Материалы краеведа М. С. Соколовой

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Значение моста через реку Уфу в г. Красноуфимске трудно переоценить. Еще в ХIХ веке для связи с Уфимской и Оренбургской губерниями, да и со многими пунктами Красноуфимского уезда содержалось две паромных переправы. После половодья сооружались временные летние мосты.

Строительство железной дороги через Красноуфимск в начале XXвека увеличило поток грузов, а значит, и нагрузку на мост. Мост быстро ветшал. Были и трагические случаи. Различное оборудование, промышленные и продовольственные товары для Артинского, Манчажского, Красноуфимского районов сгружались на ст. Красноуфимск и доставлялись к месту назначения гужевым, а позднее автотранспортом. Закрытие движения на час создавало огромные пробки.

В 1930 году было принято решение о строительстве постоянного моста, «не мешающего водозабору», т.е. ниже ул. Манчажской. В 1931 году деревянный с простым настилом и перилами мост из шести пролетов на пяти свайных опорах был построен. От напора льда его ограждали шесть «быков». Но все-таки во время ледохода мост страдал, его укрепляли тросами через береговые опоры. Так продержался он до 1943 гола, когда во время прохода воинской колонные произошла трагедия. Мост закрыли, как аварийный, построив временный, с выходом на ул. Манчажскую. В 1944 г. на месте аварийного начали строить новый мост из пяти деревянных ферм, который прослужил до 1961 года.

 Хотя уже в начале 50-х годов при прохождении ежедневно 1200-1500 машин, а в период уборки урожая и  вдвое большего количества, состояние моста вызывало тревогу. Контрольная комиссия в 1956 году в своем заключении требовала закрытия моста на капитальный ремонт, «состояние существующего деревянного ферменного моста критическое. Движение по нему граничит с риском, безопасность транспорта и пешеходов не может быть гарантирована». В октябре 1958 года, подсчитав материальные затраты на ремонт и содержание моста за период его эксплуатации (1944-58 гг. более 4-х млн. рублей), руководство города, и особенно Н.Ф. Кретов, настойчиво начинают пробивать идею строительства нового, железобетонного моста.

В это время шло строительство вторых ж/д путей через Красноуфимск. Н.Ф. Кретов связался с инженерами-мостостроителями, которые оценили затраты на строительство нового моста в 4 млн. рублей. Это добавило уверенности энтузиастам. Н.Ф. Кретов на уровне Министерства доказывал необходимость и рентабельность нового моста, учитывая, что лет 45-50 (при том грузопотоке) он простоит без ремонта. Поддержку получили, но это не значило, что строительство сразу начнется. Не было проекта. Обратился Кретов к тем же мостостроителям. Автором проекта нашего моста стал начальник мостового отделения Свердловского филиала Государственного института проектирования дорог и транспортных сооружений B.C. Григорьев, который подготовил техническую документацию. Строительство согласились вести подрядным способом строители мостопоезда № 406 Министерства путей сообщения СССР.

Велик был объем работ. По периметру будущих опор надо было забить на глубину 3,5-4 метра шпунтовый деревянный ряд, но получалось только на 1,5 м. На совещании решили провести дополнительное геологическое обследование дна русла и для этой, цели вызвали из Свердловска буровую партию. После обследования пришли к выводу, что деревянные шпунты надо заменить металлическими, и потребуется их около 180 тонн. Где найти этот шпунт, а кроме того, и деньги? Использовали все возможные и невозможные способы. Кретов обращается за помощью к Б.Н. Коробанову, начальнику отдела проектной группы управления автотранспорта и шоссейных дорог Свердловского облисполкома. Принимается решение: «... управлению автотранспорта и шоссейных дорог нужно безотлагательно принимать меры к снабжению мостопоезда № 406 металлическим шпунтом». Было немало и других трудностей. Не было железобетонных балок для перекрытия. Их решили изготовлять на месте (на левом берегу) красноуфимские умельцы. Может, кто-то из них жив, и они поделятся своими воспоминаниями?

Несмотря на все трудности, в начале августа 1961 года город получил новый мост. С благодарностью вспомним автора и создателей моста. Но 45-50 лет, отведенные мосту авторами, заканчиваются. Да и грузопоток в XXI веке не сравним с тем, что был во время проектирования. Найдутся ли в наше время новые Кретовы, Григорьевы и другие герои-строители, чтобы действовала на реке Уфе надежная переправа?

Маргарита СОКОЛОВА,  краевед.

//Вперед.- 2006.-29 июня. - С.9

Из истории народного образования Красноуфимска

Моя родная школа № 1 скоро отметит 90-летие, а реальному училищу, существуй оно и поныне, сегодня перевалило бы за сто тридцать. Однако установить, когда появилась в нашем городе первая школа, сейчас трудно. Дело в том, что статус уездного города Красноуфимск получил по указу Правительствующего сената только в 1781 году. А до этого был Красноуфимской крепостью в составе Уфимской провинции Оренбургской губернии с тремястами дворов, деревянной церковью и гарнизоном из одной роты пехоты и трехсот служилых казаков. Возможно, была какая-то школа у казаков или при церкви. Но уездный город существовать без школы не мог. Получив такой статус, Красноуфимск вошел в Оренбургский учебный округ, под контролем которого учебные заведения уезда оставались до 1919 года. Вероятно, в Пермском и особенно Оренбургском архивах есть сведения о первых учебных заведениях нашего города. Но вот и в наших архивах я нашла сведения о городском мужском двухклассном училище (три отделения - младшее, среднее и старшее - по два класса в каждом), открытом в 1842 году и преобразованном в 1867 году, аналогичном женском училище, открытом в 1872 году. Основные предметы: русский язык, арифметика и закон божий - на младшем отделении; на среднем и старшем добавлялись русская история, география, в мужских училищах еще геометрия и черчение, в женских - рукоделие. В одном из инспекторских отчетов по результатам выпускных экзаменов приведены средние баллы по перечисленным предметам и общий средний балл. В мужском училище он был 3,57, а в женском - 4,25.

До образования земств в 1870 году часть училищ была в ведении Министерства народного просвещения, часть в ведении Палаты государственных имуществ, были церковные безвозмездные школы. На первой же сессии Красноуфимского уездного Земского собрания в 1870 году сообщались сведения о народных училищах Красноуфимского уезда, кроме казенных и церковных. Таких училищ в уезде было 13, и в них «учащихся обоего пола 560 человек». За 1870 год в уезде открыто 5 училищ. Принято решение: открыть еще хотя бы 6 училищ в наиболее многолюдных местностях. «Предоставить Управе на средства, ассигнованные на новые школы, открывать их там, где сами общества осознают пользу грамотности и заявляют желание иметь училища».

Если училища открывались на средства правительства или совместно с земством, то это делалось по распоряжению Министерства народного просвещения; а если на пособия от земства, общества и частных лиц, тогда просто с его разрешения. Поступали они в распоряжение попечителей учебных округов.

Подробнее: Истоки

Реальное училище

В чем отличие реального училища от гимназии? Первые гимназии были образованы в Древней Греции. В средние века название «гимназия» было введено для обозначения специальных средних школ, которые готовили учащихся для поступления в университеты. Большое внимание в них уделялось изучению латинского языка. Многие ученые в 16-17-м веках настаивали на обучении с учетом реалий современного мира. Это педагогическое направление получило название реалистического, что привело в дальнейшем к появлению реальных гимназий и реальных училищ, в которых на первом месте стояли математика и естествознание.

С введением учебных округов в России царь Александр I в 1803 году приказал «... в каждом губернском городе открыть гимназию». По Уставу 1804 года целью гимназии была подготовка к поступлению в университеты, а также дать молодым людям сведения, необходимые для благовоспитанного человека. Были открыты в России 32 гимназии, в которых обучались 2838 детей. Гимназии были бесплатными и всесословными. В них были запрещены телесные и нравственные наказания. Урок длился 75 минут. М.М. Сперанский ввел в гимназиях экзамены на чины.

Устав 1804 года неоднократно дополнялся и изменялся. Была введена форма для учащихся. В 1837 году установлена система испытаний при переходе из класса в класс и по окончании гимназии, когда выдавался аттестат. В 1864 году введена пятибалльная система, успехи, поведение и прилежание учащихся стали оцениваться по ней и вноситься в ведомости. Получившие на экзаменах баллы 4 и 5 награждались книгами и почетными грамотами. 21 марта 1849 года в России была проведена очередная реформа, и курс обучения стал делиться на общее и специальное обучение. Начиная с четвертого класса учащиеся разделялись на юридическое и латинское отделения. Первое готовило для чиновничьей службы, второе – для поступления в высшие учебные заведения.

В 1864 году был введен новый Устав, отражающий потребности общества. Гимназии стали делиться на классические и реальные. Окончившие классическую гимназию принимались в университеты без экзаменов, а после реальной могли поступать в высшие специальные учебные заведения и на физико-математический или медицинский факультеты университетов. Телесные наказания были отменены. Учителям увеличили денежное содержание при фиксированной учебной нагрузке. Педагогический совет получил право окончательного решения при приеме учителя на службу. Циркуляром от 12 ноября 1866 года было объявлено о введении единых программ в России. В 1871 году был издан Устав гимназий и прогимназий (действовал с некоторыми изменениями до 1917 года), а в 1872 году – Устав реальных училищ. Это было своего рода звено средней школы с 6-7 летним сроком обучения и профессиональным уклоном в старших классах. Пятые и шестые классы реального училища делились на отделения: основное (т.е. общеобразовательное) и коммерческое, а седьмой класс имел 3 отделения: механико-техническое, химико-техническое и общеобразовательное. В программе реальных училищ отсутствовали древние языки, но были значительно шире, чем в классических гимназиях, курсы математики, физики и естествознания. Преподавались два «новых» иностранных языка. Большое внимание уделялось рисованию и черчению. Русский язык и литература, история, география в реальных училищах преподавались в таком же объеме, как и в классических гимназиях. Но, тем не менее, выпускники реальных училищ (кроме общеобразовательного отделения) могли поступать лишь в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения.

Подробнее: Учебные заведения Красноуфимска

Документов, раскрывающих, каким образом осуществлялось управление образованием в России до 1782 г., найти не удалось. Вероятно, через губернаторов и штатных смотрителей народных училищ. "Малые народные училища" существовали в губернских и уездных городах, но их было немного. В 1782 г. была создана "Комиссия об учреждении народных училищ", которая в 1786 г. приняла "Устав малых училищ", открывший доступ в них девочкам. В 1802 г. эта "Комиссия" стала частью министерства народного просвещения (МНП), созданного по приказу Александра I. Называться "Комиссия" стала "Главное управление училищ".

В том же 1802 г. были учреждены учебные округа, во главе которых стояли "Попечители", назначаемые МНП. В каждый учебный округ входило несколько губерний. Губернатор через штатных смотрителей и лично осуществлял общее наблюдение за ходом и направленностью первоначального обучения в губернии. Ежегодно он отчитывался перед попечителем своего учебного округа.

"Малые народные училища" в 1803 г. переименовали в "Приходские" (одно на 1-2 прихода), усилив контролирующую роль духовенства.

С принятием в 1828-1874 годах новых нормативных документов, регламентирующих деятельность народных училищ, изменилась и структура управления. Кроме должности штатного смотрителя с 1869 г. в каждой губернии появился "Инспектор народных училищ". По "Положению о земских учреждениях" от 25 мая 1874 г. в каждой губернии была введена должность "Директор народных училищ губернии", он утверждался в должности МНП. "Директор" имел право подбирать в помощь себе инспектора в каждом уезде (в зависимости от количества начальных училищ), которых утверждал в должности "Попечитель" учебного округа.

С 1864 г. в губерниях создаются "губернские училищные советы", находящиеся в ведении МНП и наделенные достаточно широкими полномочиями. С этого же времени существовали и "уездные училищные советы", подконтрольные "губернскому". За губернатором осталось право осуществлять общее руководство и сообщать свои замечания в министерство народного просвещения.

Подробнее: Управление образованием в Российской империи

История народного образования в России уходит в глубокую древность. Судя по количеству найденных берестяных грамот, можно предположить, что грамотность в 11-м веке была распространена среди разных слоев населения Киевской Руси. При церквях и монастырях были школы грамоты, а при дворе князя и в Киево-Печерском монастыре – школы повышенного типа. После освобождения от татаро-монгольского ига и в связи с развитием книгопечатания в области образования начался подъем.

Иван Федоров (Москвитин) в 1564 г. в Москве совместно с П. Мстиславцем выпустили первую русскую датированную печатную книгу «Апостол», в 1574 г. во Львове – первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола», в 1580-81гг. в Остроге – первую полную славянскую «Библию».

В 70-х годах 17 в. Симеон Полоцкий открыл школу повышенной степени для чиновников царской канцелярии. В 1687 г. по его инициативе основана славяно-греко-латинская академия, выпускники её становились священниками, государственными служащими, преподавателями. В 18-м веке Академия стала крупным центром российской науки и культуры.

Пытался поставить на ноги науку и культуру Петр I. В 1701 г. в немецкой слободе была открыта гимназия. Как отмечалось в Указе, в ней могли учиться все желающие. В том же году были основаны Навигацкая и Пушкарская школы, в 1707 г. при военном госпитале – Медицинская школа. С 1710 г. учебники стали печатать гражданским шрифтом, славянский использовался лишь в богослужебных книгах, введены арабские цифры. В 1712 г. открыт Инженерный корпус, в 1715 – Морская Академия. В 1724 г. в Петербурге учреждена

Академия наук с университетом и гимназией при ней. Дочери дворян могли получать образование в частных пансионах и институтах для благородных девиц. Открывались цифирные школы для всех сословий. Но после смерти Петра большого развития они не получили. Основная масса простого народа была неграмотна. На Урале при заводах существовали горнозаводские школы.

Велика роль М.В. Ломоносова в деле развития просвещения. По его инициативе в 1755 г. в Москве открыт Университет и при нем две гимназии: одна для дворян, другая – для разночинцев. Снова стали появляться школы для детей мещан, солдат, матросов, а также различные ремесленные школы.

Подробнее: Образование в России (XVII – начало XIX веков)

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube