История 20 века

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

После революции и гражданской войны Красноуфимск был обычным районным центром, где экономической основой было сельское хозяйство, и только железнодорожное депо являлось “оплотом" индустриального развития и деятельности технической интеллигенции. У работающих в депо и в паровозных бригадах было какое-то особое чувство профессиональной гордости. Все они старались делать добротно и качественно. Когда репродукторы “объявили беду”, железнодорожники сразу начали думать, чем помочь фронту: многие подали заявление об отправке на фронт, другие перечисляли значительную часть своего заработка в фонд обороны страны. Но самым весомым вкладом в защиту Отечества стало строительство осенью 1941 года могучего боевого бронепоезда. Строился он в паровозном депо. Участие в его постройке принимали более 100 железнодорожников станции Красноуфимск. Вот фамилии тольконекоторых из них: Кадочников И., Моржерин А. В.,Ханьжин И. И., Решетников А. Я. и др.

Для создания поезда были отремонтированы и специально подготовлены паровоз ОВ № 67-63” и две двухосные платформы. Строился бронепоезд в свободное от работы время. Бронелисты привезли сами железнодорожники с “Уратмаша”. Разрезали, сверлили, закрепляли на бронепоезде уже в самом депо. Паровозную бригаду набрали из своих же машинистов, слесарей, ремонтников. Но навооружении бронепоезда на ст. Канаш наша паровозная бригада была переведи на бронепоезд “Комсомолец Чувашии”. А наш бронепоезд, по праву названный “Красноуфимский железнодорожник”, воевал уже самостоятельно на Западном фронте. На его счету сотни уничтоженных вражеских солдат, десятки едениц боевой техники и, несмотря на множество прямых попаданий немецких снарядов в бронепоезд, броня, скрепленная уральцами, выдержала.

Мы уже писали а 25 номере “Городка” о создании осенью 1941 года в паровозном депо ст. Красноуфимск бронепоезда "Красноуфимский железнодорожник". В преддверии профессионального праздника железнодорожников мы расскажем вам о его боевом пути.

После вооружения пушками, пулеметами и боеприпасами на ст. Канаш наш бронепоезд был направлен на Западный фронт в г. Куйбышев (Самара) в распоряжение 34-го отдельного дивизиона бронепоездов (ОДБП), в который также входил бронепоезд "Смерть фашизму" №667. Бронепоезду "Красноуфимский железнодорожник" был присвоен номер 712. 20 апреля 1942 года команды бронепоездов были полностью укомплектованы, а оружие пристреляно и приведено в боевую готовность уже в Коломне (под Москвой). Командиром 712-го был назначен лейтенант Бондарь Ф. Т. С самого начала личный состав бронепоезда был многонациональным: русские, татары, узбеки, украинцы, белорусы, молдаване, киргизы, но это не помешала стать ему большой дружной боевой семьей. В бою бойцы проявляли максимум взаимопонимания и взаимовыручки, что помогало с большим успехом выполнять поставленные для бронепоезда боевые задачи. Из воспоминаний командира бро неплощадки № 1 Цветкова М. А.:

Подробнее: Наш бронепоезд

Государственный архив в г. Красноуфимске хранит много интересных документов, частью которых являются решения исполнительных комитетов Красноуфимского городского, районного, сельских Советов Красноуфимского района времен Великой Отечественной войны. Именно по ним можно узнать, какие мероприятия проводились в тылу в помощь фронту.

Так, в ноябре 1942 года на заседании исполкома было решено "организовать курсы медсестер запаса в количестве 35 человек с отрывом от производства сроком на 2,5 месяца; председателей колхозов обязать командировать на курсы женщин в возрасте 18-35 лет с образованием не ниже 7 классов; обеспечить их питанием и денежными средствами для оплаты квартир; обеспечить курсы учебниками и тетрадями".

В октябре 1941 года председателей исполкомов сельских Советов обязали предоставить "лошадей для нужд оборонной промышленности за счет колхозов района-24 лошади, за счет организаций - 6 лошадей". Поставку лошадей планировалось произвести за счет колхозов: "Пролетарий", "Никитинская", "Пролетарка", "Красная Армия", "Объединение", "Красное знамя", "Красный партизан", "Искра", "Последователь", "Красный путь", "им. Мичурина", "Согласие", "Красная поляна", "Красное поле", "им. Пушкина", "Нариманова", "Красный Пахарь", "Колос", "Новая жизнь", "13 Октябрь", "им. Кирова" и др.

В 1942-1943 годах проводились трехдневники по сбору у населения пригодных для армии ездовых собак в "фонд обороны"; в целях полного учета имеющихся собак их владельцев обязывали зарегистрировать собак до начала сбора.

Неоднократно исполнительными комитетами принимались решения о сборе теплых вещей, посылок и новогодних подарков для бойцов Красной Армии.

Помощь военнослужащим оказывалась и по возвращении их домой, встречаются решения исполкомов об организации столовой для инвалидов Отечественной войны, об оказании помощи семьям погибших фронтовиков, эвакуированным семьям, об оказании продовольственной помощи остро нуждающимся семьям военнослужащих, о трудоустройстве эвакуированного населения в городе и районе, об оказании помощи семьям фронтовиков в подготовке к зиме и многие др. При сельских Советах создавались районные фонды помощи семьям фронтовиков, комиссии по обследованию условий проживания инвалидов войны.

Вот так жители города Красноуфимска и Красноуфимского района поддерживали фронтовиков-соотечественников в самые тяжелыевремена.

Е.Ю. Федосеева, научный сотрудник Государственного архива в г. Красноуфимске

Федосеева, Е. Ю. Помощь фронту : [Красноуфимск и Красноуфим. р-н в годы войны : из архив. докум.] / Е. Ю.Федосеева // Городок. -  2012. - 4 мая (N 18). - С. 19.

«Замечательный подарок воинам героической Красной Армии отправили недавно рабочие вагоноремонтного завода и красноуфимские железнодорожники.

Поезд-баня уже обслуживает бойцов действующей армии. В телеграмме, присланной на днях санитарным управлением фронта, выражается глубокая благодарность трудящимся города, железнодорожникам узла и директору завода тов. Масютину за ценный культурный подарок» - такое сообщение опубликовала красноуфимская газета «Ленинский путь» в 1941 году.

А вот воспоминание, написанное в 1984 году участницей Великой Отечественной войны Марией Яковлевной Матерковой (Бушувой):

«В 1939 году я поступила в Красноуфимскую школу ФЗО (ПУ-97) на курсы помощников машиниста паровоза. В группе было 27 девушек, учебу закончили все успешно, но вот работа для нас была очень тяжелой. В 1941 году большая часть мужчин ушла на фронт, оставшиеся в тылу, чем могли, помогали с первых дней войны фронту. Красноуфимцы решили построить поезд-баню для красноармейцев. В ноябре мне, как передовой комсомолке, поручили в качестве помощника машиниста вести поезд-баню на фронт. Провожал нас весь город - на перроне устроили митинг. Под звуки духового оркестра мы въехали на первый путь - как на парад. Вагоны были покрашены яркой зеленой краской, внутри также все постарались сделать уютно и красиво. Наш маршрут лежал через Свердловск - на Ленинград. На подъезде к нему стали попадаться разрушенные и сожженные населенные пункты и станции. Далее начались бомбежки и артналеты. Было страшно... То и дело подступали мысли - доедем ли до пункта назначения, так как уехавшие вперед бани уже были разбиты фашистами и стояли «на приколе». Наконец мы добрались до станции Малые Вишеры и запустили солдатскую баню. В 5 километрах от линии фронта замаскировали поезд ветками и побелили белилами, потому что уже выпал снег. С передовой по графику приводили грязных, измученных солдат на помывку. Вся одежда прожаривалась, сушилась, солдат стригли, брили и после короткого отдыха снова в бой... Задача паровозной бригады - обеспечить бесперебойную подачу горячей воды. Качать воду приходилось ручным насосом, колонки, как правило, были разбиты. Угля не хватало - поэтому топили паровоз дровами, По ночам переезжали к другой части, чтобы вымыть следующих солдат, а днем снова топка и подача горячей воды. Спать практически не приходилось. А еще попадали под бомбежки и укрывались в лесах, вокзалах, бомбоубежищах. Весной 1942 года я сильно заболела, и меня отправили домой. Добиралась с попутным поездом-госпиталем. В районе станции Калинин нас стали бомбить с самолета. Поезд был весь разбомблен — осталось нас в живых 18 человек и 13 раненых, и вот пешком, кто как мог, добирались до Москвы. Подлечив, осенью меня снова отправили на фронт, и воевала я в зенитном дивизионе 178. В районе ст. Бологое я вновь встретила родную поезд-баню №9, любовно построенную красноуфимцами, но только разбитую и тоскливо стоявшую на запасном пути. С этой частью я прошла по Латвии, Эстонии, Польше, Германии. Победу встретила на реке Висла. Однако демобилизовали только девчат в августе 45-го, а мужчин еще оставили...»

В апреле 1942 года газета «Ленинский путь» вновь опубликовала заметку о поезде-бане №9, в которой говорилось, что бойцы Н-ской воинской части просят редакцию передать трудящимся Красноуфимска горячее красноармейское спасибо за их подарок.

По материалам краеведческого музея и музея трудовой и боевой славы ПУ-97 подготовил Анатолий Логинов

//Городок. – 2013. – 6 сент. (№36). – С. 21

ОНИ ДОЛЖНЫ ИДТИ ПОБЕДНЫМ СТРОЕМ В ЛЮБЫЕ ВРЕМЕНА

В украинском городе Яремче Ивано-Франковской области на братской могиле воздвигнут памятник партизанам-ковпаковцам. По центру братской могилы установлена плита с барельефом Героя Советского Союза комиссара партизанского соединения С.В. Руднева. По периметру установлены чугунные плиты с фамилиями погибших партизан и воинов Советской Армии. Есть среди них и фамилия нашего земляка - Бориса Сабировича Валитова.

Борис Сабирович родился 1 марта 1921 года в г. Красноуфимске. Учился в школе № 1, поступил в сельскохозяйственный техникум, но по семейным обстоятельствам учебу пришлось прервать и поступить на работу, чтобы помочь матери, которая после смерти мужа одна воспитывала пятерых детей. Но поработать в радиоузле удалось лишь полгода. 9 октября 1940 года Борис был призван в ряды Красной Армии.

Дважды Борис вместе с другими отличниками учебы ставится в пример как отличный радист и как замечательный стрелок. В краеведческом музее хранятся пожелтевшие от времени вырезки из армейской газеты: "Молодые бойцы Валитов и Калинин настойчиво овладевают военной техникой. Полюбив свою специальность, они за короткое время изучили материальную часть радиостанции и уже принимают по несколько групп цифрового текста в минуту... Изучив устройство винтовки, взаимодействие механизмов, товарищи Валитов и Калинин тренируются метко вести огонь".

Если уж брался за что Борис, то доводил дело до конца. Эту черту - настойчивость, серьезное отношение к любому делу - он вырабатывал в себе со школьной скамьи. Решил он учиться игре на мандолине - добился сам и вовлёк в это дело других школьников, организовав струнный оркестр. Полюбил спорт - и вскоре стал одним из лучших физкультурников, значкистом БГТО. Увлёкся садоводством - и зацвели в его ограде фруктовые деревья. Так вот и формировался стойкий, твёрдый в своих убеждениях советский патриот. Особенно все эти качества проявились в период партизанской борьбы с фашистскими захватчиками в знаменитом соединении С.А. Ковпака, куда он попал из окружения.

В первые дни войны Борис Валитов был начальником рации 875-го стрелкового полка 127-й стрелковой дивизии 19-й армии. С 13.02.1942 года - боец 3-й опергруппы Путивльского партизанского отряда. С 29.03.1943 года - минер 1 -й роты 1 -го стрелкового батальона (Путивльский п. о.) соединения партизанских отрядов Сумской области под командованием дважды Героя Советского Союза С.А. Ковпака и Героя Советского Союза СВ. Руднева, погибшего в период Карпатского рейда.

Подробнее: Люди с чистой совестью

В Государственном архиве в г. Красноуфимске хранится один из интереснейших документов полувековой давности - доклад управляющего Красноуфимским отделением Госбанка "О денежном обращении в районе", датированный 01 апреля 1960 года. В докладе приводится сравнительный анализ доходов на душу населения и расходов на различные нужды.

Так, в 1959 году доход на душу населения составлял 3 308 рублей. Расходы распределялись примерно вот так: массовые платежи - 53 р. 13 коп., ж/д и местный транспорт -138 р. 42 коп., квартплата и коммунальные услуги - 28 р. 06 коп., культурные мероприятия (кино, театр) - 39 р. 80 коп., бытовые услуги (фотография, химчистка, баня) - 48 р. 64 коп., участие в займах и лотереях - 34 р. 91 коп., покупательный фонд - 2 965 р. 74 коп.

На что же тратили люди свой покупательный фонд? Покупательский спрос населения по промышленным и продовольственным товарам зачастую превышал предложение. В частности, не удовлетворялись запросы населения в меховых изделиях, дамских зимних и демисезонных пальто, трикотаже, недостаточным был ассортимент тканей, платьевой шерсти, мужских головных уборов, ковровых изделий, мужских брюк и сорочек, носков, чулок, мебели. Из продовольственных товаров был дефицит мяса и мясных изделий, недостаточный ассортимент рыбы, кондитерских изделий, молока и молочных продуктов, фруктов.

В то же время наблюдался излишний завоз некоторых товаров: махорочных сигарет, карамели, школьных сапог, женских туфель и ботинок.

Большим спросом пользовались мотоциклы, швейные ручные и стиральные машины, которые в продаже бывали редко.

Поставщиками местной продукции для торговли были горпищекомбинат, молокозавод, пивзавод, мебельная фабрика, артель "Кустарь". Все они не обеспечивали население в достаточной мере товарами, пользующимися спросом.

Горпищекомбинат, в связи с отсутствием оберточной бумаги, выпускал открытые сорта конфет, которые пользовались малым спросом. Баранки имели низкое качество, а леденцы, пользующиеся спросом, в разновесе не выпускались.

Молокозавод давал мало молока в расфасованном виде, недостаточное количество сырков, сыра и творога.

Пивзавод часто имел перебои с поставкой пива.

Мебельная фабрика выпускала шкафы, кадки, тумбочки и другую продукцию, однако спрос населения полностью не удовлетворялся количеством выпускаемой продукции.

Райпромкомбинат выпускал в основном телеги и ходки, спрос на которые был довольно низкий.

Большую роль в деле реализации сельхозпродукции играл рынок. Кроме Красноуфимского района, на колхозный рынок завозили товары из Сажинского, Манчажского, Артинского, Ачитского районов, некоторых городов и поселков Пермской области, а именно: п. Суксун, г. Кунгура, п. Кишерть.

Вероятно, дефицит промышленных и продовольственных товаров сохранялся еще долго, и свой покупательный фонд жители города и района еще не скоро смогли израсходовать.

Е. Ю. Федосеева, научный сотрудник госархива

            Федосеева, Е. Ю. О дефиците товаров 1959 года : [дефицит промышленных и продовольственных товаров в г. Красноуфимске : из архив. докум.] / Е. Ю. Федосеева // Городок. - 2012. - 13 янв. (N 2). - С. 5 : фот.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

перед эти кодом