История образования

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Реальное училище

В чем отличие реального училища от гимназии? Первые гимназии были образованы в Древней Греции. В средние века название «гимназия» было введено для обозначения специальных средних школ, которые готовили учащихся для поступления в университеты. Большое внимание в них уделялось изучению латинского языка. Многие ученые в 16-17-м веках настаивали на обучении с учетом реалий современного мира. Это педагогическое направление получило название реалистического, что привело в дальнейшем к появлению реальных гимназий и реальных училищ, в которых на первом месте стояли математика и естествознание.

С введением учебных округов в России царь Александр I в 1803 году приказал «... в каждом губернском городе открыть гимназию». По Уставу 1804 года целью гимназии была подготовка к поступлению в университеты, а также дать молодым людям сведения, необходимые для благовоспитанного человека. Были открыты в России 32 гимназии, в которых обучались 2838 детей. Гимназии были бесплатными и всесословными. В них были запрещены телесные и нравственные наказания. Урок длился 75 минут. М.М. Сперанский ввел в гимназиях экзамены на чины.

Устав 1804 года неоднократно дополнялся и изменялся. Была введена форма для учащихся. В 1837 году установлена система испытаний при переходе из класса в класс и по окончании гимназии, когда выдавался аттестат. В 1864 году введена пятибалльная система, успехи, поведение и прилежание учащихся стали оцениваться по ней и вноситься в ведомости. Получившие на экзаменах баллы 4 и 5 награждались книгами и почетными грамотами. 21 марта 1849 года в России была проведена очередная реформа, и курс обучения стал делиться на общее и специальное обучение. Начиная с четвертого класса учащиеся разделялись на юридическое и латинское отделения. Первое готовило для чиновничьей службы, второе – для поступления в высшие учебные заведения.

В 1864 году был введен новый Устав, отражающий потребности общества. Гимназии стали делиться на классические и реальные. Окончившие классическую гимназию принимались в университеты без экзаменов, а после реальной могли поступать в высшие специальные учебные заведения и на физико-математический или медицинский факультеты университетов. Телесные наказания были отменены. Учителям увеличили денежное содержание при фиксированной учебной нагрузке. Педагогический совет получил право окончательного решения при приеме учителя на службу. Циркуляром от 12 ноября 1866 года было объявлено о введении единых программ в России. В 1871 году был издан Устав гимназий и прогимназий (действовал с некоторыми изменениями до 1917 года), а в 1872 году – Устав реальных училищ. Это было своего рода звено средней школы с 6-7 летним сроком обучения и профессиональным уклоном в старших классах. Пятые и шестые классы реального училища делились на отделения: основное (т.е. общеобразовательное) и коммерческое, а седьмой класс имел 3 отделения: механико-техническое, химико-техническое и общеобразовательное. В программе реальных училищ отсутствовали древние языки, но были значительно шире, чем в классических гимназиях, курсы математики, физики и естествознания. Преподавались два «новых» иностранных языка. Большое внимание уделялось рисованию и черчению. Русский язык и литература, история, география в реальных училищах преподавались в таком же объеме, как и в классических гимназиях. Но, тем не менее, выпускники реальных училищ (кроме общеобразовательного отделения) могли поступать лишь в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения.

Подробнее: Учебные заведения Красноуфимска

Документов, раскрывающих, каким образом осуществлялось управление образованием в России до 1782 г., найти не удалось. Вероятно, через губернаторов и штатных смотрителей народных училищ. "Малые народные училища" существовали в губернских и уездных городах, но их было немного. В 1782 г. была создана "Комиссия об учреждении народных училищ", которая в 1786 г. приняла "Устав малых училищ", открывший доступ в них девочкам. В 1802 г. эта "Комиссия" стала частью министерства народного просвещения (МНП), созданного по приказу Александра I. Называться "Комиссия" стала "Главное управление училищ".

В том же 1802 г. были учреждены учебные округа, во главе которых стояли "Попечители", назначаемые МНП. В каждый учебный округ входило несколько губерний. Губернатор через штатных смотрителей и лично осуществлял общее наблюдение за ходом и направленностью первоначального обучения в губернии. Ежегодно он отчитывался перед попечителем своего учебного округа.

"Малые народные училища" в 1803 г. переименовали в "Приходские" (одно на 1-2 прихода), усилив контролирующую роль духовенства.

С принятием в 1828-1874 годах новых нормативных документов, регламентирующих деятельность народных училищ, изменилась и структура управления. Кроме должности штатного смотрителя с 1869 г. в каждой губернии появился "Инспектор народных училищ". По "Положению о земских учреждениях" от 25 мая 1874 г. в каждой губернии была введена должность "Директор народных училищ губернии", он утверждался в должности МНП. "Директор" имел право подбирать в помощь себе инспектора в каждом уезде (в зависимости от количества начальных училищ), которых утверждал в должности "Попечитель" учебного округа.

С 1864 г. в губерниях создаются "губернские училищные советы", находящиеся в ведении МНП и наделенные достаточно широкими полномочиями. С этого же времени существовали и "уездные училищные советы", подконтрольные "губернскому". За губернатором осталось право осуществлять общее руководство и сообщать свои замечания в министерство народного просвещения.

Подробнее: Управление образованием в Российской империи

История народного образования в России уходит в глубокую древность. Судя по количеству найденных берестяных грамот, можно предположить, что грамотность в 11-м веке была распространена среди разных слоев населения Киевской Руси. При церквях и монастырях были школы грамоты, а при дворе князя и в Киево-Печерском монастыре – школы повышенного типа. После освобождения от татаро-монгольского ига и в связи с развитием книгопечатания в области образования начался подъем.

Иван Федоров (Москвитин) в 1564 г. в Москве совместно с П. Мстиславцем выпустили первую русскую датированную печатную книгу «Апостол», в 1574 г. во Львове – первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола», в 1580-81гг. в Остроге – первую полную славянскую «Библию».

В 70-х годах 17 в. Симеон Полоцкий открыл школу повышенной степени для чиновников царской канцелярии. В 1687 г. по его инициативе основана славяно-греко-латинская академия, выпускники её становились священниками, государственными служащими, преподавателями. В 18-м веке Академия стала крупным центром российской науки и культуры.

Пытался поставить на ноги науку и культуру Петр I. В 1701 г. в немецкой слободе была открыта гимназия. Как отмечалось в Указе, в ней могли учиться все желающие. В том же году были основаны Навигацкая и Пушкарская школы, в 1707 г. при военном госпитале – Медицинская школа. С 1710 г. учебники стали печатать гражданским шрифтом, славянский использовался лишь в богослужебных книгах, введены арабские цифры. В 1712 г. открыт Инженерный корпус, в 1715 – Морская Академия. В 1724 г. в Петербурге учреждена

Академия наук с университетом и гимназией при ней. Дочери дворян могли получать образование в частных пансионах и институтах для благородных девиц. Открывались цифирные школы для всех сословий. Но после смерти Петра большого развития они не получили. Основная масса простого народа была неграмотна. На Урале при заводах существовали горнозаводские школы.

Велика роль М.В. Ломоносова в деле развития просвещения. По его инициативе в 1755 г. в Москве открыт Университет и при нем две гимназии: одна для дворян, другая – для разночинцев. Снова стали появляться школы для детей мещан, солдат, матросов, а также различные ремесленные школы.

Подробнее: Образование в России (XVII – начало XIX веков)

В 90-х годах 19 века в Московском и Петербургском комитетах грамотности, в журналах и газетах, а затем и в губернских и уездных земских собраниях широко обсуждался вопрос о введении всеобщего начального обучения для детей 8-12 лет. На основании сведений, собранных со всей России, говорилось, что «в народе возбуждено сильное стремление к образованию. Государь Император изволил признать вопрос о народном образовании – вопросом чрезвычайной важности». В докладе директора народных училищ Пермской губернии от 1 мая 1895 г. говорится: «Уездные земства Пермской губернии идут впереди других земств в деле народного образования и заслуженно пользуются репутацией передовых, затрачивая надело народного образования 19% своего бюджета, тогда как средняя цифра по другим губерниям 15%».

Директор предложил Красноуфимской земской управе взять на себя труд совместно с уездным училищным советом разработать вопрос о всеобщем начальном обучении в уезде и представить свои соображения очередному земскому собранию.

26-е уездное земское собрание, рассмотрев доклад земской управы о всеобщем обучении, поручило ей выработать при содействии инспектора народных училищ Красноуфимского уезда подробный план. Кроме того, Пермское губернское земское собрание, рассмотрев этот вопрос на 26-й очередной сессии, поручило губернской управе просить уездные управы заняться:

а) детальной разработкой вопроса о всеобщем начальном обучении по программе, выработанной губернской управой;

б) разработкой вопроса об изыскании из источников уездного земства средств к осуществлению идеи всеобщего начального обучения.

Независимо от этого губернское собрание постановило: ходатайствовать перед министром внутренних дел о разрешении губернскому земству отчислить из сумм губернского дорожного капитала 110 тысяч рублей для составления общего специального фонда для выдачи уездным земствам, волостным и сельским обществам беспроцентных ссуд и безвозвратных пособий на постройку школьных зданий и помещений для библиотек.

Подробнее: О введении всеобщего начального обучения

Директор народных училищ губернии (с 1874 г.) избирается попечителем учебного округа из лиц, получивших высшее образование, утверждается в должности министром народного просвещения.

Обязанности: заведование учебной частью всех народных училищ в губернии (личный осмотр и руководство деятельностью двух подконтрольных ему инспекторов); управление делами губернского училищного совета- проводит заседания, предварительно рассматривает отчеты уездных училищных советов и выносит по ним заключения, составляет на основании их и личных осмотров общий очерк состояния народных училищ губернии, который обсуждается и утверждается на заседании совета, составляется справка для попечителя учебного округа; может увольнять преподавателей.

Права: содержание-2500 руб. в год (в т.ч. 1000 рублей – жалованье, 800 рублей – наем квартиры и канцелярские расходы, 700 рублей – разъезды.

V класс по должности (статский советник – право личного дворянства), V разряд по шитью на мундире, право на пенсию по положению для учебной службы и права по чинопроизводству, предоставленные директорам гимназий ведомства Министерства народного просвещения.

Инспектор народных училищ (должность существует с 1869 г.) избирается директором народных училищ губернии из лиц, имеющих высшее образование, известных педагогическим опытом и доброжелательностью, утверждается в должности попечителем учебного округа.

Обязанности: контроль за состоянием учебно-воспитательной работы во всех народных училищах уезда; заведование делопроизводством уездного училищного совета; составление годового отчета по каждому из вверенных ему уездов о состоянии всех народных училищ города и уезда (начальные народные училища освобождаются от всякого рода срочных донесений, ведомостей. Необходимые сведения собираются членами училищного совета при осмотре (ст. 15) их инспектором); подбор кадров и увольнение.

Подробнее: Контролирующие инстанции

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

перед эти кодом