Памятники истории и архитектуры

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Православная газета № 23-24 (79) 1997 г.)

Дивный храм, как светильник над нами,
Он над городом словно парит,
Он давно без крестов куполами
Кротко в Божии очи глядит.
Храм, людскими слезами омытый,
Излучает молитвы тепло.
Не пока он, как голубь подбитый,
Только правое поднял крыло...

12 марта 1881 г. Красноуфимская городская управа по предложению гласного городской Думы С.П. Сигова (отца известного уральского писателя Алексея Сергеевича Сигова (Погорелова) постановила построить в городе храм во имя Александра Невского в целях увековечения памяти царя-освободителя крестьян Александра II убитого народовольцами 1 марта 1881 г Постановили ежегодно отчислять из городской казны на строительство храма не менее 100 руб. Проект храма безвозмездно выполнил пермский губернский архитектор Д.П.Рябов (племянник С.П.Сигова), руководил строительными работами по возведению храма подрядчик Мальков Фаддей Николаевич.

В 1901 г. был организован строительный комитет в основном из купеческого сословия. В 1903 г. храм был заложен.

В 1914 г. строительство храма было завершено и по благословению преосвященного Андроника, епископа Пермского и Соликамского, храм был освящен протоиереем Красноуфимского Свято-Троицкого собора Алексеем Будриным, расстрелянным впоследствии большевиками в начале 20-х годов.

Храм крестово-купольный построен в стиле русского барокко в традициях древнерусского культового зодчества. Купола храма луковичной формы были увенчаны четырехконечными ажурными коваными золочеными крестами шары под ними были тоже позолочены. Восьмигранная вонница заканчиваемся шатровым перекрытием и куполом. На восток обращены три алтарные апсиды. Карниз крыши украшен выполненным из кирпича орнаментом. Вокруг окон выложен кирпичный декор, напоминающий наличники. В настоящее время здание храма является архитектурно-историческим памятником и находится под охраной государства.

Внешне Александро-Невская церковь была очень красивой и совершенно непохожей на Свято-Троицкий собор. Оба прекрасных храма украшали наш город.

Подробнее: Александро-Невский храм г. Красноуфимска

Памятник столетию автомобильного транспорта в России

События Крестьянской войны 1773-1775 гг. увековечены в памятнике сподвижнику Е. Пугачева - башкирскому герою Салавату Юлаеву, который возглавлял отряд, занявший Красноуфимскую крепость в 1774 г. Памятник установлен в 2008 г. на месте, где по преданию поставил свою юрту Салават Юлаев.

Могила М. И. Мизерова находится на городском кладбище Красноуфимска. Могильный холм обнесен железной оградой. На могиле положена мраморная плита и высится прямоугольная стела, на которой высечено: "Врач Мизеров Матвей Иванович 1854-1913 основатель Красноуфимской городской больницы"

В настоящее время статья 28 Конституции РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…». Светский характер российского государства не препятствует желающим принимать участие в богослужениях. Но еще несколько десятилетий назад отношение к религии и церкви со стороны государства было совершенно другим.

Документы Государственного архива в г. Красноуфимске рассказывают о том, что в 1929 году в городе была развернута «антирелигиозная кампания», в ходе которой были закрыты «белая церковь» (Свято-Троицкий Собор), «красная церковь»  (Собор Александра Невского).  Протоколы собраний трудящихся, а также неорганизованного населения Красноуфимска, показывают, что в вышеуказанный период в городе развернулась яростная полемика, главным вопросом которой было закрытие всех церквей.

Вопреки требованиям атеистов Кладбищенская (Инннокентьевская) церковь не прекратила свою деятельность. В документах архива сохранились списки членов «староцерковной» и «обновленческой» общин верующих. Согласно документам Кладбищенская церковь на некоторое время была разделена пополам между двумя религиозными течениями. Верующие, помимо обязательства «беречь переданное достояние», дали обещание «не допускать политических собраний враждебного Советской власти направления …,  пускать беспрепятственно во внебогослужебное время уполномоченных Советов Рабоче-Крестьянских Красноармейских депутатов лиц к периодической проверке и осмотру имущества…». Церковь продолжила свою работу, но на основании протокола Заседания Президиума Красноуфимского Горсовета от 14 августа 1933 года над Кладбищенской церковью был запрещен колокольный звон, колокола были сняты и сданы в металлолом «для удовлетворения нужд промышленности».

В годы Великой Отечественной войны прихожане Иннокентьевской церкви выступили с обращением: «Братья христиане! Всем вам хорошо известно, какое небывало тяжелое время переживает наша Родина. Лютый враг вторгнулся в пределы наши, разрушая города, уничтожая села и деревни… Мы не можем остаться равнодушными и безучастными к такому великому страданию… Откликнемся от всего сердца, поможем Красной Армии… принесем пожертвования на оборону страны…».

Подробнее: Иннокентьевская церковь

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ