Истоки начального образования Красноуфимского уезда XIX век

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Можно ли узнать, когда появилась первая школа в Красноуфимском уезде?

Красноуфимск получил статус уездного города только в 1781 году по Указу Правительствующего Сената «Об утверждении в Красноуфимской крепости уездного города». Уезд вошел во вновь учрежденное Пермское наместничество. Ранее, в 1774 году, была учреждена Оренбургская губерния, в которую входила Уфимская провинция с подчиненной ей Красноуфимской крепостью. А в крепости той было около 300 дворов, деревянная церковь и гарнизон из одной роты пехоты и 300 служивых казаков. Возможно, была какая-то школа у казаков или при церкви. Пока точно не установлено. Но уездный город существовать без школы не мог. Получив такой статус, Красноуфимск в 1802 году вошел в Оренбургский учебный округ, под контролем которого учебные заведения уезда оставались до 1919 года. Вероятно, в Пермском и особенно Оренбургском архивах есть сведения о первых учебных заведениях нашего города. Но и в наших архивах я нашла сведения о городском мужском двухклассном училище, открытом в 1842 году и преобразованном в 1867 году, а также аналогичном женском училище, открытом в 1871 году.

В уезде к 1870 году существовали начальные училища: в Артях – мужское с 1811 года за счет казны, в селе Златоустовском – мужское с 1838 года, смешанное в Нижне-Иргинске с 1854 года, в селении Поташка – мужское с 1842 года, в Ачите – мужское с 1854 года и женское с 1860 года.

До образования земств в 1864 году часть училищ была в ведении министерства народного просвещения, часть – палаты государственных имуществ. Были и церковные безвозмездные школы. На первой же сессии Красноуфимского уездного земского собрания в 1870 году было рассмотрено отношение штатного смотрителя Кунгурских училищ, который собрал сведения о народных училищах Красноуфимского уезда, кроме казенных и церковных. Таких училищ в уезде оказалось 13, в них «...учащихся обоего пола 560 чел.». За 1870 год в уезде было открыто 5 училищ. Принято решение: открыть ещё хотя бы 6 училищ в наиболее многолюдных местностях и «... предоставить Управе на средства, ассигнованные на новые школы, открывать их там, где сами общества осознают пользу грамотности и заявляют желание иметь училища».

Если училища открывались на средства правительства или совместно с земством, то это делалось по распоряжению министерства народного просвещения; а если на пособия от земства, общества и частных лиц, тогда просто с разрешения министерства, и поступали они в распоряжение попечителей учебных округов.

Главным препятствием для открытия народных училищ был недостаток наставников. Его, как полагает штатный смотритель училищ Григорий Визигин, можно устранить постепенно, «через приготовление за счет земства в наставники способных мальчиков из крестьян, особенно из сирот, воспитывая их сначала в уездном училище, потом нужно их еще приготовить к преподаванию практически, чтобы занимались с детьми по новейшим лучшим и облегченным методам, чего можно достигнуть только тем, чтобы такие воспитанники, по окончании курса в уездном училище, поступили в педагогические курсы при Пермском уездном училище...». «С такими наставниками училища будут приносить действительную пользу и войдут в доверие у крестьян».

В 1870-1871 учебном году в Красноуфимском мужском училище было 132 человека. Из них: 14 -дети духовенства, 15 – дворян и чиновников, 105 – городских жителей, 29 – сельских.

В 1871 году в г. Красноуфимске проживало лишь 2495 человек, а вот учащихся было: в мужском – 132 человека (дети 8-14 лет), женском – 31. В уезде было 154397 жителей, а учащихся (с учетом города) 890 человек, т.е. менее 6 человек на 1000 жителей.

Докладывая 2-му съезду уездного земского собрания (1871 г.) о состоянии начального образования, управа сообщила (по отчету смотрителя Кунгурских училищ): «Такая задержка в распространении грамотности в населении уезда указывает на необходимость увеличить число народных школ в будущем году хотя бы еще на 6 в более многолюдных местностях, где общества, осознавая важность образования, устроят или наймут помещение для училища на свой счет и дадут средства на отопление, освещение и содержание сторожей при них, а от земства назначить пособие в том же размере, как определено общественным собранием». Особое внимание надо было уделить поиску учителей.

А комиссия по народному образованию предлагает утвердить: «6) определение и выдачу наград учителям за успешное преподавание учения предоставить управе по засвидетельствованию членов от земства в училищном совете; 7) отпуск денег на содержание училищ производится управою; члены же от земства в училищном совете следят за правильностью расходования сумм в училищах, отдавая в этом собранию отчет...». Несли такую серьезную общественную нагрузку избранные земским собранием в училищный совет г-да Новиков – член ведомства государственных имуществ, назначенный от правительства в уездное земское собрание, и горный инженер Окладных, тоже член земского собрания.

Количество училищ, хотя и медленно, увеличивалось. Но количество обучаемых детей менялось незначительно. Это увеличение шло за счет проживавших в селениях, где открывались училища. Для крестьян из других селений возить ежедневно детей в школу и обратно было затруднительно, а отдавать их на «житье» в чужие селения вообще невозможно. Ходить самостоятельно в осеннюю и весеннюю распутицу да зимние морозы отваживались немногие. Хотя были и такие.

Чтобы население видело реальную пользу образования, правительство России 1 января 1874 года опубликовало «Манифест». В частности, по нему окончившим двухклассную народную школу предоставлялась льгота: служить в армии 3 года вместо 6 лет. Но в сельской местности большинство школ были одноклассными, хотя тоже с тремя отделениями. Окончившие такую школу служили 4 года вместо 6. Вот слова из «Манифеста»: «Даруемые же ныне важные преимущества молодым людям, получившим образование, да будет новым орудием к распространению в народе нашем истинного просвещения, в котором Мы видим основание и залог будущего благоденствия».

Особую заботу земства вызывало «инородческое» население, которое составляло 19% от населения уезда и по своим «фанатическим убеждениям и языческим обрядам стоит на низшей степени развития по сравнению с русским населением. Но по налогообложению приносит значительную часть дохода, а потому обязанность земства -уделять внимание развитию этих народов». Особенно трудно было найти учителей для национальных школ. Тем более что в уезде не было своего инспектора народных училищ «в виду малого количества училищ».

Земству и училищному совету трудно было без инспектора определить качество работы всех учителей. Поэтому уездная управа выходит с предложением об учреждении должности местного инспектора. 8-й чрезвычайный съезд уездного земского собрания 10 февраля 1876 года решением №2, пункт 6 утверждает это предложение и обращается к попечителю Оренбургского учебного округа: инспектором «для наблюдения за народными учителями Красноуфимского уезда в педагогическом отношении, по ходатайству управы и по назначению попечителя, определен из учителей Уфимской татарской школы г-н Семигановский». Но он часто конфликтовал с учителями, не считал нужным сообщать управе и училищному совету о своих ревизиях, его работа часто шла вразрез с работой земства. Поэтому оно обратилось к попечителю округа, которым был назначен другой инспектор. Но он оказался не очень грамотным. И должность снова стала вакантной.

Огромную роль в развитии образования в городе и уезде сыграл инспектор Василий Васильевич Корватовский, человек с высшим образованием, дворянин по происхождению. Его ранее пригласил в Красноуфимское реальное училище Соковнин. Здесь Корватовский показал себя грамотным и весьма деятельным человеком.

Попечитель Оренбургского учебного округа решением № 1717 от 26 апреля 1883 года уведомил управу, что «на вакантную должность инспектора народных училищ Красноуфимского уезда с содержанием от земства изъявил согласие быть назначенным преподаватель физики и химии Нижегородского реального училища В.В. Корватовский, о котором в учебно-окружном управлении имеются вполне одобрительные отзывы». Попечитель Оренбургского учебного округа просил управу: «... не будет ли признано Управою желательным в интересах народного образования в Красноуфимском уезде назначение господина Корватовского ныне же с выдачею ему содержания со дня назначения, т.к. избрание инспектора состоится, в силу необходимости, без участия Земского Собрания». Управа изъявила согласие, и Корватовский вступил в должность. Он очень активно включился в работу, посетив за год все училища, которых в тот год было 57, в том числе 1 частное и 2 министерства народного просвещения. В следующем году он добился открытия еще одного министерского училища.

Докладывая 15-му съезду уездного земского собрания (1884 г.) о состоянии училищ уезда, количестве учащихся и качестве преподавания, В.В. Корватовский выразил обеспокоенность малым количеством училищ для «инородцев», хотя и вообще-то детей школьного возраста (8-12 лет) обучалось к этому времени в уезде менее 20%. Но магометан среди них было всего 15 человек.

После обсуждения собрание пришло к выводу, что школу для «инородцев» удобнее открыть в Среднем Бугалыше, как более центральной местности проживания башкирского населения. Земское собрание единогласно постановило: просить г-на инспектора ходатайствовать перед училищным начальством об открытии еще двух татарских школ.

Высказал Корватовский обеспокоенность и по учительским кадрам. Почти половина учителей уезда – молодые люди в возрасте 20-30 лет, уроженцы других уездов и губерний, мало связанные с местом их службы. Назрела необходимость готовить местные кадры. Благодаря энергии Корватовского в июле 1884 года в Красноуфимске состоялся первый съезд учителей уезда, собравший 80 человек.

Докладывая 17-му съезду очередного земского собрания о состоянии народного образования, председатель уездной управы говорил о развитии училищного дела за последние 5 лет, т.е. за время заведования Красноуфимской инспекцией г-ном Корватовским.

К январю 1886 года училищ было уже 63, из них 4 пользовалось пособием от казны, при 4-х училищах были открыты ремесленные классы, при всех женских школах обучали рукоделию. В 1886-87 учебном году в уезде действовало 80 училищ, а сам Корватовский возложил на себя обязанности попечителя Шокуровского, Ювинского, Б-Карзинского и Б-Тавринского училищ, добившись строительства для них специальных помещений.

Он добился увеличения расходов на содержание училищ от министерства народного просвещения с 1636 до 3771 руб., от земства с 18100 до 26000 руб., соответственно и от города, и от сельских обществ, от миссионерского комитета, единовременных пособий от казны. Выросло количество учащихся, количество и качество выпускников. Как отмечено было проверяющими по линии Оренбургского учебного округа,

«... ныне Красноуфимская инспекция занимает одно из первых мест в Пермской губернии по числу училищ и учащихся», а по результатам испытаний средний балл по предметам: в мужских училищах 3.8, в женских 4.2.

Председатель собрания предложил оценить деятельность инспектора. «Управление такой отраслью земского хозяйства, как народное образование, при таком значительном числе школ и служащих в них дело весьма нелегкое. И постановка его на такую высоту, как мы видели из отчета, возможна только при неутомимом, беспрестанном труде г-на Инспектора, к трудам и заботливости которого следует отнести весь успех дела». А потому председатель собрания предложил «выразить г-ну Инспектору глубокую благодарность». Собрание поддержало предложение единогласно.

А летом 1887 года учебные заведения Красноуфимского уезда впервые приняли участие в научно-промышленной выставке в г. Екатеринбурге. Многие школы и отдельные учителя отмечены бронзовыми медалями или почетными отзывами, а инспектор Корватовский за представленные работы по народному образованию и коллекцию предметов быта марийцев награжден золотой медалью. Представитель Красноуфимского реального училища Барсуков удостоился аудиенции Его Императорского Величества Великого Князя Михаила Николаевича и приглашен на его дачу.

К началу 1887-1888 учебного года в Красноуфимском уезде было уже 80 начальных училищ разных ведомств и наименований. При всех училищах -библиотеки с пособиями для учителей и книгами для чтения. При инспекции учрежден кабинет образцовых учебных пособий, положительно решился вопрос о пособиях ученикам, поступающим в учительские семинарии. При Красноуфимском двухклассном женском училище открыли учебную мастерскую и профессиональные классы «кройки, шитья и прочих женских рукоделий», при Бисертском мужском – столярный класс.

Выступил Корватовский и с инициативой создания Общества попечения о народном образовании. Им же был составлен Устав общества, он же стал первым его председателем в 1889 году. К сожалению, вскоре Корватовский был переведен инспектором в другой уезд Пермской губернии, где дела шли не совсем хорошо.

Маргарита Николаевна СОКОЛОВА, отличник народного просвещения, краевед

// Красноуфимский край. – 2011. - №1. – С. 6-8

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

перед эти кодом