Музеи - память о веках

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Вчера была в музее - работала с книгами земской управы за 1901, 1902, 1903 год. Это работа по статье - ведем фоторасследование по одной очень старинной фотографии. Просидела над книгами всего пару часов, а так хотелось сутки и больше!!! На самом деле эти часы пронеслись как 10 минут. Потому что - это клад, а не книги. Читая содержание тебя «разрывает»: и здесь почитать хочется, и там - так интересно наблюдать развитие жизни города. Но приходилось сдерживаться - ведь есть четкая цель и ограниченность во времени.

Поработав с книгами, я шла и думала, что меняется всё, кроме главного. Меняются декорации и атрибутика, но суть людей и жизни остается неизменной. Всё так же есть люди, которые горят и отдаются целиком и полностью своей работе.

Золото-человек

Меня вот многие годы восхищает личность Мизерова - золото-человек, такая судьба у него непростая была.

Вот как раз в этих книгах прочитала, что Мизеров, отработав без отпусков, выходных и проходных 10 лет (10 лет!), просит у руководства время (в пару месяцев), чтобы съездить на курсы повышения квалификации, в которых он очень нуждался. Его отпустили, и он уехал туда со своим помощником - врачом Курдовым, который отработал при этом без отпуска 5 лет, и просил средства на эту поездку. Курдов пишет, что, имея большую семью, за годы работы ему так и не удалось накопить средств, а в получении новых знаний он очень нуждается.

Еще одна история из журналов, на которую я потратила своё время, отвлекаясь от цели (не смогла удержаться)

- это как несколько лет Мизеров просил, чтобы ему поставили на территории земской больницы новую баню - старая была ужасно ветхой, и об этом даже говорилось в документах. Тем не менее, решение этого вопроса растянулось не на один год. Руководство сначала предлагает сделать там просто ремонт. Потом отмечают, что ремонта всё-таки будет недостаточно и решают сделать.... вместо бани камеру по дезинфекции. Задают вопрос Мизерову: в каком месте лучше всего поставить эту камеру? Но он им даже не дает никакого ответа. Я почти чувствую, какую он, наверное, при этом испытывал безысходность.

Учили крепко

Бросалось в глаза перечисление фамилий на получение стипендий учащимися. А еще там говорилось о том, что раньше при училищах в нашем городе были мастерские по производству черепицы и ткацкие мастерские... Одним словом, было не просто учебное заведение, а при нем дети получали очень мощную практику. Что уж и говорить, в то время в нашем районе было очень развито кустарное производство и сельское хозяйство,

от чего мы сегодня, к сожалению, ушли. И пчеловодство на территории у нас было развито, и кузницы функционировали, и мельницы и т.д. и т.п. Кстати, в 1902 году в С.-Петербурге была Всероссийская кустарно-промышленная выставка и из нашего города туда тоже ездила делегация.

Но вот читая про учебные заведения, делающих большой упор на практику вспомнила про героя моей статьи. Как-то я писала про улицу Ваулина, которая названа в честь человека, обучающегося в нашем городе. Он приехал к нам учиться из маленькой деревеньки, из очень бедной семьи. Старательно учился в учебном заведении на селекции - сегодня это здание принадлежит селекционной станции. После учебы изготавливал мозаику. Его работы есть в Третьяковской галерее и в метро, и других зданиях Москвы и Питера. Что удивительно: он больше нигде не учился - только в нашем городе. Этих знаний ему хватило для больших открытий и прорывов. Вот как раньше учили!

Капля дегтя

Но наравне с хорошим было немало и плохого. В книгах земской управы можно увидеть статьи расходов на содержание исправительных приютов и приютов для нищих. Что в городе, как и сейчас, были малолетние преступники и буйствовали различные эпидемии...

Не могла пройти мимо Доклада об устройстве обеда для бедных по случаю «исполнившагося» (так и написано) 40-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости.

38 ведеркиндер-бальзама

Очень повеселил доклад о киндер- бальзаме (вот откуда киндер-сюрприз возник!). В общем, дело было так: в 1901 году в красноуфимской аптеке было про

дано (за год) 38 вёдер этого таинственного киндер-бальзама. Из чего чиновники сделали вывод («предположение» как там написано), что это средство «употребляется местным населением в качестве опьяняющего средства, которое можно достать в аптеке во всякое время дня и ночи». 15 сентября 1901 года собралось земское собрание и среди прочих вопросов рассматривался вопрос о киндер-бальзаме: чтобы его отпускать впредь только по рецепту врача. Ну что тут скажешь? Голь на выдумки хитра! А вообще это, наверное, большие цифры - 38 ведер. Ведь город тогда был совсем небольшим. Если мне не изменяет память, в 1900 году в нашем городе было всего 6 улиц. И шестой улицей стала улица Советская - тогда она носила название Соболевская.

Об образованиималеньких детей

«А.А. Надеждин заявил, что в наших школах в среду учащихся принимаются дети 6-7 летнего возраста, что вызывает излишние расходы на приглашение помощников учителей, так как, такие малолетки оказывают малые успехи, то г. Надеждин с своей стороны, полагал детей моложе 8-ми летнего возраста в школу не принимать».

Книг земской управы в музее - 47 штук. И написаны они удивительным языком старины со словами, которые сегодня мы не используем. Идите в музей - читайте, это наша история, мы должны ее знать!

Анастасия ЧЕРНОВА.

// Вперед. — Красноуфимск, 2018. — 17 мая. — С. 7

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ