«Лучший паровоз» по сети железных дорог страны

 
 
ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Только что отгремела тяжелая, уносящая последние силы у людей, война. Но, она же, показала большой трудовой подъем и энтузиазм у рабочих , в частности, у рабочих железной дороги станции Красноуфимск. После войны красноуфимские железнодорожники продолжали упорно и образцово трудиться, добиваясь высоких показателей.

Обратимся к подборке материалов газеты «Ленинский путь» в 1948 году под рубрикой «Трибуна стахановского движения» к статье «За стотысячный километровый пробег паровоза между подъемочным ремонтом», находящейся в настоящее время в архиве Красноуфимского краеведческого музея:

«Локомотиву, машинистами которого являются Захар Исаакович Лантух и Иван Николаевич Морозов, Министерством Путей сообщения присвоено звание «Лучшего паровоза» по сети железных дорог нашей страны.

На днях наша редакция  обратилась с просьбой к машинисту товарищу Лантух поделиться с нами опытом своей работы. Передаем  беседу с ним:

«…Моя бригада в составе меня, моего помощника Ширяева, кочегара Постных взяли обязательство добиться на пассажирском паровозе серии «Иосиф Сталин» пробега между подъемочным ремонтом сто тысяч километров и обеспечить работу основных деталей паровоза без их замены, сэкономить в год не менее 200 тонн топлива. Взятые обязательства мы выполнили. На 1 октября наш локомотив сделал пробег девяносто две тысячи километров и подъемочного ремонта еще не требует, так как прокат паровозных бандажей составляет 5,5 миллиметров. В период работы наш паровоз не имел ни одного случая брака и захода на межпоездной ремонт, строго выполняя и перевыполняя техническую скорость и средне-суточный пробег. Только за сентябрь наш локомотив имеет нагона опоздавших поездов 12 часов 20 минут. Объем промывочного ремонта из произведенных десяти промывок не превышал шести параграфов, касающихся ремонта  и промывок котла. Слесарный же ремонт, в большинстве случаев, мы проводим своими силами, так как члены бригад нашего паровоза все имеют достаточный слесарный опыт в работе. Несмотря на большой пробег, наш паровоз сейчас в отличном состоянии. Мы не сменили еще ни одной детали, не износилось ни одно поршневое кольцо.

За девять месяцев этого года мы сэкономили  двести тонн топлива, то есть столько, сколько мы намечали в своем обязательстве дать за целый год. По хозяйственному расчету мы сэкономили за девять месяцев 13 тысяч рублей. Этих достижений мы добились путем добросовестного хозяйственного ухода за каждой деталью паровоза, как со стороны членов моей бригады, так и бригады машиниста товарища Морозова. Оба наши помощника имеют хорошие теоретические и практические знания. Как товарищ Ширяев, так и товарищ Лагунов являются выпускниками железнодорожного училища. Ширяев, например, замечательный помощник, он может ездить машинистом на любом паровозе, с ним я работаю уже четыре года. Мой кочегар товарищ Постных так же опытный человек, с ним я работаю два года и по своему опыту он вполне может один ездить помощником машиниста.

Хорошая работа паровоза зависит от теплотехнического состояния машины, от правильного ухода за котлом и правильного отопления. Котел – сердце паровоза, а поэтому уходу за котлом и его содержанию мы уделяем особое внимание. Наблюдение и уход за котлом мы ведем тщательным образом, как во время промывочного ремонта, так и во время эксплуатации паровоза. Во время остановки на промывку, я и мой напарник товарищ Морозов строго следим за соблюдением правил подготовки паровоза к его постановке на промывку в стойло депо, а в дальнейшем следим за правильностью ведения процесса циркуляционного охлаждения котла и его промывкой.

По окончании промывки вместе с руководителями депо производим ревизию котла, предъявляя высокие требования к качеству промывки. Без моего личного осмотра  котел после промывки не закрывается и не заправляется.

Во время эксплуатации паровоза особое внимание обращаем на правильное питание котла и на регулярную продувку котла, так как это нам позволяет держать котел в чистом состоянии, и во время эксплуатации, в первую очередь, путем регулярной смазки. Надежная смазка обеспечивается пресмасленкой, за которой мы следим особенно тщательно.

Большим злом, влекущим к преждевременному износу паровозных бандажей, является буксование паровоза, которое зависит от управления паровозом во время ведения поезда, поэтому мы, борясь за увеличение пробега паровоза без обточки, не допускаем буксования паровоза, хорошо изучив места, где может возникнуть буксирование. Я, с помощью песочниц, предупреждаю его, за работой которых мы тщательно следим, а также следим за качеством песка, насыпаемого в песочницы (обязательно через сетку и в сухом состоянии).

Наши помощники и кочегары так же хорошо знают те места профиля пути, которые требуют предварительной подготовки топки, или наоборот, заблаговременно уменьшают интенсивность огня в топке, а тем самым парообразование, чтобы избежать напрасных потерь пара через предохранительные клапаны, оберегая при этом каждый килограмм угля.

Так, путем хорошего ухода за своей машиной мы добиваемся бесперебойной её работы. Локомотив мы содержим в таком состоянии, что он в любую минуту готов в новую поездку».

Воспользуемся книгой Ивана Петровича Шлычкова «Красноуфимские паровозники», написанной им в 1974 году и хранящейся в Красноуфимском краеведческом музее. Книга «Красноуфимские паровозники», издана самиздатом в г.Йошкар-Оле где жил тогда И.П.Шлычков: страницы содержат машинописный текст с одной стороны листа, также на листах наклеены фотографии. Книга является уникальным письменным источником, содержащим личные воспоминания автора о рабочих и служащих паровозного (локомотивного) депо станции Красноуфимск. На страницах 42-43 автор рассказывает о Лантух Захаре Исааковиче.

«…Лантух Захар Исаакович – почетный железнодорожник. Из 40 лет работы на транспорте более 20 лет он трудился в депо Красноуфимск старшим машинистом паровоза. В работе был безупречен. Товарищ Лантух, я бы сказал, человек особого примерного поведения и дисциплины. Его паровоз всегда содержался в образцовом технически исправном состоянии. Не было случая, чтобы его машина когда-либо была задержана по неисправности. Наоборот, любая комиссия оценивала его уход за паровозом только на отлично. За долгую и безупречную работу машинистом товарищ Лантух Захар Исаакович награжден орденом Ленина, медалями».

На страницах 18, 32 этой книги фамилия машиниста пассажирского паровоза Морозова Ивана Николаевича упоминается в контексте перечисления других фамилий красноуфимских паровозников, после слов:

«…Ведь к управлению паровозами пассажирского движения, допускаются самые примерные, с большим опытом работы классные машинисты, такие как Н.Г.Печенкин, Ф.Я.Зеленин, З.И.Лантух, П.А.Калинин, Н.П.Савенков, М.И.Соколов, Т.С.Васюков, И.Н.Морозов, Я.Г.Павлов, и другие им равные».

Обратившись с сотруднику музея локомотивного депо станции Красноуфимск Виктору Евгеньевичу Кашину, с просьбой о сведениях в отношении машинистов паровоза З.И.Лантух и И.Н.Морозова, я получила от него фото памятника, на котором высечена следующая надпись:

«Здесь похоронена трагически погибшая 10 августа 1953 года паровозная бригада: машинист Морозов И.Н., помощник машиниста Пупышев П.Д., кочегар Субботин А.К. Вечная им память!»

Вместе со своими товарищами машинист паровоза Иван Николаевич Морозов трагически погиб 10 августа 1953 года. Что же послужило причиной их гибели еще предстояло узнать.

30 октября 2019г. В.Е.Кашин передал мне копию статьи «В августе 53-го» из газеты «Аргументы и факты» — Прикамье, №32 за 2013год.

Привожу дословно ее содержание:

« Это событие произошло 60 лет назад. 6 августа (на памятнике указана дата «10 августа», сейчас трудно что-либо узнать, почему указаны разные даты, прим. Л.А.) в 23 часа 30 минут на 1344 километре перегона Щучье Озеро-Агарзя (территория Пермского края) потерпел крушение пассажирский поезд №97, следовавший из Новосибирска в Москву.

Паровоз свалился под откос, сошли с рельсов три вагона, разрушено около 100 метров железнодорожного пути. Погибли машинист паровоза, его помощник, кочегар и три пассажира.

В ходе осмотра места происшествия специалисты установили, что на участке был сделан демонтаж рельсов.  Начались поиски злоумышленников. На следующий день после катастрофы в милицию обратилась Г.Ахметзянова, курьер Агарзянского леспромхоза, и рассказала, что к этому ЧП могут быть причастны её бывший муж Хамтеев и его приятель. Через два дня злоумышленники были задержаны. Действительно, это они разобрали рельсы.

Оказалось, что Хамтеев еще подростком занимался тёмными делами: в своей деревне поджёг колхозную конюшню и мечеть, в школе срывал и портил портреты государственных деятелей. В 1941 году он делал всё, чтобы не попасть на фронт. А после войны, сделав фальшивые документы, выдавал себя за инвалида-фронтовика.

Желание отомстить советской власти у него возникло во время отбывания наказания в лагерях. Он считал, что был дважды несправедливо осужден. Способом мщения избрал совершение диверсии на железной дороге. Нашел и помощника – Лутфуллина, соблазнив его перспективой поживиться имуществом пассажиров, которые погибнут при аварии.

Подготовку к диверсии дружки начали 25 июля в Нижнем Тагиле: купили раздвижной шведский ключ за 850 рублей, приобрели пистолет ТТ, раздобыли костыльную лапу.

В ночь на 7 августа преступники отвинтили гайки стыка рельсов и вытащили костыли одного звена. Спрятавшись в кустах, стали ждать поезда. Вопреки их расчетам, под откос ушли только паровоз и первые три  вагона. Увидев, что вагоны остались на путях и из них начали выскакивать пассажиры, злоумышленники убежали.

В ходе проведения следственных экспериментов показания преступников подтвердились, были найдены орудия преступления. Хамтеев и Лутфуллин признаны виновными в подготовке и совершении диверсионного акта. Преступники были расстреляны».

Автор статьи Софья Штин и указано: «по материалам музея УФСБ по Татарстану».

Таким образом, мы узнали о судьбах машинистов паровоза, признанного лучшим по сети железных дорог страны в 1948 году.

 Л.Е Алексейчик, старший научный сотрудник Красноуфимского краеведческого музея

// Вперед. - 2019. - 7 нояб. - С.15

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом