Свято-Троицкий собор

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

"Россия всегда стояла... вот уже более, тысячи лет на основах Православия, которое своей духовностью, своей силой не только утверждало наше государство, но и создавало и создает хорошую, мощную перспективу для того, чтобы Россия была вечной".

Мэр Москвы Ю.ЛУЖКОВ.

"Чем большее число представителей реакционного духовенства удастся нам расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смогли думать".

В. И. Ленин,  1922 г.

АТЕИЗМ ПЕРЕШЕЛ
В НАСТУПЛЕНЬЕ, ЗАНЕСЕН НАД СВЯТЫНЕЙ
ТОПОР!
БЫЛ СВЯЩЕННИК
СОБОРНЫЙ РАССТРЕЛЯН,
ИЗУРОДОВАН БЕЛЫЙ
СОБОР.

А. С. ЛУКАНИН,

из стихотворения о Красноуфимском Свято-Троицком соборе.

К началу революции в Красноуфимске было 6 православных храмов и две часовни. Главный храм - Свято-Троицкий собор (Белая церковь), Александро-Невская (красная) церковь и Иннокентьевская церковь на кладбище. Это были приходские храмы. Кроме них были еще так называемые домовые церкви: Покровская на Селекционной станции, церковь во имя Кирилла и Мефодия в здании реального училища (ныне совхоз-колледж) и Александра Невского в здании так называемого "тюремного замка" (городской тюрьмы) - ныне СПТУ-115, расположенного напротив главного входа в городской Центр культуры.

Одна часовня на камешке по ул. Пролетарской - Иосифа-песнописца, вторая Илии-пророка в Барабе.

Еще до возведения Свято-Троицкого собора самой первой на территории Красноуфимска была небольшая деревянная Никольская церковь, расположенная на задах СПТУ-115 (ныне пер. Пролетарский).

В первом очерке о Красноуфимских храмах я хочу рассказать о Свято-Троицком соборе - главной святыне красноуфимских прихожан.

Свято-Троицкий собор был построен в 1804 году. Более 130 лет молились в нем прихожане Красноуфимска и окрестных селений. Древние стены собора слышали молебны о победе русского оружия в Отечественной войне с Наполеоном Бонапартом еще в 1812 году. По стилю архитектурного решения здание Свято-Троицкого собора является переходом от барокко к классицизму и особенно красиво со стороны колокольни. Высота стен стройной двухъярусной колокольни 24,8 метра. Это однокупольный храм. Десятиметровый шпиль колокольни и купол увенчаны ажурными позолоченными крестами.

Храм окружен красивой оградой: кирпичные столбы на высоком фундаменте с ажурными металлическими решетками и прекрасным тенистым садом. В саду со стороны ул. Советской небольшое кладбище с полутора десятками захоронений, в основном церковнослужителей. Собор и ограда снаружи были выбелены известью и очень украшали город.

На втором ярусе соборной колокольни висели 10 колоколов: в северном пролете - 5 подголосков, небольших звонкоголосых; в западном пролете - два колокола побольше; в южном - один очень звонкий, весом 30 пудов (480 кг); в восточном - колокол-"баритон" весом 100 пудов (1,6 тонны) и в центре колокольни самый большой, так называемый благовестный колокол с могучим басом, 300-пудовый великан (4,8 тонны). Звон соборных колоколов был очень гармоничным, чрезвычайно благозвучным, не хуже ростовских звонов, и слышен был на 10 верст в округе. Наружная часть благовестного колокола была густо украшена выпуклыми орнаментами и медальонами с изображением Святой Троицы, святого Николая-Чудотворца, Александра Невского и Государя Императора Александра I. По краю колокола шла надпись: "ЛИТ СЕЙ КОЛОКОЛ К СОБОРНОЙ ЦЕРКВИ ГОРОДА КРАСНОУФИМСКА ПРИ БЛАГОВЕРНОМ ГОСУДАРЕ АЛЕКСАНДРЕ ПАВЛОВИЧЕ В ЛЕТО 1805 Г. ВЕСУ 300 ПУДОВ 10 ФУНТОВ".

23-26 марта 1933 г. колокола с колокольни собора были сняты и сброшены "КАК МЕШАВШИЕ СВОИМ ЗВОНОМ ТРУДИТЬСЯ СОВЕТСКИМ ТРУДЯЩИМСЯ, А ШКОЛЬНИКАМ УЧИТЬСЯ И МЕШАВШИЕ ОТДЫХУ ГОРОЖАН ПОСЛЕ ТРУДОВОГО ДНЯ", - так Горсоветом была мотивирована эта достойная вандалов акция, а еще и тем, что советское государство нуждается в металле.

Почти 120 лет колокольный звон никому не мешал трудиться, учиться, отдыхать и - вдруг!.. кому-то помешал!??

Свято-Троицкий собор имел два престола: главный во ими Святой Троицы и пристроенный позднее к трапезной части во имя святого Николая-Чудотворца, в память первой Никольской церкви. В 1925 году в северо-восточном углу трапезной был устроен придел в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радости". Для него был использован иконостас уже закрытой к тому времени Покровской церкви Селекционной станции.

Главный престол был заключен в металлическую одежду. На верхней плоскости, отполированной до зеркального блеска, была выгравирована картина "Положение Христа во гроб", на передней стороне - картина "Тайная вечеря", на северной - "Снятие со креста", на восточной - "Святая Троица" в виде трех ангелов и на южной - "Святой Александр Невский и четыре апостола". Все картины очень-художественной чеканки, изящные, выпуклые фигуры картины окантованы красивым орнаментом и закрыты зеркальными толстыми стеклами. За престолом массивный художественного литья посребренный семисвечник. Пятигранная апсида алтаря с восточной стороны закрыта высоким иконостасом с золоченой резьбой и большими иконами. В центре устроена была ниша, оформленная в виде драпировки с бахромой и кистями, выточенными из дерева и выкрашенными в голубой цвет с золотом. В нише - икона Воскресения Христова.

Алтарь отделен от храма толстой в 1,5 метра капитальной стеной с большой аркой в центре, двумя малыми по бокам и высоким пятиярусным иконостасом. Иконы в нем написаны в итальянском стиле очень хорошими иконописцами. Только они уже потемнели от времени. Большие, сквозной крупной резьбы Царские Врата очень изящной формы завершены в виде семисвечника с серебряными свечами.

Из центра высокого купола на толстой кованой цепи спускалось очень красивое четырехъярусное массивное посеребренное паникадило в 48 свечей, по двенадцати в ярусе. Перед иконостасом стояли четыре изящных подсвечника с беломраморными досками, украшенные бронзовыми головками херувимов.

В соборе находилась главная городская святыня, - особочтимая икона Казанской Божией Матери - в красивой серебряной ризе, точная копия с подлинной чудотворной иконы. Перед ней всегда теплилась неугасимая лампада. Сейчас эта икона находится в Иннокентьевской церкви в главной части храма. Перед ней, как и прежде, горит неугасимая лампада. 21 июля - большой православный праздник Казанской Божьей Матери. Именно этот день - 21 июля 1736 г. - считается днем основания г. Красноуфимска. В этот день совершалось торжественное богослужение во главе с приезжавшим в Красноуфимск по этому случаю архиереем. После архиерейской литургии под звон колоколов икону Казанской Божией Матери обносили вокруг города с многолюдным крестным ходом.

Свод трапезной поддерживают две мощные (толщиной 1x1 м) колонны, на которых в специальных иконостасах находились еще две чтимых иконы: Скорбящей Божией Матери и Николая-Чудотворца. Последняя пользовалась большим почитанием не только у православных, но и у жителей окрестных татарских, башкирских и марийских деревень.

Раньше базарная площадь была около самого собора. Во время Никольских ярмарок 17-18-19 декабря и 20-21-22 мая съезжалось на них много татар, чувашей, марийцев. Все в своих национальных костюмах, группами и поодиночке входили в собор днем, когда не было службы, покупали свечки, зажигали и ставили их не подсвечник перед иконой Николая-Чудотворца, опускались перед ней не колени и подолгу молились на cвoeм языке. Молились искренне и кланялись до земли. Чаще всего это были женщины, реже - мужчины.

Перед иконой Скорбящей Божией Матери каждую среду служили молебен с акафистом.

Перед всеми тремя чтимыми иконами в соборе горели непрерывно лампадки.

В трапезной вся стена сплошь была закрыта иконостасом со старыми потемневшими иконами и старинной резьбой, только один, белый с золотом скорбященский, иконостас был с новыми, очень красивыми иконами.

У клиросов стояли по две пары больших золоченых с эмалью хоругвей, каждую из них могут нести трое дюжих мужчин на специальных ремнях.

Храм отделен от трапезной части и приделов толстой (в 1,5 м) стеной с двумя высокими арками, над которыми от стены до стены протянут деревянный, на двух колоннах балкон для хора певчих. Резонанс в соборе был великолепный.

В центре трапезной висело трехъярусное паникадило в 36 свечей, в Никольском приделе - двухъярусное в 24 свечи, в Скорбящем приделе - 12-свечевая люстра. Во всех паникадилах обычно горели лампадки, а не свечи. Свечи зажигались в Пасхальную ночь только на 48-свечевом паникадиле.

В конце Никольского придела на первом этаже была "крестильная" комната, в которой крестили младенцев, а над ней на втором этаже - помещения для ризницы. В шкафах здесь хранились облачения священнослужителей и другие одежды.

Паперть светлая, пристроенная позднее, сохранилась до настоящего времени. Внутри все стены и своды были оштукатурены и покрашены белой масляной краской.

Свято-Троицкий собор не был особенно богат, в нем не было роскошной настенной живописи, кроме изображения четырех евангелистов в главном куполе. К ценностям собора можно отнести серебряные оклады икон первого яруса иконостасов. Их конфисковали в 1922 году в ходе планомерного разграбления храмов, якобы для нужд голодающих.

Первая попытка закрыть собор была предпринята властями в январе 1930 года.

Л.Вишневская, внешт. корреспондент.

Вишневская Л. Свято-Троицкий Собор : Храмы Красноуфимска / Вишневская Л. - Красноуфимск // Городок. - Красноуфимск, 1996 N 47. - С. 2-3; N 48. - С. 2-3.

 

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом