Материалы краеведа В. Д. Ганькина

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

"С тобою я готов и в темницу, и на смерть"

Евангелие от Луки

Сталинские репрессии почти поголовно уничтожили первое поколение молодой марийской интеллигенции. Среди них был и наш земляк - Алексей Николаевич Семенов (Акреев), который взял псевдоним - Эрыкан (свободный) и имя которого тесно связано с нашим краем, чему свидетельством предлагается хроника его жизни. Он был первым марийским писателем Урала.

1905 год - отец Эрыкана в родной деревне Кокшамары участвует в антиправительственном движении, боясь преследований, вместе с однокурсником и земляком Алексеем Лисовым выезжает на Урал: сначала работет в Сажино. затем в Курках, где его женой становится Лидия Михайловна, уроженка вятской стороны; после перевода в дер. Анд-рейково родилось четверо детей, затем семья Семеновых работала в Мараканово, Афонасково.

1912 год (16.II) - в д. Андрейково Сажинской волости Красноуфимского уезда Пермской губернии в семье сельских учителей Семеновых - Акреевых родился первенец - сын Алексей, позже семья пополнилась тремя дочерьми - Валентиной, Зоей и Верой.

1924 год (07.10) - выпускник Андрейковской школы получил удостоверение об окончании школы первой ступени (4 класса).

В том же году на смерть В.И. Ленина написал стихотворение "Ильич", которое было опубликовано в московском журнале "У илыш" (Новая жизнь); внизу была подпись - "Деревенский юноша - Семенов".

1925 год - в марийскую деревню приезжает агитколлектив Красноуфимского Урал-Мари педтехникума; их выступление производит неизгладимое впечатление на юношу. 08.08 после годичной домашней подготовки по ходатайству отца он получил удостоверение о командировании в Урал-Марийский педтехникум (вместо двух лет курсы прошел за один; бывал в Красноуфимске). Свое первое стихотворение он посылает в журнал "У илыш".

1929 год - В Верхнем Бардыме, будучи студентом-практикантом, участвует в организации колхоза, в педтехникуме ведет краеведческую работу, что послужит одним из аргументов обвинения со стороны политической полиции - ОГПУ. Пишет рассказы, которые публикуются в марийских изданиях за подписью Ал. Акрейн; состоит в техникуме в литкружке молодых марийских писателей.

1930 год- получил диплом учителя, преподает марийский язык и литературу в опорной школе, хотя поначалу язык уральских угро-финнов знал плохо. Мать была русская, не поощряла в освоении этого языка, и он мало общался со своими андрейковскими сверстниками.

Подробнее: Эрыкан – наш земляк

к 100-летию этого события

Каждые сутки на земном шаре происходит в среднем более 200 землетрясений, за год - около 1000000. По балльности (по системе Рихтера) получается такая картина: в среднем за год бывает 8-балльных землетрясений - 2, 7-ми - 3, 6-ти - 100, 5-ти – 3000, 4-х -1500, 3-х - 10000. Люди же ощущают землетрясения только при амплитуде (м), равной 3-4 баллам. По некоторым данным, от землетрясений с начала цивилизации погибло около 150 млн человек, а количество жертв за исторический период составило 4200000. В "год катастрофических землетрясений", каким был назван 1976 год, жертв было более полумиллиона. Только в Европе с 1953 по 1978 год погибли от землетрясений 34 000 человек. С развитием письменности люди стали собирать описания землетрясений. Старейшее из таких собраний - китайское, уходящее в прошлое на 3000 лет. Полагают, что в этот удивительный каталог вошли все умеренные и сильные землетрясения от 780 года до н.э. и по настоящее время. А японский каталог охватывает меньший период времени, начиная примерное 1600 года н.э., а менее достоверные списки восходят к 416 году н.э.

Первый сейсмограф - прибор для фиксации землетрясений - был создан в Китае в 132 году н.э. Чжан Хжном: он представлял собой сосуд с 4-мя головками дракона, обращенными на четыре стороны света.

Наиболее распространены тектонические землетрясения. Они возникают, когда в горных породах под воздействием тех или иных геологических сил происходит разрыв земной коры Урал считается горной системой, покоящейся на твердой платформе, но и она подвергалась тектоническим катаклизмам. Так, в 1798 году было зафиксировано землетрясение в Перми, Екатеринбурге, Кунгуре и Верхотурье: "В ночь на 12 мая (23 по нов. ст.) выпал снег. В тот же день послышался глухой шум землетрясения. Оно не принесло особого вреда, но от бывшей в это время стужи на всем пространстве Пермской губернии пострадал местами хлеб, который, впрочем, потом поправился". (Ч. Мушкетов, А. Орлов, стр. 188).

Другое свидетельство: "В 1798 году, 23 мая, в 4 часа 30 минут, произошло землетрясение в Перми. Направленное с севера на юг. Продолжительность несколько секунд. Особенно убедительно было в каменных зданиях. В соборной церкви качались паникадила, тряслись связи и мебель, и трещали окна. Сила землетрясения - 4 балла".

В том же издании Мушкетова - Орлова говорится о землетрясении в Пермской губернии (стр. 296): "В 1847 году, 27 апреля, в первом часу полуночи, на Кыновском заводе было землетрясение, и так, что дома жителей Кыновского завода потряслись и был большой недуг между жителями. Сила - 5 баллов".

Подробнее: Землетрясения на Урале

"И дым Отечества нам сладок и приятен... "

А.С. Пушкин

И в этот год есть юбилейные даты деревень и сел юго-запада области, которые расположены в географическом Предуралье, а точнее, на просторах обширного Уфимского плато.

Бардым Верхний. Он основан "благодаря" карательной экспедиции капитана Карла Бранта летом 1775 года, когда шло повальное усмирение повстанцев, поддержавших Пугачева, в частности, отрядов Салавата Юлаева и Кенсафара Усоева, участвующих во взятии Красноуфимской крепости годом ранее. Марийское поселение Манчаж, известное с 1652 года, было дотла сожжено, а остатки жителей рассеялись и в 1784 году обосновались на речке Бардым. В сборнике "Артинский район" есть анекдотическое суждение об этом топониме, на самом деле "Бардым есть Бардымский хребет, две деревни, Бардым Верхний и Нижний, село Барда и Бардымский район в Пермском крае, там же река Бардым и село в Березовском районе и деревня Верхний Бартым в Октябрьском районе, а также ж.д. станция Бартым, деревня Бартым в Караидельском районе Башкирии". Есть две точки зрения на происхождение этого топонима: "Бартым" - личное тюркское имя, которое переводится: а) пришел; б) родился наследник; кроме того, "бэрдэ" с татарского - пескарь, с башкирского - хариус, действительно в реках с таким названием водятся эти пресноводные рыбы. Впервые данные об этом поселении датируются 60-ми годами 19-го столетия, когда здесь было 55 дворов, в которых проживало мужчин - 153, женщин -176. При подворной переписи 1888-91годов записано: "Верхний Бардым Манчажской волости, на речке Бартым, от волости и Манчажского базара 12 верст, Красноуфимска - 40, врача -16, 1 земская школа, хлебный магазин, ближайшая деревня Головино в 2,5 верстах, вода из речки и 16 колодцев". Тогда же зафиксировано: "домов - 79, мужчин 229, женщин 213, всего 442, земли на одного работника 34,2 десятины, лошадей 265, коров 589, на один двор живности 7,4". При первой советской переписи 1926-го картина такова: в 99 хозяйствах проживает 541 житель, мужчин 237, женщин 304. Каким-то чудом сохранилось здание земской школы, открытое в 1886 году. Редкие старожилы помнят, что в 1946-ом здесь был П.П. Бажов.

Бардым Нижний известен с 1789 года. Жители этих Бардымов поселились на условиях аренды на землях башкир азигуловских и биткинских. Где-то в середине XIXвека здесь было дворов 73, мужчин 217, женщин 249. Наряду с кунгурскими марийцами здесь жили тептяри, марийцы с Бирской стороны, которые были поселены по правительственному указу, поэтому в документах подворной переписи (1888-91 годов записано: "Нижний Бардым - часть Азигуловской волости, часть Манчажской, на речке Бардым, от Манчажа и Азигулово - 7 верст, Красноуфимска - 35, врача - 20, школы 4, ближайшая деревня Головиной - 1 верста, 1 мельница, 1 кузня, вода из речки". Тогда было "95 дворов с населением 527 жителей, мужчин - 244, женщин - 283, земли на 1 работника 29,6 десятин, лошадей 308, коров 275, на 1 двор - 6,2". При переписи 1926 года в составе Симинчинского сельского Совета: 112 дворов и 617 жителей, мужчин - 272, женщин - 345. В довоенное время в числе первых здесь была открыта национальная 7-летняя школа, котораястала преемницей земской с 1910 года.

Подробнее: Вот моя деревня

"И дым Отечества нам сладок и приятен... "

А.С. Пушкин

И в этот год есть юбилейные даты деревень и сел юго-запада области, которые расположены в географическом Предуралье, а точнее, на просторах обширного Уфимского плато.

Бардым Верхний. Он основан "благодаря" карательной экспедиции капитана Карла Бранта летом 1775 года, когда шло повальное усмирение повстанцев, поддержавших Пугачева, в частности, отрядов Салавата Юлаева и Кенсафара Усоева, участвующих во взятии Красноуфимской крепости годом ранее. Марийское поселение Манчаж, известное с 1652 года, было дотла сожжено, а остатки жителей рассеялись и в 1784 году обосновались на речке Бардым. В сборнике "Артинский район" есть анекдотическое суждение об этом топониме, на самом деле "Бардым есть Бардымский хребет, две деревни, Бардым Верхний и Нижний, село Барда и Бардымский район в Пермском крае, там же река Бардым и село в Березовском районе и деревня Верхний Бартым в Октябрьском районе, а также ж.д. станция Бартым, деревня Бартым в Караидельском районе Башкирии". Есть две точки зрения на происхождение этого топонима: "Бартым" - личное тюркское имя, которое переводится: а) пришел; б) родился наследник; кроме того, "бэрдэ" с татарского - пескарь, с башкирского - хариус, действительно в реках с таким названием водятся эти пресноводные рыбы. Впервые данные об этом поселении датируются 60-ми годами 19-го столетия, когда здесь было 55 дворов, в которых проживало мужчин - 153, женщин -176. При подворной переписи 1888-91годов записано: "Верхний Бардым Манчажской волости, на речке Бартым, от волости и Манчажского базара 12 верст, Красноуфимска - 40, врача -16, 1 земская школа, хлебный магазин, ближайшая деревня Головино в 2,5 верстах, вода из речки и 16 колодцев". Тогда же зафиксировано: "домов - 79, мужчин 229, женщин 213, всего 442, земли на одного работника 34,2 десятины, лошадей 265, коров 589, на один двор живности 7,4". При первой советской переписи 1926-го картина такова: в 99 хозяйствах проживает 541 житель, мужчин 237, женщин 304. Каким-то чудом сохранилось здание земской школы, открытое в 1886 году. Редкие старожилы помнят, что в 1946-ом здесь был П.П. Бажов.

Бардым Нижний известен с 1789 года. Жители этих Бардымов поселились на условиях аренды на землях башкир азигуловских и биткинских. Где-то в середине XIXвека здесь было дворов 73, мужчин 217, женщин 249. Наряду с кунгурскими марийцами здесь жили тептяри, марийцы с Бирской стороны, которые были поселены по правительственному указу, поэтому в документах подворной переписи (1888-91 годов записано: "Нижний Бардым - часть Азигуловской волости, часть Манчажской, на речке Бардым, от Манчажа и Азигулово - 7 верст, Красноуфимска - 35, врача - 20, школы 4, ближайшая деревня Головиной - 1 верста, 1 мельница, 1 кузня, вода из речки". Тогда было "95 дворов с населением 527 жителей, мужчин - 244, женщин - 283, земли на 1 работника 29,6 десятин, лошадей 308, коров 275, на 1 двор - 6,2". При переписи 1926 года в составе Симинчинского сельского Совета: 112 дворов и 617 жителей, мужчин - 272, женщин - 345. В довоенное время в числе первых здесь была открыта национальная 7-летняя школа, котораястала преемницей земской с 1910 года.

Подробнее: Вот моя деревня

Для Среднего Урала, где в имперском ведении были государственные крестьяне и работные люди горнозаводских поселений, не было характерно крепостничество. Тем более неиссякаемый интерес представляет родовое имение Голубцовых. Первым владельцем его был Александр Федорович Голубцов. Купчая ведомость была составлена 12.12.1780 года, интересен такой факт: в сделке участвовали 166 башкир из деревень Рахмангулово, Уразаевой и Сабанаковой, они уступили по указу царя Алексея Михайловича от 1635 года принадлежащие им угодия надворному советнику и воеводе Пермской провинции. В документе зафиксированы и границы проданного участка: межа проходила "под Титешною горою по речке Зюрзяге по правую сторону на полдень на вершину состоящего лога, кой именуется Красным Яром и Пичменем, а с сего на таловой куст, а с того куста на гору, называемую Перевестную, а с нее на мыс, а с него на отделившую малую гору, которой выпал ключ, а от онаго на Турышинскую межу, а от оной на средину горы, именуемой Алты Сомлык, с коей к деревне Читлыковой чрез поперешной Кустоватой лог, а с него на яму, и доходя дороги с полверсты, а оттоль к западной стороне по уклону на вершину речки Зюрзяги, а оттоль на вершину речки Чатлыка, а от оной вершины к горе на болотный куст, в котором стоит большая осина и 5 талин, смежно с тюрешевцами на 3 болотные кусты, из которых посредине одного стоит большая сосна, а от ной на состоящую межу к крепостям Ачитской идти к востошной стороне к Красноуфимской на полдни и оставшую по указу межу на речку Зюрзяги вниз до старогого Черемисского жилища и по лежащей от Красноуфимска к Ачитской крепости по левую сторону столбовой дороге и Сосновый мыс". Башкирам заплатили 500 рублей. Согласно воспоминаниям старожилов, записанным в 1880-е гг. В.В. Голубцовым, сделка эта завершилась "продолжительным пированием башкир за счет А.Ф. Голубцова...". При этом было"... заколото несколько лошадей и выпивалось неимоверное количество кумысу и пиву... впрочем и водку, которую, несмотря на запрещение Корана, всегда особенно выговаривали, требовали башкиры". Занимаясь размежеванием границ Пермской провинции, Александр Федорович присоединил эти земли к Красноуфимскому уезду будущей Пермской губернии. В недавние времена так называемые "знатоки" верили такой байке, что, мол, помещик выиграл их в карты. На самом деле у Голубцова были поместья в Симбирской, Костромской губерниях. В 1781 году из Симбирских владений, села Подовка и деревни Мордовка, были привезены первые новоселы, которые "плакали и сетовали, что им приходится переезжать на новое место, но изобилие лесов, лугов, черноземной почвы и попечение Александра Федоровича сделало скоро из них едва ли не самых зажиточных людей в округе".

"Жили мы неплохо, после отмены крепостного права жить стало все лучше и лучше, все сыты, одеты, только пьяницы, которые ничего не делали, жили плохо, ничего не имели. Приезжали крестьяне соседних деревень на лошадях, лошади сыты, крестьянские деревенские тетки все в шелковых платках, платьях. Творог и простоквашу не ели, сливки, сметаны много, масло уже опротивело". Первый владелец не ограничивался первым приобретением. Еще находясь на службе, А.Ф. Голубцов продолжал заниматься вопросами расширения границ своей пермской вотчины. Так, 1 июля 1790 г. башкиры (273 человека) Кущинской волости продали ему через управляющего И. Р. Жмаева граничащий с селом Александровским участок земли (с 1747 г. земля находилась в тридцатилетней аренде Ивана Песьякова). Межа нового участка проходила по следующим урочищам: "От Уфы-реки по правую сторону в гору от Красноуфимской крепости пять верст межи до Кунгурского уезда турышинских и сылвинских татар, до межи по делительным кряжам до деревни Каршей, по оврагу ниже деревни Ялыму, стоящею над рекою Утою, а от Ялыму вниз до устья по той же речке Уту, коя впала в реку Бисерть, а по реке Бисерть вниз до деревни Татарских Гайнов, а от той деревни Гайнов впрямь через гору по речке Ачит, поверх пруда Шиловской мельницы, а от того пруда через речку Ачит по оврагу вверх до вершины того оврага, от вершины того оврага впрямь же на другой овраг вниз до дороги, проезжающей с Шиловской мельницы в черемисскую деревню Чувашских, до деревни ехать по левую сторону по оврагу подле бору на устье речки Бисерть и вниз по Уфе-реке до Красноуфимской межи".

Подробнее: Голубцовские были

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ