Материалы краеведа М. С. Соколовой

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Оживление в жизнь города и уезда внесло создание в 1870 г. земства, изменение городского управления. Появились городская Дума, городская управа, уездная управа. Прогрессивное влияние оказывало открытое в городе в 1875 году реальное училище, особенно его директор Н.А. Соковнин, двухклассные мужское и женское училища.

Всё в тех же «Пермских календарях» по итогам 1881 года отмечен рост общего числа ремесленников Красноуфимска. Хлебников и булочников - 21, пряничников и крендельщиков - 11, портных и модисток- 23, сапожников и башмачников - 119, столяров - 17, стекольщиков - 8, маляров - 23, кузнецов и слесарей - 20, медников и лудильщиков - 2, часовщиков - 3, печников - 8. «В небольших количествах прочие виды ремёсел: пирожники, кондитеры, колбасники, уксусники, квасовары, пивовары, кровельщики, обойщики, резчики, шорники, переплётчики, живописцы, красильщики, цирюльники, бондари, скорняки, пильщики и другие. Всего числом более четырёхсот».

«Из промыслов ещё имеет значение биржевой, трактирный, приказчичий и наём в услужение (кучера, дворники, кухарки, лакеи, горничные). Надобные извозчики легковые и ломовые». В уезде есть общество охотников, числом 419, есть там часть и городских жителей. За год членами общества добыто: «медведей - 14, волков - 89, лосей и оленей - 18, лисиц - 93, куниц - 115, горностаев - 14, выдр, рысей, барсуков - 24, белок - 5610, зайцев - 4863, тетеревов - 3796, рябчиков - 10144. Всего на сумму 6202 р. Собрано мёда в 1880-01 г. 2380 пудов».

В городе наблюдается быстрый рост мелких заводов и мастерских. К уже имевшимся за период 1870-1890 годов добавились 4 лесопильных, фосфорный, мыловаренный заводы, спичечная фабрика, винокуренный, пиво и медоварение, несколько пекарен, сапожных, столярных мастерских, кузниц.

В 1880 году учителем городского училища И.Ф. Заводчиковым открыта первая в городе фотография. Открылись две типографии: купца В.И. Тиханова, открыта в 1881 году, имеет 2 ручных станка, 3 наборщиков, 2 печатников, чиновника А.А. Левина, открыта в 1885 году, имеет 1 ручной станок, 1 машину для линования бумаги, 5 наборщиков, 4 печатников.

Начала работу в 1886 году и получила официальную регистрацию первая библиотека Красноуфимского городского общества. К 1 января 1891 года в библиотеке было 2080 книг 7870 названий.

Подробнее: Красноуфимск: 100 лет назад

У жителей Красноуфимска издавна любимыми зимними забавами были катание с гор на санях, «ледянки», лыжные прогулки, катание на коньках. Когда стали привычными эти забавы? Заглянем в архивные материалы города Красноуфимска.

Время появления коньков на просторах нашей страны указать трудно. В одном из музеев Лондона хранятся костяные коньки, датируемые II тысячелетием до новой эры. А найдены они были одной из археологических экспедиций на территории Сибири. Под Одессой в 1967 году нашли коньки из «бронзового» века (конец IV– начало 1 тысячелетия до новой эры).

Вот сохранившиеся протоколы заседаний Городской Думы за 1886 год. Среди многих обсуждавшихся вопросов «доложено торговое производство на отдачу в аренду на зимний 1886-1887гг. сезон места на льду реки Уфы для устройства катка». Сообщалось, что несколько лет красноуфимский мещанин А.И.Булатов давал арендную плату 30 руб. 50 коп. за место для катка, но гласный (депутат) Думы Е.И.Лаврентьев предлагает 35 руб. за это место, есть и другие предложения. Началось обсуждение условий аренды.

Гласный А.И.Шевелин предложил «установить таксу на взимание платы с катающихся» на сезон.

По мнению гласного П.П.Станова, в дни, когда арендатор устраивает иллюминацию, плату с катающихся увеличить.

После обсуждения всех предложений решением Думы установили плату:

«... 5 коп. в день с катающихся или 2 руб. за сезон»; за вход с посетителей, желающих только посмотреть, - 2 коп. или 75 коп. за сезон; за вход «посетителей с семейством» - 8 коп. или 2 руб. 50 коп. за сезон. Во время иллюминаций и фейерверков с посетителей, кроме лиц, имеющих сезонные билеты, плата увеличивается вдвое. «Такса на взимание платы должна быть прибита на видном месте».

Четко сформулированы требования к арендатору:

1. «Каток арендатором должен содержаться исправно. В случае жалоб на неудовлетворительное содержание катка предоставить Городской Управе, по ее усмотрению, подвергать арендатора катка в пользу города штрафу: в 1-й раз - 1 руб., во 2-й раз - 3 руб., в следующие разы по 5 руб.».

Подробнее: Зимние забавы

О том, что спорт имел большое значение в жизни молодежи того времени, мы узнаем из воспоминаний ветеранов. Никифорову С.А. больше всего запомнились легкоатлетические многодневные пробеги по району и между городами. В жизни Волочнева В.Н. значительное место занимали легкая атлетика, велоспорт и лыжи. Работая в Москве, он находил время для занятий и с благодарностью вспоминал годы юности, проведенные в Красноуфимске, где спорт был его главным увлечением. С такой же теплотой вспоминает молодежные спортивные кружки 30-х годов Ширшов А.П., с восторгом рассказывает, какие чудеса творил на гимнастических снарядах Марьин И.И. – будущий Герой Советского Союза. Очень подробно спортивную жизнь Красноуфимска в 20-х – 30-х годах описал Найдин Евгений Алексеевич.

Родился Евгений в многодетной семье кустаря-сапожника 7.11.1906 г. в Красноуфимске. Закончил 4-классное городское училище, где активно занимался в спортивном кружке. В 16 лет начал работать рассыльным Райисполкома, бегать приходилось много и быстро. Однажды весной 1923 г., вспоминает Евгений Алексеевич, они с ребятами играли на поляне у кладбища, домов в то время там не было. Увидев на поляне перед железнодорожным мостом, что по дороге на Селекционную (тогда говорили «на ферму»), людей, что-то измерявших, любопытные мальчишки подошли. Люди оказались организаторами Всевобуча, старшим среди них был Писцов И.С. Эти люди подготовили 100-метровую дорожку, ямы для прыжков в длину и высоту, вкопали стойки. Писцов предложил ребятам посоревноваться. Найдин вспоминает: «В результате всех забегов я оказался самым быстрым из всех ребят, так же и с прыжками. С разбега в длину прыгал более 4-х метров, в высоту – 130 см, о технике прыжков не имел никакого понятия. Вот с тех пор и прикипел к легкой атлетике, хотя занимался и футболом, а зимой – лыжами и коньками. Нравилась скорость».

В 1924 г. Найдина взяли подручным котельщика в паровозное депо. Там уже был сплоченный физкультурный коллектив, где быстро оценили его способности. Комсомольская ячейка, секретарем которой был Волочнев В.Н. (сам активный спортсмен), избрала Найдина председателем Совета физкультуры депо. В этот совет входили слесари депо: Александр Берноскунин, Иван Серебренников, Иван Никитин, Гаврилов, Кувалдин, инструктор В.Буш.

Подробнее: Из воспоминаний ветеранов спорта

ДАЛЕКОЕ И БЛИЗКОЕ: ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Отечественная война 1914 года породила массу проблем. Государь Император в своем обращении к россиянам просил в переживаемое страной трудное время оказывать посильную помощь. Красноуфимский уезд выполнял и военные заказы, и размещал на своей территории беженцев из Прибалтики и Польши. Оказывали всевозможную помощь семьям воинов, находящихся на фронте или ставших инвалидами от полученных ранений. Помощь требовалась и детям погибших на полях сражений, особенно в многодетных семьях, которых в то время было немало. Так бывший инспектор народных училищ Красноуфимского уезда А. Г. Бессонов пожертвовал принадлежащее ему имение в селе Дружино-Бардымском для устройства приюта для детей воинов, павших в 1914-1915 годах. Особенно в трудном положении оказались в период уборки хлебов те семьи, где трудоспособные мужчины были на фронте и не было средств, чтобы нанять кого-либо.

Когда появился в нашем городе первый студенческий отряд? В Красноуфимском государственном архиве есть документы, дающие ответ. Сохранился отчет директора Красноуфимского Промышленного училища В. Новикова, направленный в Красноуфимскую Уездную Земскую управу «О работахъ дружины изъ учащихся города Красноуфимска Для уборки хлебов въ 1915 г. на поляхъ доблестныхъ защитниковъ Родины».

18 июня 1915 года педагогический совет промышленного училища на специальном заседании решил, что священный долг каждого - помогать кто чем может тем семьям, где мужчины ушли на фронт. «Дабы они зная, что Родина печется об их семействах, со спокойным духом могли довершить великое дело защиты отечества от жестокого врага». Постановили; опросить родителей и самих учащихся технических и общеобразовательных классов, кто из них пожелал бы добровольно принять участие в полевых работах по уборке хлебов в тех крестьянских хозяйствах, в которых из-за ухода мужчин в действующую армию не хватает рабочих рук. Из пожелавших работать организовать дружину, «технический надзор за исполнением полевых работ» поручить заведующему учебной фермой преподавателю технических классов Петру Владимировичу фон Берингу.

Довольно быстро дружина была организована. В ее состав вошли 19 учащихся первого сельскохозяйственно-технического класса, 16 человек из второго сельскохозяйственно-технического класса и 5 учащихся общеобразовательных классов.

Кроме того, в городе нашлись еще желающие. Это были 8 учащихся высшего начального училища и 4 народных учителя. Всего в отряде собралось 52 человека.

По ходатайству директора Промышленного училища Земская управа указала те крестьянские хозяйства, в которых не хватало рабочих рук. Руководителю отряда Земская управа выдала в виде аванса 75 рублей на расходы, связанные с продовольствием для учеников и для покупки некоторых материалов.

Подробнее: Первый студенческий красноуфимский отряд

Значение моста через реку Уфу в г. Красноуфимске трудно переоценить. Еще в ХIХ веке для связи с Уфимской и Оренбургской губерниями, да и со многими пунктами Красноуфимского уезда содержалось две паромных переправы. После половодья сооружались временные летние мосты.

Строительство железной дороги через Красноуфимск в начале XXвека увеличило поток грузов, а значит, и нагрузку на мост. Мост быстро ветшал. Были и трагические случаи. Различное оборудование, промышленные и продовольственные товары для Артинского, Манчажского, Красноуфимского районов сгружались на ст. Красноуфимск и доставлялись к месту назначения гужевым, а позднее автотранспортом. Закрытие движения на час создавало огромные пробки.

В 1930 году было принято решение о строительстве постоянного моста, «не мешающего водозабору», т.е. ниже ул. Манчажской. В 1931 году деревянный с простым настилом и перилами мост из шести пролетов на пяти свайных опорах был построен. От напора льда его ограждали шесть «быков». Но все-таки во время ледохода мост страдал, его укрепляли тросами через береговые опоры. Так продержался он до 1943 гола, когда во время прохода воинской колонные произошла трагедия. Мост закрыли, как аварийный, построив временный, с выходом на ул. Манчажскую. В 1944 г. на месте аварийного начали строить новый мост из пяти деревянных ферм, который прослужил до 1961 года.

 Хотя уже в начале 50-х годов при прохождении ежедневно 1200-1500 машин, а в период уборки урожая и  вдвое большего количества, состояние моста вызывало тревогу. Контрольная комиссия в 1956 году в своем заключении требовала закрытия моста на капитальный ремонт, «состояние существующего деревянного ферменного моста критическое. Движение по нему граничит с риском, безопасность транспорта и пешеходов не может быть гарантирована». В октябре 1958 года, подсчитав материальные затраты на ремонт и содержание моста за период его эксплуатации (1944-58 гг. более 4-х млн. рублей), руководство города, и особенно Н.Ф. Кретов, настойчиво начинают пробивать идею строительства нового, железобетонного моста.

В это время шло строительство вторых ж/д путей через Красноуфимск. Н.Ф. Кретов связался с инженерами-мостостроителями, которые оценили затраты на строительство нового моста в 4 млн. рублей. Это добавило уверенности энтузиастам. Н.Ф. Кретов на уровне Министерства доказывал необходимость и рентабельность нового моста, учитывая, что лет 45-50 (при том грузопотоке) он простоит без ремонта. Поддержку получили, но это не значило, что строительство сразу начнется. Не было проекта. Обратился Кретов к тем же мостостроителям. Автором проекта нашего моста стал начальник мостового отделения Свердловского филиала Государственного института проектирования дорог и транспортных сооружений B.C. Григорьев, который подготовил техническую документацию. Строительство согласились вести подрядным способом строители мостопоезда № 406 Министерства путей сообщения СССР.

Велик был объем работ. По периметру будущих опор надо было забить на глубину 3,5-4 метра шпунтовый деревянный ряд, но получалось только на 1,5 м. На совещании решили провести дополнительное геологическое обследование дна русла и для этой, цели вызвали из Свердловска буровую партию. После обследования пришли к выводу, что деревянные шпунты надо заменить металлическими, и потребуется их около 180 тонн. Где найти этот шпунт, а кроме того, и деньги? Использовали все возможные и невозможные способы. Кретов обращается за помощью к Б.Н. Коробанову, начальнику отдела проектной группы управления автотранспорта и шоссейных дорог Свердловского облисполкома. Принимается решение: «... управлению автотранспорта и шоссейных дорог нужно безотлагательно принимать меры к снабжению мостопоезда № 406 металлическим шпунтом». Было немало и других трудностей. Не было железобетонных балок для перекрытия. Их решили изготовлять на месте (на левом берегу) красноуфимские умельцы. Может, кто-то из них жив, и они поделятся своими воспоминаниями?

Несмотря на все трудности, в начале августа 1961 года город получил новый мост. С благодарностью вспомним автора и создателей моста. Но 45-50 лет, отведенные мосту авторами, заканчиваются. Да и грузопоток в XXI веке не сравним с тем, что был во время проектирования. Найдутся ли в наше время новые Кретовы, Григорьевы и другие герои-строители, чтобы действовала на реке Уфе надежная переправа?

Маргарита СОКОЛОВА,  краевед.

//Вперед.- 2006.-29 июня. - С.9

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube