. Во время ярмарок в город съезжались марийцы, татары, чуваши. Они тоже заходили в храм, покупали свечки и молились на своем языке. Видимо, народы раньше были более терпимы к вере друг друга...

Да и то сказать, крепость Красноуфимск в 1781 году уже становится уездным городом Пермской губернии. А уважающему себя городу не иметь величественного храма как бы не гоже. В конце 18 века в городе начали строить Свято-Троицкий собор, который был открыт в 1804 году. Кстати, копия этого храма (разумеется, в уменьшенном виде) позднее была возведена в селе Александровское.

Многое Свято-Троицкому собору пришлось пережить. После революции большинство культовых зданий были просто снесены с лица земли - это сооружение устояло. В начале 30-х годов 20 века с собора были сняты колокола и отправлены на переплавку. Рассказывает очевидец Алексей Иванович Данилов, краевед, 1921 года рождения:

Подробнее: И зазвонят опять колокола...

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ