Достопримечательности

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

В 1914-1916 гг. А.В. Щусев проектирует ряд железнодорожных сооружений. В состав проектов входили вокзальные здания различных классов, станционные постройки, жилые дома, школы, амбулатории, предназначенные для служащих и рабочих железных дорог. На уральских железнодорожных линиях это были вокзальные здания станций третьего класса, в том числе вокзал в Красноуфимске. Примечательно, что здания вокзалов проектировались с использованием мотивов петровского и елизаветинского барокко. Проект вокзала был в 1915 г. опубликован в Ежегоднике Императорского общества архитекторов - художников.

В плане вокзального здания изначально выделялись два боковых пассажирских зала. И еще один зал располагался в центре при входе с перрона. Конфигурация плана раскрывала симметричность объема вокзала с выделенным центром и двумя ризалитами на торцевых фасадах.
Фасад, обращенный на привокзальную площадь, имеет симметричную композицию с центральным ризалитом и высоким шлемовидным куполом. В ризалите расположен главный вход. Фасад мерно расчленен арочными окнами и рустованными лопатками в простенках. Боковые окна центрального ризалита имеют прямоугольную форму. Фасад венчается профилированным карнизом. С отступом от него находится невысокий аттик с окошками верхнего света. Боковые части здания имеют полувальмовую кровлю. Центральный купол плавных очертаний, на каждой из граней включает выступающие слуховые окошки овальной формы с крестообразным переплетом. Окошки охвачены рельефами и лучковыми фронтончиками, купол увенчан высоким фонариком с узкими арочными оконцами, рустованными лопатками в простенках, профилированным вынесенным карнизиком и увенчанным шпилем шлемовидным куполком, в миниатюре повторяющим форму большого купола.

На фасаде, обращенном в сторону перрона, выделяется широкое крыльцо, ведущее к входу. Здание вокзала здесь стоит на откосе, с повышенным рельефом. Вход оформлен глубоким портиком с двумя муфтированными колонками, спаренными боковыми пилястрами, оформленными крупным рустом. В портике находятся три арочных проема, центральный из них - вход с двустворчатой дверью и высокой фрамугой. Вход фланкирован двумя арочными окнами с фрамугами и рустованными боковыми лопатками. Углы стены за портиком также обработаны узкими рустованными лопатками. По сторонам от портика находятся еще два входа с двустворчатыми дверьми, с высокими фрамугами, охваченными глухим рамочным рельефом.
Центр фасада также оформлен куполом с фонариком. Боковые крылья мерно расчленены арочными окнами с фрамугами и спаренными плоскими рустованными лопатками. Фасад венчается профилированным карнизом с раскреповкой по колоннам портика и лопаткам. Над карнизом проходит парапет, также раскрепованный по оси старинных лопаток. Над боковыми окнами в парапете раскрываются узкие окна чердака. Узкие торцевые фасады имеют ризалиты, заключающие три высоких арочных окна с лепными клинчатыми камнями, оформленными рустованными лопатками. Боковые части фасадов с узкими прямоугольными окнами акцентированы рельефными кружками. Фасады завершают профилирование карнизы и парапет с проемами чердаков.

***

Уникальный образец архитектуры вокзала Казанской железнодорожной ветви авторства известного русского зодчего А.В. Щусева в формах русского барокко.

Е.В. Звагельская
(по материалам: "Свод памятников истории и культуры Свердловской области". Т2. – «Сократ», 2008. – С. 448-449)

Автобус плавно катит по асфальту под уклон по улице Ухтомского. Смотрю   на   сотни окон больших домов и вспоминаю прошлое.

Городу исполняется 240 лет. А сколько же нашему железнодорожному поселку? В 1929 году работал я в паровозном депо токарем. На этой улице было совсем немного домов барачного типа. И называлась она раньше Трактовой. А на Сосновой и Юртовской горах в то время стоял нетронутый лес. Грибы да ягоды собирали в сосняках и березняках люди.

Строительство жилья началось одновременно со строительством железной дороги где-то в период первой метровой войны. Значит, нашему поселку нет еще и ста лет. До сего времени стоят на улице Станционной те первые продолговатые просмоленные дымом паровозов дома.

В двадцатых годах в районе вокзала было построено еще около двадцати общественных домов. Но люди почти беспрерывно ехали в город из деревень, поступали работать на железную дорогу. И уже в тридцатых годах стали отводиться земельные участки под частные дома по обе стороны железной дороги.

Дома в те годы строили небольшие, перевозили свои избушки из деревень. Не до комфорта, была бы крыша над головой да тепло зимой. Ни электричества, ни радио. За водой ходили на реки — Уфу и Саргу.

Но жизнь не стояла на месте. Перед началом Великой Отечественной войны во многих домах и квартирах уже появилось радио, в 1937 году была пущена в эксплуатацию железнодорожная электростанция. Но война на несколько лет приостановила развитие.

Высокими темпами стал развиваться поселок железнодорожников после войны, особенно в пятидесятых годах. В те годы полностью были застроены домами Юртовская и Сосновая горы, в домах засиял электрический свет, по улицам проложили водопровод.

Подробнее: Преображенный поселок

Город Красноуфимск стоит  на 7 горах и одна из них - Юртовская. Вероятнее всего, название горы произошло от слова «юрт», что значит - центр казачьего управления. Район Юртовской горы - очень красивое место, к тому же богат памятными местами. С одной стороны у подножия горы Юртовское озеро, с другой течет красавица река.

Здесь, в районе Юртовской горы, два святых места: на улице Вокзальной в 1965 г. по инициативе М.М. Брюховой, учительницы школы № 85, установлен обелиск 33 саранинским рабочим, павшим за советскую власть, возле красного уголка локомотивного депо — обелиск «Павшим работникам локомотивного депо в 1917-1967 гг».

На улице Деповской находится профессиональное училище № 97, училищу более 80 лет. В разное время носило оно разное наименование и РУ, и ФЗУ, и ТУ. Во время Великой Отечественной войны было эвакуировано 3 училища, 2 из Подмосковья и 1 из Волгограда. Было около 1500 учащихся в старом здании, занимались в 2 и 3 смены, после занятий ходили работать в локомотивное депо, помогали строить бронепоезд. Это училище закончил Герой Советского Союза Н.Ф. Сухобский. На училище установлена мемориальная доска. Бывшая 1-я Деповская переименована в улицу Сухобского. В училище хороший музей, где собран богатый материал о Н. Сухобском, установлен ему бюст. Это училище закончил В.Ф. Тулин — наш поэт-земляк. Он посвятил свое стихотворение Н. Сухобскому «Комбат Сухобский».

По улице Вокзальной напротив школы № 85 жил Алексей Константинович Телеусов, интересной судьбы человек, который пожертвовал все свои сбережения на строительство танка и самолета во время Великой Отечественной войны, получил грамоту, подписанную В.И. Сталиным. А. Телеусов геройски погиб за Родину. Здесь, на Юртовской горе, в 1951 г. была построена школа № 85. В 1967 году учениками школы был подарен автобус городу из собранного металлолома, первыми пассажирами были лучшие ученики.

Подробнее: На 7 холмах

Богат наш край лесами и водоемами, холмами и пещерами. Есть ценные породы деревьев, растений. Природа на протяжении веков соорудила немало редких по красоте каменных утесов, карстовых воронок...

Некоторые места решением облисполкома от 11 сентября 1975 года объявлены памятниками природы и охраняются законом. Недавно в районе и городе по проверке сохранности этих памятников работала комиссия. В ее составе были инструктор областного общества охраны природы А. А. Митякина, член президиума областного совета этого общества Н. В. Давыдов, председатель районного совета общества охраны природы В. Я. Выдрин, инструктор М. И. Дербушева, главный лесничий лесхоза В. Н. Давыденко и другие.

Расскажем о некоторых памятниках природы и о том, в каком они состоянии сейчас.

БУГАЛЫШСКИЕ СОПКИ

Они сразу привлекают внимание голой крутизной, с одной стороны почти отвесной. Вверху выжженная солнцем поляна, еще весной вытоптанная скотом. Местные жители удивляются: кто и зачем объявил эти горы памятником природы? И никто не знает, в том числе и председатель Бугалышского сельского Совета тов. Фролов и главный агроном Бугалышского совхоза тов. Шафиков, каковы размеры этого памятника: то ли все сопки, то ли часть их. И пасут на них скот, а у подножия разрабатывают карьер.

Подробнее: Памятники природы

Улицы города. У каждой из них свое имя, своя история. Старожилы о каждой из них могут поведать немало интерес­ных историй. Мой рассказ об одной из центральных улиц нашего города, ко­торая носит имя М. И. Мизерова.

Пожалуй, нет такого человека в го­роде, который не знал бы, что Мизеров был врачом, долгое время работал в Красноуфимске, здесь основал город­скую больницу. Чем же заслужил зем­ский врач такое уважение и память людей, что имя его живет и вечно будет жить в названии улицы?.

Обратимся к воспоминаниям людей, которым посчастливилось работать с этим человеком.

«Матвей Иванович Мизеров срочно выехал по вызову к больному, прожива­ющему на острове. Когда он подъехал к Уфе, на ней уже начался ледоход. Недолго думая, Мизеров схватил с изгороди жердь и прыгнул на плыву­щую льдину, с нее на другую. Так пе­ребрался на остров, оказал своевременную помощь больному человеку». (Из воспоминаний медсестры Афанасьевой).

«Однажды, когда Мизеров был под домашним арестом, в больницу привез­ли в тяжелом состоянии женщину. Ей нужна было срочная операция. Кроме Мизерова, сделать ее никто не мог. Об­ратились в жандармское управление, но там отказались отпустить врача.

Пришлось оперировать больную мо­лодому, неопытному врачу. Вдруг у больной стал катастрофически падать пульс. Врач бросил скальпель, отказал­ся один продолжать операцию. И только после этого жандармы разрешили Мизерову пойти в больницу. Матвей Ива­нович пулей влетел в операционную, спас от неминуемой гибели женщину, еще раз доказав глубину и силу своих знаний, своего опыта» (Из воспомина­ний фельдшера Г. Минина).

Эти строки говорят о многом. Перед нами встает знаток и практик медицины, патриот, человек с красивой душой, больше собственной ценивший жизнь простого человека.

Подробнее: Именем Мизерова

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом