Улица Ухтомского

 
 
ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Мы переехали на Трактовую (так называлась до 1956 года улица имени Ухтомского) в 1931 г., когда мне было 4 года. Здесь прошло мое детство, юность, отсюда в 45-м ушел на 6 лет в армию. В общей сложности прожил на этойулице около 50 лет, и знаюее лучше, чем любую другую. Расскажу, какой была улица Ухтомского (Трактовая) в 30-е годы, шестьдесят лет назад, опишу те места, где проходило мое детство, о наших ребячьих владениях.

Они простирались между железной дорогой и Березовойгорой, от тоннеля до «Вторчермета» и линией, просящей от него до Горняка. За этой линией начинались владения соболевских ребят, за станционными путями - юртовских, за железнодорожнойнасыпью - городских. За Березовой горой - ничейная территория, там не было никакого жилья. Конечно, эти границы расширялись по мере того, как мы подрастали. Когда пошли в школу, в нашем классе оказались ребята из Соболей, с Юртовской горы, мы подружились, ходили друг к другу в гости, но всеравно НАШЕЙ территорией оставался этот огромныйтреугольник.

Железнодорожная линия тогдабыла однопутной, станционных путей было меньше, поездам приходилось подолгу ждать, пока на станции освободится путь. Напротив элеватора стоял семафор с двумяруками, двумя крыльями, от них шли два троса, подвешенные на блоках, которые заканчивались двумя барабанами. Когда путь на станции освобождался и можно было пускать поезд, к барабанам подходил железнодорожник и, вращая рукоятку, тянул тот или другой трос. На семафоре поднималась или верхняя (большая) или нижняя, маленькая, «рука». Машинист таким образом получал разрешение ехать. В темное время и в тумане на семафоре таким же образом отодвигались заслонки, и появлялся зеленый или красный свет.

Между Березовой и Сосновой горами и на месте нынешнего поселка Горняк все было покрыто трудно проходимыми зарослями из ольхи и черемухи, хмеля…, не было, конечно, ни одного дома. А там, где теперь верхний конец Горняка, был пруд, земляная плотина с деревянным лотком, с которого с оглушительным шумом с высоты, как мне теперь кажется, 3-4 метровнизвергалась вода. Водопад! Сюда ходили мы купаться, ловить рыбу (по рассказам старых рыбаков в Сарге водились даже хариусы). Около пруда в те годы зарождалась артель «Горняк» (упоминается в отчетах горсовета за 1931 год), и это место называли Саргастрой, название Горняк появилось позже. Тут был небольшой заводик по производству строительного и огнеупорного кирпича, печи для обжига. Глину брали в Липовом сколке и в лесу между Фуколовским кордоном и Саргой (его называли Казник), до сих пор в этих местах сохранились ямы, заполненные водой. В составе завода стеновых материалов (цех метлахской плитки) бывший «Горняк» просуществовал до начала 80-х.

По Сарге весной сплавляли лес и около моста (у железной дороги) был склад, выделялись штабеля бревен одинаковой длины и толщины, выструганные, быть может, даже рубанком. Говорили, что их отправляли за границу.

Зимой по Сарге прокладывалась ледовая дорога для вывоза леса на тракторах. На тракторные сани устанавливался огромный деревянный ящик с отверстиями над задним концом каждого полоза. Вода выливалась на след от полозьев, замерзала... Непонятно, как удавалось соблюдать или обходить все многочисленные извилины реки.

Рассказывали, что в конце 20-х годов существовал проект, по которому предполагалось перегородить плотиной Саргу между Сосновой и Березовой горами. На образовавшемся водохранилище устроить водную станцию с лодками, вышкой для прыжков в воду, пляжами, а на Березовой построить дворец железнодорожников. Уже были отпущены деньги, но их сразу же забрали, очевидно, на более неотложные нужды.

Во время войны между Сосновой и Березовой оборудовали стрельбище (в городе располагалась снайперская школа). Огневой рубеж был около железной дороги, а мишени стояли под горой, где теперь магазин поселка Горняк. Понятно, что заросли кустарника проредили, чтобы видно было мишени.

Единственная улица, называлась она Трактовая (теперь Ухтомского) делила нашу территорию на две неравные части, была немощеная и очень, очень грязная и значительно короче, чем теперь.

От моста через Саргу (он был деревянный и почти на том же месте, что и нынешний каменный), и до того места, где сейчас кинотеатр «Космос», никакой улицы и никаких строений не было, а был пустырь, низина, весной заливаемая водой. В морозные ночи все это замерзало, и утром мы выходили кататься на санках. Катались, где сейчас улица Горького (тогда было несколько домов). Неслись от нынешней улицы Лермонтова, вылетали на покрытый льдом, ровный, как стол, пустырь и далее почти до самой железной дороги. Это была самая длинная санная трасса. Транспорт был тогда в основном гужевым (лошади), движение небольшое, бояться было нечего.

Улица начиналась примерно там, где сейчас кинотеатр «Космос», на этом месте стоял одноэтажный деревянный дом, в котором сначала было родильное отделение больницы, затем контора, после этого и до сноса использовался как жилой. Во избежание повторений замечу, что все дома и здания (кроме вокзала) были в станционном поселке деревянными. Второе кирпичное здание (средней школы №11), было построено, кажется в1939 г.

Далее шли жактовские дома (ЖКТ - жилищно-кооперативное товарищество). Сначала три одноэтажных двухквартирных, затем двухэтажный четырехквартирный (примерно на том месте, где теперь многоквартирный дом №18 со «стеклянным» магазином), потом один двухквартирный, а дальше три двухэтажных восьмиквартирных, из которых первый - мой, Трактовая, 175. До сих пор не могу понять нумерацию домов тех времен. Застройка велась со стороны города, а номера убывали. Тот, что был перед нашим, имел номер 176, после нашего - 174, третий двухэтажный построили уже на моих глазах, а номер ему присвоили 173. Всех-то домов на этой улице было около сорока, а во всем станционном поселке чуть больше полусотни. Откуда же такой номер? Эти дома теперь под номерами 26 (бывший 175), 28, 30, (остановка автобуса «Магистраль»).

Следующий двухэтажный дом, сохранившийся до сих пор (правда в плачевном состоянии), был построен незадолго до войны, использовался как технический кабинет железнодорожников, библиотека, во время войны здесь учились начальные классы школы №11 (здание было занято под госпиталь), после войны разными учреждениями, последнее время мастерскими школы №84, школой рабочей молодежи (вечерняя школа). Сейчас здание пустует. За жактовскими домами и техшколой располагалась группа из восьми одноэтажных четырехквартирных домов, расположенных четырехугольником, внутри которого - общий двор с хозяйственными постройками. (Такие дома еще остались на повороте с улицы Ухтомского к вокзалу). Не знаю почему эти дома называли «Кремль». Говорили: «В Кремле он живет», «кремлевские ребята» и т. п. Осенью 90-го снесли последний дом в «Кремле». Теперь эта территория застроена многоквартирными домами, из которых лишь один расположен на Ухтомского (вместо старых трех). А старожилы все равно это место называют «Кремлем».

За «Кремлем» - пустое место (редкий березник), на котором, если не ошибаюсь, в 1939 гпостроили среднюю школу №11 (железнодорожную), до этого ученики с 5-го класса ходили в городскую школу.

Дальше одноэтажное деревянное здание конторы 11-й дистанции пути (теперь жилой дом №44), потом контора орса (отдел рабочего снабжения).

Эта сторона Трактовой улицы заканчивалась сенным складом (сенным пунктом). Со всех близлежащих районов свозилось сюда сено, всю вторую половину лета, зиму шли мимо нашего дома обозы с сеном. На сенном пункте его прессовали и отправляли по железной дороге. Основной тягловой силой государства были лошади. Особенно много сена нужно было армии (кавалерия, артиллерия на конной тяге, обозы). Ворота и весовая стояли до конца 70-х, хотя сам сенной пункт был ликвидирован значительно раньше.

Теперь вернемся к Сарге и пройдем по улице Трактовой по ее левой (теперь нечетной) стороне. Сначала пустырь. Против того места, где теперь кинотеатр «Космос», в маленьком домике была закусочная, дальше деревянный четырехквартирный, потом двухэтажный, в этом доме перед войной был интернат для учащихся, которых привозили с маленьких станций, там не было семилетних и средних школ. Во время войны здесь помещалась наша школа, я окончил 7-й класс (где жили в это время дети с железнодорожных разъездов, не знаю). После войны общежитие «ЖУ» (железнодорожного училища), потом вечерняя школа. Снесен в июле 84-го.

За интернатом - пять одноэтажных четырехквартирных. Мы подошли к тому месту, где теперь кончается общежитие «Магистраль», к улице Бытовой. Тогда никакой улицы не было, а был отворот от Трактовой к железнодорожному переезду.

В следующем, одноэтажном, доме располагалась редакция газеты железнодорожников «Сталинский путь» (в то время в городе издавались две газеты, районная и железнодорожная). После войны и до сноса - детские ясли.

За редакцией в одноэтажном доме железнодорожная контора. Позже надстроили второй этаж, здесь до мая 1961 года находилось управление отделения дороги, затем, до 1992 года, железнодорожная поликлиника.

В следующем, одноэтажном доме до войны был детский сад (я туда ходил три года), потом техническая библиотека, в последнее время был занят жильцами... Летом 90-го три этих здания были снесены и на их месте (от Бытовой до Матросова) построен многоквартирный дом с железнодорожной милицией на первом этаже. (Заселен в 1995-м году).

На углу улиц Ухтомского и Матросова и теперь еще стоит одноэтажное здание, занятое жильцами. А тогда в нем размещалась диспетчерская (служба движения железной дороги). За диспетчерской - двухэтажное белое здание, восьмиквартирный жилой дом. Мы так и звали его, «белый дом», нам казалось, что это самый красивый дом в поселке, были убеждены, что он каменный. А когда в 1976-м году его снесли в связи со строительством автовокзала, оказалось, что он деревянный, насыпной (между дощатых стен насыпан шлак). Теперь это место постепенно застраивается частными ларьками.

За «белым домом» еще один четырехквартирный (на повороте к вокзалу, стоит и теперь), за ним еще такой же. Далее в одноэтажном здании располагалась железнодорожная поликлиника. За ней еще несколько одноэтажных домов. Заканчивалась эта сторона улицы «Вторчерметом».

Что было между улицей Трактовой и железной дорогой видно из прилагаемого плана. Он составлен в 1982 году на основе глазомерной съемки. Расстояние измерялись шагами. Объекты, ныне не существующие, нанесены по памяти. Номерами обозначены следующие.

 Вокзал. Он был тогда тот же самый, что и теперь, но намного красивей, и было ему 20 лет. Вокруг вокзала было много цветов, у железнодорожников имелась для этого специальная оранжерея.

1.Цветник с фонтаном, огромный, 150 на 50 метров. Это был самый большой и самый красивый сквер в городе, а фонтан и совсем единственным. Зимой здесь заливали каток.

2.Сквер, на привокзальной площади. Летом весь в цветах, даже снаружи по изгороди.

3.Водонапорная башня на перроне та же, что и теперь. Паровозы потребляли много воды, да и все привокзальное население пользовалось водой из этой башни.

4.Начальная школа № 81, до 1939 года в станционном поселке другой школы не было.

5.Магазин, единственный на весь поселок. Закрыт в 1995 году.

6.Железнодорожная милиция. Просуществовала здесь до 1995 года.

7.Детский сад, единственный на станции.

8.Железнодорожный клуб им. Ухтомского. Как мне теперь кажется, это были четыре деревянных одноэтажных дома, пристроенных друг к другу в виде четырехугольника. В нем были зрительный зал, фойе, спортивный зал, библиотека. О клубе, о том какую роль он играл в нашей жизни нужно рассказывать отдельно, но одному это непосильно. Надо собрать воспоминания участников всех многочисленных жанров художественной самодеятельности. Боюсь, однако, немного осталось тех участников 30-годов. Здание клуба было снесено в конце 60-х, на этом месте теперь быткомбинат «Чайка», (построен в 1972 году).

9.Сад с эстрадной площадкой-раковиной. Здесь в теплую погоду проводились танцы, концерты.

10.Баня, самая старая в городе, ей около семидесяти лет. Правда, была она тогда вдвое, меньше, были мужские и женские дни. Ей мы обязаны тем, что во время войны удалось избежать эпидемий (здесь был санпропускник).

11.Водоразборная колонка, не совсем обычная. Во-первых, она была, вероятно, единственной на всей описываемой территории, сюда приходили за водой даже с Сосновой Горы. Во-вторых, она была в виде избушки, в избушке печка, чтобы колонка не замерзала зимой. В-третьих, колонка была платная. В избушке сидел человек, водонос или водовоз подавал в маленькое окошечко талончик, отпускалось водоносу два ведра воды («дружок», как тогда говорили), а водовозу - бочка. От тракта к этой колонке мы катались на санках и коньках.

12.Столовая. Клиенты были самые разнообразные и в том числе шоферы, у которых нам часто удавалось выпросить пласт резины для рогаток и прочего «оружия». Резина тогда была тонкая, эластичная. Здание снесено в начале 80-х в связи со строительством многоквартирного дома на улице Хозяйственной.

13.Казармы. В них жила охрана мостов, тоннелей. Теперь железнодорожная больница.

14.Хозяйство 11-й дистанции пути. Сейчас это хозяйство расположено здесь же и называется «ПЧ». Здесь стояли снегоочистители, склады инвентаря для ухода за путями, небольшая лесопилка, столярка... Самым главным, что нас ребятишек здесь привлекало, была ручная дрезина. У нее была рукоятка, которая через систему передач соединялась с колесами. Человек садился на скамейку, упирался ногами в специальные упоры и начинал двигать рукоятку к себе-от себя, к себе-от себя…, колеса вращались, и дрезина довольно быстро катилась по рельсам. Мы любили таким образом кататься, уехать далеко было нельзя, так как с одного конца пути был тупик, с другого - ворота.

15.Кирпичный сарай. Так называли небольшой кирпичный заводик, примерно, на том месте, где сейчас котельная. Сараи (навесы) для сушки кирпичей, печи для обжига. Глину замешивали здесь же, в огромных ямах. Вокруг ямы ходили две лошади, вертели мешалку.

16.Роддом, потом контора (на том месте, где сейчас кинотеатр «Космос»).

17.Наш дом, Трактовая, 175 (теперь № 26)

18.Строящиеся дома.

19.Интернат, во время войны школа.

20.Редакция газеты «Сталинский путь».

21.Отделение дороги.

22.Диспетчерская.

23.«Белый дом».

24.Железнодорожная поликлиника.

25.ОРС.

26.Контора 11-й дистанции пути.

27.Пустырь, на котором в 1939 году построена железнодорожная средняя школа №11.

28.«Кремль».

29.Частные дома, будущий поселок Сосновая Гора. Нанесен он на план условно, это не значит, что именно тут стояли первые дома и было их пять. Поселок в начале 30-х только начинал застраиваться. «Ввиду развития станции Красноуфимск, забронировать за железной дорогой 26 гектаров земли на Сосновой Горе под постройку железнодорожных зданий». (Ф-20, д. 13, л. 16. 1928 г.). «В новом поселке Сосновая Гора выкопать колодец» (1931 г.).

Значит, когда мы в 31-м году переехали на Трактовую, поселок уже был. Но старожилы его рассказывают, что застраивался он «пятнами», частями. Усадьбы были нарезаны, а застраивали в первую очередь те, на которых земля была лучше. Поэтому дом №1 вовсе не обязательно старее домов в середине улицы. А вырубку за нынешней улицей Пушкина я хорошо помню, туда мы ходили за ягодами, потом корчевали пни, раскапывали под огороды (под картошку).

Между поселком Сосновая Гора и Трактовой, от того места, где сейчас «Космос» и до улицы Тургенева был чудесный березник, густой, местами с зарослями малины, трудно проходимыми для ребятишек. Можно сказать, что наш дом стоял в березнике. Вырубили площадку и построили дом. Березы были между домами, между домом и трактом, в огороде. В березник нередко забегали зайцы, белки, водились даже
хищные птицы, в сентябре нередко вспугивали вальдшнепов, а обычных птиц было множество, как и грибов. Грибы были всюду, даже на огородах вдоль заборов собирали грузди... Березник был местом наших игр, массовых гуляний в День железнодорожника. Теперь от березника не осталось, можно сказать, ни пенечка, все застроено жилыми домами, детскими садами, школой, гаражами. В сентябре 1990-го года вырубили последние березы между улицей Горького и бывшей школой №11, заложили железнодорожную больницу.

Теперь только три деревянных двухэтажных дома (бывшие №№175, 174, 173) напоминают о нашем детстве, больше ничего не осталось. Грустно, хотя и понимаешь, что и дома современные нужны, и детские сады и больница..., но и детства жалко.

 

Л. ЗЕЛЕНЦОВ

Зеленцов Л.С. Улица Ухтомского: история улицы// Вперед. - Красноуфимск, 1996. - 12 авг. - С. 3-4.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом