Достопримечательности

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях         
 
 

Библиотечные страницы

Аликаев камень (Марьин утес) - скала на левом берегу р. Сарана в МО "Красноуфимский округ", в 7 км на запад от п. Сарана. Геоморфологический и ботанический памятник природы. Редкий комплекс скальной флоры. Место спортивного скалолазания, традиционное место проведения туристических слетов.. Известность получил в во время съемок фильма "Тени исчезают в полдень". После демонстрации фильма скала получила второе название – Марьин Утёс.

Сложившийся на рубеже XIX-XX вв. комплекс включает в себя ворота, ограду, две часовни и церковь.

Деревянная церковь построена в 1893 г. Объемно-пространственная композиция повторяет архитектуру храмов классицизма. Здесь использован тип трехчастного храма, состоящего из расположенных на одной оси объема храма, притвора и примыкающей к западному фасаду колокольни. Боковые приделы, появившиеся в 1978 и 1981 гг. усложнили прежде ясное и простое объемно-пространственное решение памятника. Двусветный храмовый четверик перекрыт кровлей на 4 ската и увенчан восьмигранной декоративной главкой. С востока к четверику прирублен плоский четырехгранный алтарь с меньшей, чем у храма, шириной. Расположенный к западу от храмового четверика притвор имеет с ним одинаковую ширину. Главный вход в церковь выделен крытой папертью с треугольным фронтоном и крыльцом в виде портика из двух колонн тосканского ордера. Срубы снаружи обшиты тесом, имитирующим рустовку каменных зданий. Углы фасадов также выделены рустованными лопатками. Оконные проемы декорированы наличниками с рисунком, более характерным для эклектики.

-------

Ограда построена в 1902 г., примерно к этому же времени относится и появление двух одинаковых по архитектуре часовен. Постройки выполнены из распространенного в «русском» стиле красного лекального кирпича, служившего одновременно строительным материалом и формой украшения. Ограда установлена на бутовом фундаменте в виде невысокой кирпичной стены, разделенной столбами на прясла. Поверхность прясел и столбов оформлена орнаментом из крестов и ромбов, полученных за счет открытой кладки из выдвинутых и заглубленных кирпичей.

--------
Южная и северная часовни построены наподобие восьмигранных башен, увенчанных шатрами и луковичными главками. Углы восьмериков зрительно закреплены парными полуколонками, на капители которых опираются килевидные арки. Под арками помещены ниши, дверные и оконные проемы с коваными решетками. Карниз часовен поддерживают два яруса аркатурных поясов и ряд сухариков.

****

Комплекс, состоящий из деревянной церкви, часовен и ограды, относится к памятникам храмового зодчества Урала конца XIX - начала XX вв. в формах «русского» стиля.

М.В. Голобородский
(по материалам: "Свод памятников истории и культуры Свердловской области". Т2. – «Сократ», 2008. – С. 450-451)

Решение о постройке было принято городской думой еще в 1881 г. Однако только к 1902 г. собрали необходимые средства, позволившие начать работы. Проект выполнен безвозмездно пермским архитектором Д.П. Рябовым, подрядчик - Ф.Н. Мальков. Строительство окончено в 1914 г., освящение состоялось в 1917 г.

Стоит на видном месте, хорошо просматривается с реки Уфы и многих точек города. Выстроен из красного кирпича; двухэтажный. Кубический объем с тремя прямоугольными апсидами дополнен трапезной, колокольней и крыльцами. Стены его расчленены карнизами с сухариками: междуэтажным, аттиковым и венчающим. На аттике пояс ширинок. Храм венчают пять луковичных глав на круглых барабанах. Под это завершение как бы подведен постамент, обработанный с каждой стороны шестью килевидными кокошниками; кокошники же, только мелкой полукруглой формы, приданы восьмигранным основаниям барабанов. Окна украшены «узорчатыми» наличниками, особенно сложными в верхнем этаже, где их колонки, наряду с «дынькой», перехвачены «квадрами», а кокошник взамен простого — тройной, заостренный посередине. Крыльца имеют массивные столбы, соединенные арками, к которым подвешены подобия гирек. Колокольня шатровая.

***

Характерный пример псевдорусского стиля, перерабатывающего формы церквей XVII столетия (здесь - в увеличенном масштабе).

А.Ю. Каптиков
(по материалам: "Свод памятников истории и культуры Свердловской области". Т2. – «Сократ», 2008. – С. 442)

Название памятника («Крепостная башня») по-видимому, условно, так как ни его архитектура, ни конструкции не отвечают типу фортификационного сооружения. Логичнее назвать башню «дозорной».

Восьмигранное центрическое строение покоится на бутовом цоколе, завершающем естественное скальное основание. Каждую грань высокого первого яруса заполняет полуциркульная арка, опирающаяся на угловые столбы. На углах граней невысокого второго (собственно «дозорного») яруса — столбики, поддерживающие пологое восьмигранное шатровое перекрытие, увенчанное коротким шпилем. Одна из арок была входной (крыльцо не сохранилось), остальные были оконными проемами, заполненными коваными решетками в виде кольца в центре дуги арки и расходящихся от него прутьев-лучей. Перекрытие между первым и вторым ярусами и связывающая их винтовая (по-видимому) лестница не сохранились. Конструкции ярусов были оштукатурены, а кладка цоколя из естественного камня оставалась открытой, подчеркивая связь строения с основанием - скалой.

А.М. Раскин
(по материалам: "Свод памятников истории и культуры Свердловской области". Т2. – «Сократ», 2008. – С. 442-443)

В начале XX столетия в центральной части Красноуфимска, в квартале, образованном улицами, носящими сегодня названия Мизерова, 8 Марта, Советская, Куйбышева, был построен винный завод, ставший одним из достопримечательных зданий города. Завод принадлежал наследникам крупнейшего уральского промышленника и мецената того времени Альфонса Фомича Поклевского-Козелл.

Представляет собой трехэтажное кирпичное здание на цокольном этаже. Объем дома с прямоугольной конфигурацией плана, расположенный внутри квартала, выходит на красную линию улиц Мизерова и 8 Марта своими торцовыми фасадами. Дом перекрыт четырехскатной вальмовой кровлей. По композиции и убранству фасады здания выполнены в «кирпичном» стиле. Входы расположены во внутридворовых продольных фасадах.

Торцовые фасады являются главными и решены одинаково с центрально-осевой композицией, подчеркнутой расположением аттика. Особую роль в убранстве фасадов играет декоративная кладка фигурного кирпича. Цокольный этаж на три оконные оси отделен от основной трехэтажной части фасада профилированным поясом. Углы здания оформлены лопатками с раскреповкой по карнизу. Прямоугольные окна украшены простыми наличниками с имитацией замкового камня. Почти квадратной формы большие оконные проемы второго и третьего этажей на четвертом заменены на шесть узких оконных проемов. Оконные проемы с лучковыми завершениями украшены архитравами с замковым камнем и подоконными профилированными карнизами. По вертикали углы дома зафиксированы рустованными лопатками. Завершение угловых лопаток оформлено квадратной формы филенкой. Пристенки рустованы.

Центральная часть фасада выделена висячими лопатками, играющими роль контрфорсов, которые фланкируют коробовой формы оконный проем. На лопатки опирается ступенчатой формы фронтон. Тимпан фронтона украшает ложный оконный проем в форме коробовой арки. Фасады здания завершает многопрофильный карниз, опирающийся на ступенчатой формы модульоны.

***

Здание представляет интерес как объект, связанный с деятельностью на Урале семьи Поклевских-Козелл - династии предпринимателей, общественных деятелей; является образцом крупного городского промышленного здания начала XX в. в формах архитектуры эклектики с использованием декоративных возможностей, «кирпичного» стиля.

Л.Г. Михайлова
(по материалам: "Свод памятников истории и культуры Свердловской области". Т2. – «Сократ», 2008. – С. 441-442)

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ