Материалы краеведа М. С. Соколовой

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Документов, раскрывающих, каким образом осуществлялось управление образованием в России до 1782 г., найти не удалось. Вероятно, через губернаторов и штатных смотрителей народных училищ. "Малые народные училища" существовали в губернских и уездных городах, но их было немного. В 1782 г. была создана "Комиссия об учреждении народных училищ", которая в 1786 г. приняла "Устав малых училищ", открывший доступ в них девочкам. В 1802 г. эта "Комиссия" стала частью министерства народного просвещения (МНП), созданного по приказу Александра I. Называться "Комиссия" стала "Главное управление училищ".

В том же 1802 г. были учреждены учебные округа, во главе которых стояли "Попечители", назначаемые МНП. В каждый учебный округ входило несколько губерний. Губернатор через штатных смотрителей и лично осуществлял общее наблюдение за ходом и направленностью первоначального обучения в губернии. Ежегодно он отчитывался перед попечителем своего учебного округа.

"Малые народные училища" в 1803 г. переименовали в "Приходские" (одно на 1-2 прихода), усилив контролирующую роль духовенства.

С принятием в 1828-1874 годах новых нормативных документов, регламентирующих деятельность народных училищ, изменилась и структура управления. Кроме должности штатного смотрителя с 1869 г. в каждой губернии появился "Инспектор народных училищ". По "Положению о земских учреждениях" от 25 мая 1874 г. в каждой губернии была введена должность "Директор народных училищ губернии", он утверждался в должности МНП. "Директор" имел право подбирать в помощь себе инспектора в каждом уезде (в зависимости от количества начальных училищ), которых утверждал в должности "Попечитель" учебного округа.

С 1864 г. в губерниях создаются "губернские училищные советы", находящиеся в ведении МНП и наделенные достаточно широкими полномочиями. С этого же времени существовали и "уездные училищные советы", подконтрольные "губернскому". За губернатором осталось право осуществлять общее руководство и сообщать свои замечания в министерство народного просвещения.

Подробнее: Управление образованием в Российской империи

История народного образования в России уходит в глубокую древность. Судя по количеству найденных берестяных грамот, можно предположить, что грамотность в 11-м веке была распространена среди разных слоев населения Киевской Руси. При церквях и монастырях были школы грамоты, а при дворе князя и в Киево-Печерском монастыре – школы повышенного типа. После освобождения от татаро-монгольского ига и в связи с развитием книгопечатания в области образования начался подъем.

Иван Федоров (Москвитин) в 1564 г. в Москве совместно с П. Мстиславцем выпустили первую русскую датированную печатную книгу «Апостол», в 1574 г. во Львове – первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола», в 1580-81гг. в Остроге – первую полную славянскую «Библию».

В 70-х годах 17 в. Симеон Полоцкий открыл школу повышенной степени для чиновников царской канцелярии. В 1687 г. по его инициативе основана славяно-греко-латинская академия, выпускники её становились священниками, государственными служащими, преподавателями. В 18-м веке Академия стала крупным центром российской науки и культуры.

Пытался поставить на ноги науку и культуру Петр I. В 1701 г. в немецкой слободе была открыта гимназия. Как отмечалось в Указе, в ней могли учиться все желающие. В том же году были основаны Навигацкая и Пушкарская школы, в 1707 г. при военном госпитале – Медицинская школа. С 1710 г. учебники стали печатать гражданским шрифтом, славянский использовался лишь в богослужебных книгах, введены арабские цифры. В 1712 г. открыт Инженерный корпус, в 1715 – Морская Академия. В 1724 г. в Петербурге учреждена

Академия наук с университетом и гимназией при ней. Дочери дворян могли получать образование в частных пансионах и институтах для благородных девиц. Открывались цифирные школы для всех сословий. Но после смерти Петра большого развития они не получили. Основная масса простого народа была неграмотна. На Урале при заводах существовали горнозаводские школы.

Велика роль М.В. Ломоносова в деле развития просвещения. По его инициативе в 1755 г. в Москве открыт Университет и при нем две гимназии: одна для дворян, другая – для разночинцев. Снова стали появляться школы для детей мещан, солдат, матросов, а также различные ремесленные школы.

Подробнее: Образование в России (XVII – начало XIX веков)

В 90-х годах 19 века в Московском и Петербургском комитетах грамотности, в журналах и газетах, а затем и в губернских и уездных земских собраниях широко обсуждался вопрос о введении всеобщего начального обучения для детей 8-12 лет. На основании сведений, собранных со всей России, говорилось, что «в народе возбуждено сильное стремление к образованию. Государь Император изволил признать вопрос о народном образовании – вопросом чрезвычайной важности». В докладе директора народных училищ Пермской губернии от 1 мая 1895 г. говорится: «Уездные земства Пермской губернии идут впереди других земств в деле народного образования и заслуженно пользуются репутацией передовых, затрачивая надело народного образования 19% своего бюджета, тогда как средняя цифра по другим губерниям 15%».

Директор предложил Красноуфимской земской управе взять на себя труд совместно с уездным училищным советом разработать вопрос о всеобщем начальном обучении в уезде и представить свои соображения очередному земскому собранию.

26-е уездное земское собрание, рассмотрев доклад земской управы о всеобщем обучении, поручило ей выработать при содействии инспектора народных училищ Красноуфимского уезда подробный план. Кроме того, Пермское губернское земское собрание, рассмотрев этот вопрос на 26-й очередной сессии, поручило губернской управе просить уездные управы заняться:

а) детальной разработкой вопроса о всеобщем начальном обучении по программе, выработанной губернской управой;

б) разработкой вопроса об изыскании из источников уездного земства средств к осуществлению идеи всеобщего начального обучения.

Независимо от этого губернское собрание постановило: ходатайствовать перед министром внутренних дел о разрешении губернскому земству отчислить из сумм губернского дорожного капитала 110 тысяч рублей для составления общего специального фонда для выдачи уездным земствам, волостным и сельским обществам беспроцентных ссуд и безвозвратных пособий на постройку школьных зданий и помещений для библиотек.

Подробнее: О введении всеобщего начального обучения

Директор народных училищ губернии (с 1874 г.) избирается попечителем учебного округа из лиц, получивших высшее образование, утверждается в должности министром народного просвещения.

Обязанности: заведование учебной частью всех народных училищ в губернии (личный осмотр и руководство деятельностью двух подконтрольных ему инспекторов); управление делами губернского училищного совета- проводит заседания, предварительно рассматривает отчеты уездных училищных советов и выносит по ним заключения, составляет на основании их и личных осмотров общий очерк состояния народных училищ губернии, который обсуждается и утверждается на заседании совета, составляется справка для попечителя учебного округа; может увольнять преподавателей.

Права: содержание-2500 руб. в год (в т.ч. 1000 рублей – жалованье, 800 рублей – наем квартиры и канцелярские расходы, 700 рублей – разъезды.

V класс по должности (статский советник – право личного дворянства), V разряд по шитью на мундире, право на пенсию по положению для учебной службы и права по чинопроизводству, предоставленные директорам гимназий ведомства Министерства народного просвещения.

Инспектор народных училищ (должность существует с 1869 г.) избирается директором народных училищ губернии из лиц, имеющих высшее образование, известных педагогическим опытом и доброжелательностью, утверждается в должности попечителем учебного округа.

Обязанности: контроль за состоянием учебно-воспитательной работы во всех народных училищах уезда; заведование делопроизводством уездного училищного совета; составление годового отчета по каждому из вверенных ему уездов о состоянии всех народных училищ города и уезда (начальные народные училища освобождаются от всякого рода срочных донесений, ведомостей. Необходимые сведения собираются членами училищного совета при осмотре (ст. 15) их инспектором); подбор кадров и увольнение.

Подробнее: Контролирующие инстанции

Можно ли узнать, когда появилась первая школа в Красноуфимском уезде?

Красноуфимск получил статус уездного города только в 1781 году по Указу Правительствующего Сената «Об утверждении в Красноуфимской крепости уездного города». Уезд вошел во вновь учрежденное Пермское наместничество. Ранее, в 1774 году, была учреждена Оренбургская губерния, в которую входила Уфимская провинция с подчиненной ей Красноуфимской крепостью. А в крепости той было около 300 дворов, деревянная церковь и гарнизон из одной роты пехоты и 300 служивых казаков. Возможно, была какая-то школа у казаков или при церкви. Пока точно не установлено. Но уездный город существовать без школы не мог. Получив такой статус, Красноуфимск в 1802 году вошел в Оренбургский учебный округ, под контролем которого учебные заведения уезда оставались до 1919 года. Вероятно, в Пермском и особенно Оренбургском архивах есть сведения о первых учебных заведениях нашего города. Но и в наших архивах я нашла сведения о городском мужском двухклассном училище, открытом в 1842 году и преобразованном в 1867 году, а также аналогичном женском училище, открытом в 1871 году.

В уезде к 1870 году существовали начальные училища: в Артях – мужское с 1811 года за счет казны, в селе Златоустовском – мужское с 1838 года, смешанное в Нижне-Иргинске с 1854 года, в селении Поташка – мужское с 1842 года, в Ачите – мужское с 1854 года и женское с 1860 года.

До образования земств в 1864 году часть училищ была в ведении министерства народного просвещения, часть – палаты государственных имуществ. Были и церковные безвозмездные школы. На первой же сессии Красноуфимского уездного земского собрания в 1870 году было рассмотрено отношение штатного смотрителя Кунгурских училищ, который собрал сведения о народных училищах Красноуфимского уезда, кроме казенных и церковных. Таких училищ в уезде оказалось 13, в них «...учащихся обоего пола 560 чел.». За 1870 год в уезде было открыто 5 училищ. Принято решение: открыть ещё хотя бы 6 училищ в наиболее многолюдных местностях и «... предоставить Управе на средства, ассигнованные на новые школы, открывать их там, где сами общества осознают пользу грамотности и заявляют желание иметь училища».

Если училища открывались на средства правительства или совместно с земством, то это делалось по распоряжению министерства народного просвещения; а если на пособия от земства, общества и частных лиц, тогда просто с разрешения министерства, и поступали они в распоряжение попечителей учебных округов.

Главным препятствием для открытия народных училищ был недостаток наставников. Его, как полагает штатный смотритель училищ Григорий Визигин, можно устранить постепенно, «через приготовление за счет земства в наставники способных мальчиков из крестьян, особенно из сирот, воспитывая их сначала в уездном училище, потом нужно их еще приготовить к преподаванию практически, чтобы занимались с детьми по новейшим лучшим и облегченным методам, чего можно достигнуть только тем, чтобы такие воспитанники, по окончании курса в уездном училище, поступили в педагогические курсы при Пермском уездном училище...». «С такими наставниками училища будут приносить действительную пользу и войдут в доверие у крестьян».

Подробнее: Истоки начального образования Красноуфимского уезда XIX век

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ