Комсомольская путевка

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

С 30-х годов XX века Россия превращалась в индустриальную державу во многом благодаря энтузиазму молодежи и комсомольцев. Днепро-ГЭС, Магнитка, Комсомольск-на-Амуре, целина, Братская ГЭС, БАМ... Ехали по комсомольским путевкам, горя желанием сделать жизнь лучше. В наше время словосочетание "комсомольская путевка" мало что говорит молодым людям. А в 20-е - 60-е годы прошлого века такая путевка кардинально меняла жизнь человека, нередко выводила его в "большие" люди.

Таким был Василий Николаевич Волочнев. Родился он в п. Арти в 1908 году. Осенью 1918 года пришлось Василию вместе с отцом убирать трупы 26 истерзанных артинских большевиков. Отец ушел в Красную армию, а в поселке на 10 месяцев установился колчаковский режим. Отношение к детям красноармейцев было жестоким. Как только Арти освободили и образовался союз молодежи, все 11-12-летние мальчишки записались туда.

В ноябре 1919 года после возвращения артинских делегатов со 2-й уездной комсомольской конференции артинский союз молодежи переименовали в комсомол. "Нас 11-12-летних отчислили из комсомола, - вспоминал

Василий Николаевич, - но мы все равно каждый вечер приходили в дом бывшего управляющего заводом, где собирались комсомольцы".

2 января 1920 года его снова приняли в комсомол, выдали комсомольский билет. Было ему 11 лет и 10 месяцев. Видимо, повлияли известие о гибели его отца и высокий рост мальчика. Чем занимались? Участвовали в субботниках по уборке снега, выгрузке дров, помогали престарелым, проводили патрулирование, так как по деревням "пакостили дезертиры". Отряд по охране поселка создали именно из тех ребят, что в ноябре отчислили. Возглавляли отряд два милиционера, но патрулировали именно малолетки по два человека. Одному давалась берданка с патронами, другому - охотничье ружье, как правило, испорченное. Проверяли всех незнакомых. Один приставлял берданку к животу проверяемого, другой смотрел документы. Если их не было или были непонятные, задержанного отводили в милицию.

Вскоре матери пришлось продать домик в Артях и искать работу в Красноуфимске. Василий в семье был старший, кроме него - 2 сестры и брат (впоследствии ставший машинистом).

В начале 1921 года Василий начал работать в городе в сапожной мастерской (на Красном Камешке), потом рассыльным в уисполкоме. Встал на учет в городской комсомольской организации в 1922 году и активно включился в работу. В 1923 году комсомол направил его в паровозное депо "работать и учиться по-настоящему". Начал работать учеником слесаря по ремонту паровозов. Первые дни по специальности "куда пошлют". Но вскоре его как комсомольца с 3-летним стажем прикрепили к слесарю Черепанову - секретарю парторганизации депо. Видя серьезное отношение к делу молодого парня, комсомольцы избрали его секретарем комсомольской ячейки паровозного депо (в 15 лет!). Через год Василий уже работал в должности слесаря-бригадира комсомольской бригады, был премирован за изобретение. Уже работая в министерстве начальником главка, он вспоминал депо, говоря: "Спасибо тому отряду рабочего класса депо и партийной организации, что приняли меня деревенского комсомольца и дали мне правильное воспитание".

Энергии молодого комсомольского вожака хватало на работу, учебу, спорт, "Синюю блузу" и многочисленные комсомольские нагрузки.

В 1924 году появились новенькие мощные паровозы марки "Э". Вот только приборы торможения в них изнашивались быстро. Тогда и создали ударную комсомольскую бригаду по ремонту автоматических тормозов, бригадиром назначили Волочнева. Работали, не считаясь со временем, но к этому добавили учебу. Был клич знать тормоза назубок. Вскоре по настоянию помощников машинистов зав. учебным комбинатом Кочетков пригласил 16-летнего Волочнева читать на курсах предмет "автоматические тормоза". Это обстоятельство задержало его собственный переход в помощники машиниста, но общественное было важнее.

Летом 1928 года группа ребят из депо поехала в Свердловск поступать в совпартшколу. Экзамены сдали успешно, но не приняли одного Василия, сказав, что он слишком молод. Он обиделся и заявил, что больше никогда не будет учиться, и яростно включился в работу. Его "ударная комсомольская" бригада (И.Никитин, А. Полетаев, П. Андреев, В. Борхин, Е. Найдин) завоевала переходящее Красное Знамя учпрофсожа.

В 1929 году учпрофсож предложил комсомолу определить две кандидатуры для учебы в Москве. Постановлением РК ВЛКСМ от 27 июля 1929 года было решено дать характеристики и направить Волочнева на рабфак, а Найдина - в институт физкультуры. Поражает перечисление нагрузок в характеристике Волочнева. "Будучи членом ВЛКСМ со 2 января 1920 г., в Красноуфимской организации состоит на учете с 1922 года. В. Волочнев показал себя как выдержанный дисциплинированный комсомолец. Нес нагрузки: в 1923 году был пионерработником вожатского отделения, два состава был членом бюро деповской ячейки и секретарем, три состава членом транспортного комитета ВЛКСМ и один состав - секретарем комитета ВЛКСМ, три состава членом пленума РК ВЛКСМ и два состава членом бюро РК ВЛКСМ. Один состав членом ОК ВЛКСМ. Все перечисленные нагрузки и все порученные задания т. Волочнев выполнял добросовестно. Отв. секретарь РИК ВЛКСМ Заказников".

Как говорил сам Волочнев: "Такие документы не только давали право входа в новые организации ВЛКСМ в Москве, но и, пожалуй, главным образом налагали обязанность держать марку деповского уральского комсомола на необходимом уровне". Приезжая в Красноуфимск, он всегда встречался со своими товарищами по работе, по комсомолу и подчеркивал, как важно держать эту марку на высоте.

Приезжая летом на каникулы, он работал в депо сначала помощником, а затем машинистом, получив в 1931 г. свидетельство на право самостоятельного управления паровозом. Наездил 9095 км, этого было достаточно, чтобы получить права машиниста. Права были нужны для поступления на факультет конструкторов паровозов в институте инженеров железнодорожного транспорта. В институте был комсоргом, членом комитета ВЛКСМ.

В марте 1937 года получил диплом с отличием и был направлен инженером на московский завод (МЭМРЗ), а через год стал главным инженером. В 1941 году на второй день войны был назначен заместителем начальника завода по спецпроизводству (важные узлы и детали "катюш"). В марте 1943 года распоряжением Моссовета переведен главным инженером на крупнейший завод СВПРЗ. В 1951 году назначен начальником главка Министерства коммунального хозяйства, дорожного и мостостроения РСФСР. Принимал участие в разработке схем развития городского транспорта для Сарапула, Ижевска, Перми, Свердловска, Челябинска, в проектировании крупнейшего моста через Волгу. Помог и Красноуфимску, когда срочно потребовалось 180 тонн дефицитного металлического шпунта для строительства моста через Уфу.

Участвуя во встрече ветеранов комсомола с молодежью Красноуфимска в 1978 году, он подчеркивал, что всегда с честью держал марку уральского комсомола, стараясь не подвести тех, кто дал ему комсомольскую путевку. Счастливую путевку, которая помогла в полной мере раскрыться его способностям и довела деревенского паренька до таких высот.

Маргарита СОКОЛОВА.

//Знак вопроса. – 2008. – 23 окт. (№43). – С. 14-15

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ