Высшее начальное училище

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях         
 
 

Библиотечные страницы

В конце 19-го века в Красноуфимске, кроме промышленного училища и трехклассной женской прогимназии, были два мужских и одно женское двухклассные училища, Кирилло-Мефодьевское смешанное училище, церковноприходская и низшая сельскохозяйственная школа. Состояние преподавания в этих учебных заведениях проверяющими оценивалось как «хорошее» и даже «очень хорошее».

Двухклассные начальные училища с 5-6-летним сроком обучения давали основы грамотности, вычислительные навыки, элементарные сведения по алгебре и геометрии, физике, естественным дисциплинам и русской истории. Окончившие их могли поступать «по экзамену» в сельскохозяйственные школы, учительские семинарии, гимназии или старшие классы реального училища. Но отсутствие знания иностранного языка служило препятствием для поступления в промышленное училище и в другие аналогичные специальные учебные заведения. По Положению о городских училищах от 31 мая 1872 г. существовали городские четырехклассные училища, целью которых было: «дать законченное элементарное образование детям городских и сельских жителей, по своему материальному положению не имеющих возможности обучать детей в дорогостоящей средней школе». Программа этих училищ подходила по объему и содержанию к программе старших классов средних учебных заведений. Городские четырехклассные училища давали более законченное образование, чем 4 первых класса реального училища, а стоили они сравнительно недорого.

Товарищ (заместитель) министра народного просвещения, посетивший Красноуфимск в 1896 году, обратил внимание, что до «сих пор в числе городов Пермской губернии только Красноуфимск не имеет городского училища повышенного типа». А вот Пермь, Екатеринбург, даже заводы Кушва и Алапаевск имели по два таких училища. Он предложил свою помощь и обещал, если город пожелает, ходатайствовать об ассигновании от казны на содержание училища по 1000 рублей ежегодно.

28-я очередная сессия уездного земского собрания постановила: возбудить совместно с городом ходатайство перед министерством народного просвещения о преобразовании Красноуфимского мужского двухклассного училища в трехклассное (по Положению от 31 мая 1872 г.). Но земство просило о трехклассном училище, а город – о четырехклассном, инспектор народных училищ тоже был за четырехклассное училище. В программе трехклассного училища в числе обязательных предметов снова отсутствовал иностранный язык (кроме латыни). Еще городское общество просило на постройку здания для нового училища дополнительно 5 тысяч рублей.

18 мая 1900 г. инспектор народных училищ уведомил управу, что министр народного просвещения, вследствие ходатайства попечителя Оренбургского учебного округа, признал возможным удовлетворить в 1901 году ходатайство об учреждении в Красноуфимске городского училища. Но не четырехклассного, а пока трехклассного. Средств на постройку здания тоже не будет, так как строительный кредит уже распределен до 1902 г. Инспектор предложил поменять мужское и женское училища местами, пока не будет построено новое здание.

С 1 июля 1901 г. Красноуфимское мужское двухклассное училище было преобразовано в трехклассное по Положению от 31 мая 1872 г. Инспектором этого училища и его директором был назначен надворный советник Апполинарий Александрович Постников, который получил образование в Оренбургском учительском институте. Остальные преподаватели тоже имели дипломы Казанского и Оренбургского учительских институтов. Художник, статский советник Трофим Флорентьевич Меркурьев, окончил в С-Петербурге художественную академию, а врач Александр Семенович Яворский – Московский университет (вел гигиену).

А.А. Постников сразу обратился в управу с ходатайством об отпуске «остаточных сумм» на приобретение учебных пособий для вновь преобразованного училища. При этом добавил, что на пособия по физике, зоологии, анатомии, минералогии, на книги для фундаментальной и ученической библиотек надо не менее 1000 рублей. По штату же в год положено 100 рублей. Поэтому он просит единовременное пособие. Такую сумму управа затруднилась выделить. Но, учитывая, что в основу преподавания предметов по программе городских училищ положен принцип наглядности, обуславливающий успешное усвоение учащимися учебного материала, управа «нашла желательным выдать городскому училищу на приобретение наглядных пособий остаток средств от содержания бывшего двухклассного мужского училища в сумме 435 руб. 93 коп.»

Плата за обучение в городских училищах Екатеринбурга была 10 руб. в год, в Кунгуре – 5 руб.

Педсовет Красноуфимского городского училища, учитывая его нужды, постановил: ходатайствовать перед уездным земским собранием об установлении платы за учение в минимальном размере, применяемом в городских училищах, 5 рублей.

Докладывая об этом на сессии уездного собрания, представитель управы добавил, что плата 5 руб. будет обременительна для красноуфимских жителей, экономическое положение которых значительно хуже, чем в Кунгуре. Поэтому управа считает плату 3 рубля «за право учения» в Красноуфимском городском училище достаточной. Жалование учителей городских училищ составляло 615 руб. в год, их помощников – 375 (учитель в двухклассном училище получал от 240 до 3 60 руб., с 1912 го да появились доплаты по 30 руб. за каждые 5 лет работы).

С 1903 г. училище стало четырехклассным. Принимали окончивших курс начальной школы из Красноуфимского уезда по свидетельствам, из других уездов – по результатам экзаменов. Почетным смотрителем училища в объединенном заседании земского собрания и городской думы был избран купец второй гильдии городской голова И.В. Луканин.

Обязательными предметами были: закон божий, русский и церковно-славянский языки, краткие сведения по теории словесности и истории литературы, арифметика, алгебра, геометрия, физика, история и география всеобщая и России, естественные науки (ботаника, зоология, анатомия человеческого тела, минералогия), чистописание, черчение и рисование, пение и гимнастика. В курс городского училища могли быть дополнительно введены языки, бухгалтерский учет, ремесла. В Красно-уфимском училище уроки французского языка в 3-м и 4-м классах по 2 часа в неделю бесплатные (финансирование на иностранный язык не было запланировано) проводил преподаватель промышленного училища А.П. Дюпре.

Плата за обучение в четырехклассном училище стала 5 рублей в год. Нуждающиеся от платы освобождались. В 1903-1904 учебном году от платы были освобождены в первом полугодии 29 учащихся, во втором – 27. Всего учащихся было на 1 января 1904 г. 105 человек, из них по сословиям: детей дворян, чиновников, почетных граждан — 21, духовенства – 1, городского сословия – 43, сельского сословия и нижних военных чинов – 40 человек. Православных – 103 человека, католиков и – по 1. Преобладающий возраст учеников: 1-й класс – 12 лет, 2-й – 13, 3-й – 14-16, 4-й класс – 16 лет.

15 мая и 6 ноября 1905 г. училище было осмотрено директором народных училищ А.Б. Раменским, 27-30 сентября – инспектором народных училищ Красноуфимского уезда А.Г. Бессоновым, 9 ноября – попечителем Оренбургского учебного округа действительным статским советником Н.Н. Зайончковским вместе с инспектором. Попечитель округа отметил, что «учебно-воспитательное дело поставлено на надлежащую высоту».

Преобразование училища в четырехклассное открыло новые возможности в организации учебно-воспитательного процесса, но теснота не позволяла осуществить задуманное. Предполагаемое строительство здания для училища откладывалось в связи с событиями на Дальнем Востоке. Кредит в 13200 руб., отпущенный в 1904 г. для строительства, был закрыт.

И все-таки 23 июня 1906 г. новое здание начали строить. Городская дума выделила 5000 руб., разными лицами было пожертвовано до 2500 руб. Жертвователями были: почетный смотритель училища, городской голова И.В. Луканин, подрядчик по постройке здания красноуфимский купец Ф.Н. Мальков (построенные им здания педучилища, земской управы и многие другие, стоящие уже более 100 лет, служат ему памятниками), владелец Саранинского завода майор Бобянский, бывший преподаватель промышленного училища инженер-технолог Г.Г. Поворин, красноуфимский купеческий сын Е.Т. Ярославцев. Ещё 16400 руб. отпустило министерство народного просвещения и 593 руб. 94 к. израсходовали из штатных сумм училища. Строительство закончили к 1907-1908 учебному году. 17 ноября 1907 г. здание было освящено. Так всего за год, без современной техники, было построено отличное здание, которое стоит уже более 100 лет! Сейчас это центральная часть нынешнего педколледжа по ул. Свердлова.

Усадьба для училища (весь квартал) была пожертвована городом. Описано так: «Двухэтажное каменное здание длиной 15 и шириной 9 сажень (сажень » 2,13 м – прим. автора) расположено посередине усадьбы. К северо-востоку от него двор с хозяйственными постройками и сад, разбитый весной 1908 г., по другую сторону – площадка для ученических игр в 330 кв. сажень и гимнастический городок». В самом здании, с площадью пола 193 кв. сажени, расположены 7 учебных комнат, физический кабинет, рекреационный зал, учительская, вестибюль, ученическая раздевалка, квартира инспектора и комната для служителя.

Инспектор с удовлетворением отмечал, что «теперь училище имеет светлое, просторное, удобное, приближающееся к идеальным в гигиеническом смысле нормам здание».

Вставал вопрос: кому принадлежит здание? Решили, что собственником следует признать казну, учитывая затраченные суммы.

С 17 мая 1908 г. по разрешению министерства народного просвещения при училище был создан попечительный совет, избираемый на 3 года, «теми сословиями и обществами, что содержат училище».

Первоначально в качестве обучения ремеслам было организовано «корзинное производство», на которое выписали корзиночного мастера Самсона Терентьевича Журавлева, получившего образование в Вятской земской мастерской лозоплетения. Через 5 лет были открыты при училище столярно-слесарные мастерские, что давало хорошую специальность и обеспечивало развитие этого отделения и сбыт его изделий, благодаря хорошим знаниям по рисованию и черчению и подходящему возрасту учеников. В дальнейшем ученики старших классов занимались даже изготовлением мебели на заказ.

В конце каждого учебного года инспектором составлялся подробный отчет о жизни училища, успехах его учеников, результатах экзаменов, прослеживалась судьба выпускников. Эти отчеты можно прочесть в журналах уездного земского собрания, хранящихся в городском архиве и краеведческом музее.

Вот выдержки из отчета за 1906-1907 учебный год (5-й выпуск): из окончивших за это время училище продолжают образование 66 человек: в технических классах промышленного училища – 15, Нижегородском речном училище, Кунгурском техническом училище и Казанском художественном училище – по 1, в педагогическом классе в Перми – 3, готовится в Учительский институт 1 человек.

Окончили педагогический класс 6 человек.

Состоят на службе: помощником учителя – 1 человек, в почтово-телеграфном ведомстве – 5, в канцелярии, на железной дороге – 12, торгуют у отца – 2 , управляют заведением отца 2 человека, и т.д.

В отчете за 1908-1909 учебный год число продолжающих образование в различных учебных заведениях – 31 человек, а число «служащих» учителями и в различных ведомствах – 44.

Значительный процент выпускников училища, продолжающих образование в других учебных заведениях, указывает на достаточно хорошую подготовку, получаемую ими в училище. К 1910 г. 20 юношей, бывших выпускников этого училища, получили звание учителей начальной школы и работали в школах уезда и губернии, 13 окончили педагогические курсы в Перми и Екатеринбурге, 12 продолжали учиться на учителей, 3 человека, окончив промышленное училище, работали агрономами в уезде, а 22 человека продолжали учиться на агрономов.

Заработок окончивших училище колебался от 120 до 1080 руб. Сделан вывод: «Средний выведен из сообщения 30 лиц – 388 руб. Если учесть, что все это люди молодые от 15 до 28 лет, то заработок можно считать удовлетворительным».

В одном из следующих отчетов инспектор пишет: «Если принять во внимание среду, к которой принадлежат ученики училища (дети интеллигенции и зажиточных горожан чаще обучаются в реальном училище), её индифферентное отношение к делу учения, отсутствие примитивных удобств (иногда у одного и того же стола работают, едят и занимаются подготовкой уроков), то занятия учеников, их отношение к делу, поведение, за немногими исключениями следует признать прекрасным. Между учениками заметно соревнование в занятиях, можно только удивляться энергии и любви к учению многих из них».

Удивительно, что такое количество юношей после окончания училища стремились к профессии учителя. Это лучшая характеристика педагогическому коллективу.

У многих учеников действительно было очень трудное материальное положение. Таких, добросовестно относящихся к учебе, освобождали от платы за обучение по постановлению педсовета, помогали одеждой, иногородним помогали оплатить жилье. Были именные стипендии от земства, от думы и частных лиц.

23 июня 1912 г. Красноуфимская городская управа известила администрацию училища, что «Городская Дума в заседании 30 апреля 1912 г. постановила: учредить при училище стипендию с наименованием «Стипендия Александра Благословенного» в память Отечественной войны 1812 года в сумме 120 руб. Проценты с этого капитала должны идти на уплату за учение достойнейшего по успехам и поведению ученика из мещан г. Красноуфимска по усмотрению педсовета училища».

Вообще, 100-летний юбилей Отечественной войны 1812 года был широко отмечен. 26 августа в училище ему было посвящено «Литературное утро», 21 сентября все учащиеся училища за счет уездного земства были «в кинематографе на картинах из Отечественной войны». Затем в училище состоялся вечер с «художественными и музыкальными номерами». Патриотическое воспитание было на должной высоте.

С 1 января 1914 г. училище было преобразовано в высшее начальное, это повысило его статус. Учащихся в это время было 155 человек. В апреле этого же года от училища были представлены экспонаты для Всероссийской выставки в Киеве. Это были планы здания и усадьбы, рисунки фасада здания, альбом с фотографиями из жизни училища, очерк о 10-летнем существовании училища, диаграммы, альбомы ученических работ по черчению и рисованию, фото и рисунки образцов мебели, изготовленной учащимися, образцы резьбы по дереву и плетения.

В июле 1915 г. из наиболее взрослых учащихся, проживающих в городе, с согласия их родителей, организовали дружину «для помощи по уборке хлеба на полях лиц, взятых по мобилизации на войну». Всего участвовало 11 учеников. Их присоединили к такой же дружине из учеников промышленного училища. Отряд работал на полях до начала учебных занятий. За участие в этой работе попечителем Оренбургского учебного округа дружинникам была объявлена благодарность. Чем не прообраз студенческого отряда?

Маргарита Николаевна СОКОЛОВА, отличник народного просвещения, краевед

// Красноуфимский край. – 2011. - №1. – С. 17-19

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ