История Красноуфимска

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Современному человеку невозможно представить жизнь без электричества. А 105 лет назад оно с большим трудом пробивало дорогу в наш город.

В конце XIXвека на улицах нашего города было 176 керосиновых фонарей, но они не всегда зажигались в нужное время. Полицейский надзиратель настоятельно требовал от Земской Управы «осветить город», но часто получал ответ, что нет керосина. Реагируя на это, «комиссия Земской Управы полагала бы рекомендовать Управе выработать кондиции и отдать освещение в городе с торгов благонадежным людям».

С помощью керосиновых ламп освещались помещения Земской Управы, Съезда, земской больницы. Последнее было особенно неудобно при проведении срочных операций в ночное время.

Вероятно поэтому вопрос об электрическом освещении поднял врач Красноуфимской земской больницы М.И. Мизеров. Во время проведения ХХХ-ой (1899 г.) сессии Уездного Земского Собрания председатель Собрания довел до присутствующих просьбу Мизерова о приобретении электрической лампочки с батареей для «оперативной комнаты» и просил ассигновать для этой цели 100 рублей (для сравнения: корова стоила 6 руб.). Собрание постановило: «дать просимое ассигнование».

Однако решение этого вопроса затянулось более чем на 3 года. Вот выдержки из доклада Красноуфимской Земской Управы на ХХХП-ой очередной сессии Уездного Земского Собрания:

«Красноуфимское Уездное Земское Собрание 30-й очередной сессии ассигновало 100 руб. на приобретение лампочки и батареи для оперативной комнаты при больнице. Продолжительная переписка по этому вопросу со специальными магазинами выяснила, что электрическая техника не дала чего-либо подходящего для указанной цели».

Мизеров счел за лучшее воздержаться от этой затеи, тем более стало известно о предполагаемом строительстве в Красноуфимске «казенного» винного склада (ныне ОЭЗ) с электрическим освещением. В этом случае появится возможность иметь аккумуляторы и ежемесячно заряжать их. Мизеров побывал в больницах Москвы и теперь уже «находит желательным устроить электрическое освещение во всем помещении больницы, которая в этом случае много выиграла бы в чистоте воздуха и пожарном отношении». Управа по этому вопросу проконсультировалась с Управляющим акцизными сборами Пермской губернии. Он «уведомил» Управу, что пользование электроэнергией будущего винного склада для освещения больничных помещений может быть допущено только «с разрешения Главного Управления неокладных сборов и продажи питей, обязавшись при этом уплачивать акцизному управлению за право пользования электроэнергией по 30 коп. за киловатт-час по счетчику Томсона». Это было дорого.

Подробнее: История электрификации Красноуфимска

Памятные даты

Красноуфимск в 2011 году будет отмечать свой юбилей. Юбилей этот тройной: 275 лет назад основана крепость Красный Яр. По указу Правительствующего Сената в 1781 году(230 лет) появился уездный город Красноуфимск. В 1943 году по Указу Верховного Совета РСФСР от 22.02.1946 года (65 лет) он стал городом областного подчинения. С юбилеем города связано много других славных дат. Это вручение городу в 1976 году (35 лет) переходящего Красного Знамени ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, награждение города орденом «Знак Почёта» в 1986 году (25 лет), открытие в 1981 году (30 лет) мемориала «Тем, кто ковал Победу на фронте и в тылу в годы гражданской и Отечественной войн». Это и пуск завода ГБИ в 1976 году (35 лет) - первого в стране завода такого профиля. Восстановление звания «Почётный гражданин» Красноуфимска в 1966 г. (45 лет) и открытие воздушного сообщения между Красноуфимском и Свердловском в 1951 году (60 лет), начало автобусного движения в городе в том же 1951 году, ввод в эксплуатацию нового здания ЦРБ в 1976 году.

Много достойных памятных дат в железнодорожном районе. Во-первых, юбилеи у всех школ, а значит общий праздник у большинства людей, живущих там. Большинство из них - выпускники этих школ, там же учились или учатся их дети и внуки.

95 лет назад были построены здание вокзала и паровозного депо. Есть юбиляры среди городских школ: 60 лет отметит школа №9, 85 – школа №6.

Интересно вспомнить дореволюционную историю образования в уездном городе Красноуфимске. 140 лет назад было открыто первое в городе женское училище, а 120 лет назад - женская прогимназия, преобразованная затем в гимназию с опорной школой при ней, где гимназистки 8-го класса давали пробные уроки.

110 лет назад открыто мужское училище повышенного типа, а в 1910 году на его базе - двухгодичные педагогические курсы. Многие из окончивших их работали в школах города и района еще до 50-х годов XX века. 90 лет назад в городе были открыты детские дома им. Луначарского, им. Нафикова, Вайнеровский детский дом.

Подробнее: Юбилеи, юбилеи...

Оживление в жизнь города и уезда внесло создание в 1870 г. земства, изменение городского управления. Появились городская Дума, городская управа, уездная управа. Прогрессивное влияние оказывало открытое в городе в 1875 году реальное училище, особенно его директор Н.А. Соковнин, двухклассные мужское и женское училища.

Всё в тех же «Пермских календарях» по итогам 1881 года отмечен рост общего числа ремесленников Красноуфимска. Хлебников и булочников - 21, пряничников и крендельщиков - 11, портных и модисток- 23, сапожников и башмачников - 119, столяров - 17, стекольщиков - 8, маляров - 23, кузнецов и слесарей - 20, медников и лудильщиков - 2, часовщиков - 3, печников - 8. «В небольших количествах прочие виды ремёсел: пирожники, кондитеры, колбасники, уксусники, квасовары, пивовары, кровельщики, обойщики, резчики, шорники, переплётчики, живописцы, красильщики, цирюльники, бондари, скорняки, пильщики и другие. Всего числом более четырёхсот».

«Из промыслов ещё имеет значение биржевой, трактирный, приказчичий и наём в услужение (кучера, дворники, кухарки, лакеи, горничные). Надобные извозчики легковые и ломовые». В уезде есть общество охотников, числом 419, есть там часть и городских жителей. За год членами общества добыто: «медведей - 14, волков - 89, лосей и оленей - 18, лисиц - 93, куниц - 115, горностаев - 14, выдр, рысей, барсуков - 24, белок - 5610, зайцев - 4863, тетеревов - 3796, рябчиков - 10144. Всего на сумму 6202 р. Собрано мёда в 1880-01 г. 2380 пудов».

В городе наблюдается быстрый рост мелких заводов и мастерских. К уже имевшимся за период 1870-1890 годов добавились 4 лесопильных, фосфорный, мыловаренный заводы, спичечная фабрика, винокуренный, пиво и медоварение, несколько пекарен, сапожных, столярных мастерских, кузниц.

В 1880 году учителем городского училища И.Ф. Заводчиковым открыта первая в городе фотография. Открылись две типографии: купца В.И. Тиханова, открыта в 1881 году, имеет 2 ручных станка, 3 наборщиков, 2 печатников, чиновника А.А. Левина, открыта в 1885 году, имеет 1 ручной станок, 1 машину для линования бумаги, 5 наборщиков, 4 печатников.

Начала работу в 1886 году и получила официальную регистрацию первая библиотека Красноуфимского городского общества. К 1 января 1891 года в библиотеке было 2080 книг 7870 названий.

Подробнее: Красноуфимск: 100 лет назад

Значение моста через реку Уфу в г. Красноуфимске трудно переоценить. Еще в ХIХ веке для связи с Уфимской и Оренбургской губерниями, да и со многими пунктами Красноуфимского уезда содержалось две паромных переправы. После половодья сооружались временные летние мосты.

Строительство железной дороги через Красноуфимск в начале XXвека увеличило поток грузов, а значит, и нагрузку на мост. Мост быстро ветшал. Были и трагические случаи. Различное оборудование, промышленные и продовольственные товары для Артинского, Манчажского, Красноуфимского районов сгружались на ст. Красноуфимск и доставлялись к месту назначения гужевым, а позднее автотранспортом. Закрытие движения на час создавало огромные пробки.

В 1930 году было принято решение о строительстве постоянного моста, «не мешающего водозабору», т.е. ниже ул. Манчажской. В 1931 году деревянный с простым настилом и перилами мост из шести пролетов на пяти свайных опорах был построен. От напора льда его ограждали шесть «быков». Но все-таки во время ледохода мост страдал, его укрепляли тросами через береговые опоры. Так продержался он до 1943 гола, когда во время прохода воинской колонные произошла трагедия. Мост закрыли, как аварийный, построив временный, с выходом на ул. Манчажскую. В 1944 г. на месте аварийного начали строить новый мост из пяти деревянных ферм, который прослужил до 1961 года.

 Хотя уже в начале 50-х годов при прохождении ежедневно 1200-1500 машин, а в период уборки урожая и  вдвое большего количества, состояние моста вызывало тревогу. Контрольная комиссия в 1956 году в своем заключении требовала закрытия моста на капитальный ремонт, «состояние существующего деревянного ферменного моста критическое. Движение по нему граничит с риском, безопасность транспорта и пешеходов не может быть гарантирована». В октябре 1958 года, подсчитав материальные затраты на ремонт и содержание моста за период его эксплуатации (1944-58 гг. более 4-х млн. рублей), руководство города, и особенно Н.Ф. Кретов, настойчиво начинают пробивать идею строительства нового, железобетонного моста.

В это время шло строительство вторых ж/д путей через Красноуфимск. Н.Ф. Кретов связался с инженерами-мостостроителями, которые оценили затраты на строительство нового моста в 4 млн. рублей. Это добавило уверенности энтузиастам. Н.Ф. Кретов на уровне Министерства доказывал необходимость и рентабельность нового моста, учитывая, что лет 45-50 (при том грузопотоке) он простоит без ремонта. Поддержку получили, но это не значило, что строительство сразу начнется. Не было проекта. Обратился Кретов к тем же мостостроителям. Автором проекта нашего моста стал начальник мостового отделения Свердловского филиала Государственного института проектирования дорог и транспортных сооружений B.C. Григорьев, который подготовил техническую документацию. Строительство согласились вести подрядным способом строители мостопоезда № 406 Министерства путей сообщения СССР.

Велик был объем работ. По периметру будущих опор надо было забить на глубину 3,5-4 метра шпунтовый деревянный ряд, но получалось только на 1,5 м. На совещании решили провести дополнительное геологическое обследование дна русла и для этой, цели вызвали из Свердловска буровую партию. После обследования пришли к выводу, что деревянные шпунты надо заменить металлическими, и потребуется их около 180 тонн. Где найти этот шпунт, а кроме того, и деньги? Использовали все возможные и невозможные способы. Кретов обращается за помощью к Б.Н. Коробанову, начальнику отдела проектной группы управления автотранспорта и шоссейных дорог Свердловского облисполкома. Принимается решение: «... управлению автотранспорта и шоссейных дорог нужно безотлагательно принимать меры к снабжению мостопоезда № 406 металлическим шпунтом». Было немало и других трудностей. Не было железобетонных балок для перекрытия. Их решили изготовлять на месте (на левом берегу) красноуфимские умельцы. Может, кто-то из них жив, и они поделятся своими воспоминаниями?

Несмотря на все трудности, в начале августа 1961 года город получил новый мост. С благодарностью вспомним автора и создателей моста. Но 45-50 лет, отведенные мосту авторами, заканчиваются. Да и грузопоток в XXI веке не сравним с тем, что был во время проектирования. Найдутся ли в наше время новые Кретовы, Григорьевы и другие герои-строители, чтобы действовала на реке Уфе надежная переправа?

Маргарита СОКОЛОВА,  краевед.

//Вперед.- 2006.-29 июня. - С.9

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

перед эти кодом