Памятники истории и архитектуры

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Металлические декоративные ворота Постановлением Малого Совета Красноуфимского городского Совета Народных депутатов от 15.04.1993 г. №51 включены в список объектов культурного наследия местного (муниципального) значения

22 июня 2010 г., к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне в Красноуфимске открылся мемориальный комплекс Аллея Памяти, где увековечены имена красноуфимцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. Инициатором этого события выступила общественная организация "Память сердца. Дети погибших защитников Отечества" во главе с ее председателем Кашиным Юрием Сергеевичем.

Сложившийся на рубеже XIX-XX вв. комплекс включает в себя ворота, ограду, две часовни и церковь.

Деревянная церковь построена в 1893 г. Объемно-пространственная композиция повторяет архитектуру храмов классицизма. Здесь использован тип трехчастного храма, состоящего из расположенных на одной оси объема храма, притвора и примыкающей к западному фасаду колокольни. Боковые приделы, появившиеся в 1978 и 1981 гг. усложнили прежде ясное и простое объемно-пространственное решение памятника. Двусветный храмовый четверик перекрыт кровлей на 4 ската и увенчан восьмигранной декоративной главкой. С востока к четверику прирублен плоский четырехгранный алтарь с меньшей, чем у храма, шириной. Расположенный к западу от храмового четверика притвор имеет с ним одинаковую ширину. Главный вход в церковь выделен крытой папертью с треугольным фронтоном и крыльцом в виде портика из двух колонн тосканского ордера. Срубы снаружи обшиты тесом, имитирующим рустовку каменных зданий. Углы фасадов также выделены рустованными лопатками. Оконные проемы декорированы наличниками с рисунком, более характерным для эклектики.

-------

Ограда построена в 1902 г., примерно к этому же времени относится и появление двух одинаковых по архитектуре часовен. Постройки выполнены из распространенного в «русском» стиле красного лекального кирпича, служившего одновременно строительным материалом и формой украшения. Ограда установлена на бутовом фундаменте в виде невысокой кирпичной стены, разделенной столбами на прясла. Поверхность прясел и столбов оформлена орнаментом из крестов и ромбов, полученных за счет открытой кладки из выдвинутых и заглубленных кирпичей.

--------
Южная и северная часовни построены наподобие восьмигранных башен, увенчанных шатрами и луковичными главками. Углы восьмериков зрительно закреплены парными полуколонками, на капители которых опираются килевидные арки. Под арками помещены ниши, дверные и оконные проемы с коваными решетками. Карниз часовен поддерживают два яруса аркатурных поясов и ряд сухариков.

****

Комплекс, состоящий из деревянной церкви, часовен и ограды, относится к памятникам храмового зодчества Урала конца XIX - начала XX вв. в формах «русского» стиля.

М.В. Голобородский
(по материалам: "Свод памятников истории и культуры Свердловской области". Т2. – «Сократ», 2008. – С. 450-451)

Решение о постройке было принято городской думой еще в 1881 г. Однако только к 1902 г. собрали необходимые средства, позволившие начать работы. Проект выполнен безвозмездно пермским архитектором Д.П. Рябовым, подрядчик - Ф.Н. Мальков. Строительство окончено в 1914 г., освящение состоялось в 1917 г.

Стоит на видном месте, хорошо просматривается с реки Уфы и многих точек города. Выстроен из красного кирпича; двухэтажный. Кубический объем с тремя прямоугольными апсидами дополнен трапезной, колокольней и крыльцами. Стены его расчленены карнизами с сухариками: междуэтажным, аттиковым и венчающим. На аттике пояс ширинок. Храм венчают пять луковичных глав на круглых барабанах. Под это завершение как бы подведен постамент, обработанный с каждой стороны шестью килевидными кокошниками; кокошники же, только мелкой полукруглой формы, приданы восьмигранным основаниям барабанов. Окна украшены «узорчатыми» наличниками, особенно сложными в верхнем этаже, где их колонки, наряду с «дынькой», перехвачены «квадрами», а кокошник взамен простого — тройной, заостренный посередине. Крыльца имеют массивные столбы, соединенные арками, к которым подвешены подобия гирек. Колокольня шатровая.

***

Характерный пример псевдорусского стиля, перерабатывающего формы церквей XVII столетия (здесь - в увеличенном масштабе).

А.Ю. Каптиков
(по материалам: "Свод памятников истории и культуры Свердловской области". Т2. – «Сократ», 2008. – С. 442)

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

перед эти кодом