Материалы краеведа В. Д. Ганькина

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Старообрядчество возникло в результате раскола в рус­ском православии и отказа принять церковные реформы, проведенные патриархом Никоном (в миру Никита Минов, 1605-1681 г.г.) во второй половине 17-го века (1654 г.). Суть этих разногласий сводилась главным образом к обрядовой стороне: все многочисленные старообрядческие течения при­знают единственно правильными следующие моменты:

1. богослужение только по старопечатным книгам;

2. поклонение только иконам «старого письма»;

3. признание только8-конечного креста;

4. сохранение 2-перстного крестного знамения;

5. служение на 7-ми просфорах;

6. хождение вокруг аналоя и церкви «посолонь» (по солнцу);

7. сугубую, т.е. 2-кратную аллилую;

8. написание «Исус».

Причиной дальнейшего дробления старообрядчества было - «склонность народной массы к расколу была об­ратно пропорциональна ее вере в возможность успехом собствен­ными силами победить царящее зло, и что, таким образом, раскол с особенным успехом распрост­ранялся после выпавших на ее долю крупных поражений» (Г.В.Плеханов).

Старообрядчество делится на по­повщину и беспоповщину, после­дняя делится на 4 толка:

1. беглопоповский (с конца 17-го века);

2. поморский (с 1965 г.);

3. спасовский (с конца 17-го века в керженских лесах);

4. филипповский (из поморского толка в 1737 году).

Подробнее: Кто они - местные старообрядцы

Акулова - есть такой микрорайон в г. Перми, когда-то пригородная де­ревня.

Атер - река в Октябрьском районе Пермского края, левый приток реки Тюй: от «за + ахт», «ах + тур» - с манси - старица - озеро, образованное протокой: возможно, от тюркского «ат + ер» - лоша­диное место, эта река очень известковая.

Балаши - в Суксунском районе при двух озёрах есть такая деревня, сла­вилась местной глиной, из котором де­лались всевозможные изделия, в том числе и игрушки: можно предполо­жить, что этот топоним как-то связан с городами Балашов и Балашиха: извес­тна фамилия Балашов, таковых очень много в селе Пристань.

Бобровка Верхняя - название дерев­ни близ озера на месте древнего кар­стового провала в Красноуфимском районе; такие топонимы встречаются в Вятской и Пермской стороне: в местах бобровых поселений поселились новожилы, возможно, название поселения превратилось в фамилию.

Булгары - «Камушек» на северной стороне Красно-Уфимской крепос­ти; он был естественным ориентиром границы между Волжской Булгарией и угорскими владениями, а после - меж­ду Казанским и Сибирским ханствами, а затем между двумя губерниями - Ка­занским и Сибирским.

Бутка - есть село Бутка в Талииком районе; основана в 1676 году как Буткинская слобода на реке Бутка, берущей начало из одноимённого озера. По А.К.Матвееву название «Бутка» тюркского происхождения и связано с татаро-башкирским «бутка» - каша, ко­торое имеет и вторичное, переносное, значение - беспорядок, неразбериха. Название это явно дано за болотистый характер местности, особенно в сторо­ну Буткинского озера. В русских гово­рах на реке Тавда (Тюменской области) слово «ботка» - озёрная грязь, болот­ная каша. Красноуфимская Бутка - это остаток древнего русла Уфы, здесь она протекала около 4-5 тысяч лет назад. Когда-то рыбное угодье гарнизона Красно-Уфимской крепости: «буткать» - гнать рыбу в сети ботами.

Горевка - правильно Гаревка, было такое поселение с таким названием, основанное в 1816 году старообрядцами-беспоновцами («дырники»); в вятских, пермских землях есть Гаревки. Гари, в том числе северный райцентр в Сверд­ловской области - это память о массовых самосожжениях ревнителей старой веры при Петре, Анне Иоанновне.

Подробнее: Топонимы нашего края

Контуган - есть деревня и железнодорожная станция с таким названием в Нижнеиргинском районе. «Конту­ган» - с тюрского - день рождения; название или от лич­ного имени или так совпало, что земли даны в вотчин­ные владения местным башкирам в день рождения гла­вы рода.

Чешмагуль - приток Бугалышки, истоки ее в урочище Каман; «Чешме» - от тюрского - «ручей, родник», т.е. «ручей с озера».

Шадейка - одна из улиц с. Свердловское (Могильниково) основана переселенцами из деревни Шадейка в Кунгурском районе, «шади» с башкирского «речка».

Шатлама - буквально «клубничное место»

Шартава - речка, протекающая через Живодерково (Калиновку) и когда-то впадающая в Уфу в районе села Кры­лово. Шартара - «быстрое течение», «ва» - «вода», воз­можно, здесь случай смешения тюрского и угро-финского «речка с быстрым течением».

Эшмет курык (гора Эшмета) - господствующая высо­та в треугольнике населенных пунктов: Усть-Кишерть - Малые Карзи - Свердловское. Русские называют Иванайковская гора; наверняка когда-то было вотчинной землей башкира по имени Эшмет; литературно – Эхмет - «знаменитый, известный, доб­лестный».

Юртовская гора - микро­район в железнодорожном поселке с возвышенностью с таким названи­ем; вероятно, было местом постоянного обитания в пастбищный пе­риод башкирского рода, а также местом пережидания летней непогоды, долгого разлива Уфы, возможно, и осады во время междоусобных или межплеменных стол­кновений.

Евалак - исчезающая деревня в Артинском районе у истока реки Карзя (Большая); правильно - Ябалак - с тюрского - счастье, удачу приносит, как птица; возмож­но, названо по урочищу, принадлежащего башкиру - вотчиннику с таким именем.

В. Ганькин

Ганькин В. Анатомия географических названий : [Топонимика Урала]/ В. Ганькин // Городок. - Красноуфимск, 2003. - N 31. - С. 6.

В фамилиях башкир и татар можно выбелить имена арабские, исконно тюркские, кальки (переводы) с apaбскuxи других имен, образованные из обычных тюркских слов и их заимствований, а именно: 1. oт названий местности, народов, например, Каримов,  2. от титула с составляющими «хан» и «бек», например. Султа­нов, Ахметханов; 3. от имени собственного, например, Мамаев, 4. от животных, например, Ахтаров; 5. от названий одежды, обуви, воинского снаряжения, например, Кабулков, 6. от назва­ний знаков Зодиака, например, с основой «нур», 7 от названия месяца, например, Сафаров; 8. от прозвища, например, Гарипов

Перейти на:

А Б В Г Д Е Ж З И К
Л М Н О П Р С Т У Ф
Х Ц Ч Ш Ю Я        

Абашев - «абаш» - так гово­рят о старшем брате, дяде.

Абдулов (Абдулхаков, Габдулхаков) - в основе фамилии имя второго сына пророка Моххамеда - Абдаллах, Абдул, с арабского «слуга, раб»; заимствовано с арабского после при­нятия башкирскими племенами и потомками волжских булгар (казанских татар, чувашей) ис­лама при хане Узбеке в 1313-26 гг., отсюда фамилии Авдулов, Абдулов, Абдулин и т.п.

Абсолямов - «абсесалам» буквально «примерный слу­шатель, не имеющий отца»: скорее всего, об учащемся медоесе.

Абубакиров - от имени одно­го из халифов пророка, бук­вально «чистопородный бык (правитель)».

Абызов - «абыз» буквально «родоначальник».

Адыев - возможно, от слова «адей», с древнетюркского «птичка, пташка».

Азинбаев - правильно Азимбаев - от «газим» - 1. «богатырь»; 2. «дальновидец, прозорливый»;  З. «содержатель дорог».

Азмеев - то же, что и «газим», с рабского «смелый, от­важный».

Айсин - заимствовано с ту­рецкого, персидского, так на­зываемая «безотцовская» фа­милия, в переводе «лунногрудая».

Алеулин - «халиулла» - «дра­гоценный камень».

Подробнее: Тюркские фамилии

Село Нижнеиргинское относится к старейшим поселениям Красноуфимского района: 20 ноября 2000 года исполнилось 270 лет со дня запуска завода, который имел название – Иргинский, Осокино, Шуртан. Место же под завод было выбрано на реке Иргине, притоке Сылвы, рядом с рудной горой Красный Яр. Завод возник в результате тяжбы между двумя компаниями: с одной стороны – компанейщики Клим Лекин, Авдей Рязанцев, Иван Кадмин (купцы из Москвы и Калуги), с другой стороны – посадские люди из города Балахны Нижегородской губернии, двоюродные братья Петр и Гавриил Осокины. Преимущество было отдано Осокиным. Иргинский завод специализировался, помимо выплавки чугуна, на производстве меди. Первая медь была выдана в декабре 1728 года.

Интересно, а откуда были первые «работные» люди Иргинского завода? Это обстоятельство раскрылось благодаря жалобе кунгурского воеводы, который указал на беспокойный характер заводчан: «В Суксунский и Иргинский заводы приходят пришлые люди …, а какие они уроженцы, того не ведают, а приказчики о том виду не дают. А пришлые, приходя от оных заводов, чинят Кунгурского уезда крестьянам бои … А поймать их не могу, что ходят многолюдством, и, учиняя бои, уходят на заводы».

Кроме того, с Суксунского завода (Акинфия Никитича Демидова) были первые мастеровые завода: некто подрядчик Логинов обучал медному делу Семена Зылева и Ивана Смирнова, а те обучали девять подмастерьев-подростков. Эти одиннадцать человек и составили штат котельной Иргинского завода.

По происхождению оказалось, что кроме Зылева, остальные десять человек были из Нижегородской губернии, в частности, указывается следующий адрес: мастер Смирнов – раскольник из деревни Малиновка, вотчины местного архиерея, семеро подмастерьев – выходцы из раскольничьих сел Колосово и Козино, принадлежащих Троице-Сергиеву монастырю, то есть все перечисленные люди относились к монастырским крестьянам.(в атласе автодорог близ Нижнего Новгорода есть населенные пункты Большие и Малые Козине).

Известно, что Урал стал одним из центров старообрядчества. Родители указанных «работных» людей бежали на Каменный Пояс в 1728-1730 гг. вместе с тысячами своих единоверцев. А первым из них оказался на Иргинском заводе беглый крестьянин того же села Колосово Родион Федорович Набатов. Он не только по «раскольничьей почте» проторил дорогу своим землякам на уральский завод, но и, работая приказчиком завода (высокая по тем временам должность), скрывал, сколько мог, происхождение пришлого населения. Все открылось в середине 70-х годов, когда проводились заводские переписи: к изумлению горнозаводского начальства почти все население Иргинского завода состояло из беглых раскольников, по большей части из Нижегородской губернии, а, точнее, из Керженской волости. Название этой волости стало нарицательным для старообрядцев Урала: их в восемнадцатом веке называли «керженцами», а в девятнадцатом – «кержаками».

Валерий Ганькин

// Городок. - 2004.- N 18. - С. 14.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом