«От 1910-го до 1914-го».

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Из цикла «Детство» Казанбургской»

Красноуфимск ждал начала строительства Казанбургской дороги не только четыре раза на протяжении 40 лет (см. ст. «С 4-ой попытки»), но и четыре года.

1910 год. Год 6ыл памятен тем, что правлением АО МКЖД было возбуждено ходатайство о предоставлении концессии на сооружении линии Казань — Екатеринбург. Кроме того, по линии предполагаемой трассы были проведены изыскательские работы. Как правило, такие предварительные работы проводились с привлечением местных жителей. Вот материал из фонда Н.Ф. Ведианцева, одного из пионеров по истории железной дороги: «С. А. Фоминых, 1906 года рождения, рассказывает, что он был участником изыскательной партии при прокладке трассы дороги в обход горных массивов по первоначальному проекту. Он вместе с группой изыскателей прошел трассу пешком, минуя Красноуфимск» («Вперед. № 127 за 1988 г.). К слову сказать, Сергей Александрович Фоминых, бывший старший мастер ЖУ-2.

1911 год стал годом получения разрешения на сооружение этой железнодорожной линии, что было не просто в условиях конкурса, участниками которого было несколько возможных подрядчиков. 1912 год прошел в подготовке проектных документов, подборе кадров, подготовке снабжения.

1913 год был ознаменован тремя событиями:

1. Министр путей сообщения (С.В. Рухлов) утверждает проект строительства линии Казань - Екатеринбург, согласованный с Комиссией по строительству новых железных дорог при МПС; (надо подчеркнуть, что линия строилась при «чехарде» министров — их было в дооктябрьский период восемь (!), а в советский период тоже – 8 (с 1917 по 1922 г.);

2. 14 мая этого же года был утвержден Высочайший указ об отчуждении земель для сооружения этой Ж.Д. линии - Николай II подписал его в Царском селе 14 мая 1913 года;

3. И в мае того же года под строительство дороги изымаются (отчуждаются) земли у местных земледельцев, как правило, бывших государственных крестьян. В моем фонде список фамилий из Бисертского завода — 34 владельца, Кленовского — 15; Афанасьевского — 12, Киргишан — 9. Писан агентом по отчуждению (был поверенным правления общества МКЖД) Сергеем Николаевичем Кемарским. Из документов видно, какова была стоимость земли: за одну десятину (1 д. — 2400 кв. саженей — 1,09 га) земли под дорогой АО выплачивало 10 рублей; за одну десятину земли из-под леса (соснового и лиственного) — 50; за 1 д. пахотной земли — 80; за 1 д. покоса — 90; 1 д. приусадебной земли — 200. Под отчуждение попадали и у кого пашни, у другого — и покосы, и пашни, и леса. Опись проводилась в присутствии свидетелей, как правило, двух, заверялось подписями агента по отчуждению, местного волостного полицейского чина и самого владельца и штампом (печатью) АО и полиции. В большинстве случаев владельцы отчуждаемых земель были неграмотными: за них расписывались местные свидетели или представители уездной управы (им был на 8-м участке Михаил Антонович Лыбин, житель г. Красноуфимска).

В расписках (в документах — копии; подлинники, надо полагать, оставлялись у владельцев, у которых занимались земли) главным было «вознаграждение (указывается сумма — вплоть до копейки; так житель Бисертского завода Самойла Семенович Перепелкин за 0,436 десятин приусадебной пашни получил 36 р. 38 к., получил сполна, ... к обществу МКЖД никаких более претензий... не имею»). Надо предостеречь читателя: оплата за земли проводилась не разово — встречные расписки встречаются за 1917-ый (март, май, июнь) и даже за 1919-ый (март, май).

1914 год стал годом начала строительства на всем ее протяжении (в документах даются разные цифры — 816 верст, 818 (l верста — 1066,8 м), на всех строительных участках (этот вопрос тоже не отгадан:Сарапул-Чернушка — это 4-й участок, Красноуфимск — 7-й, Бисертский завод — 8-й; я полагаю, что участков было десять).

То, что строительство Казанбургской дороги было начато с лета 1914 года нам известно со слов старожило, которых мы с Н.Ф. Ведианцевым застали в 1989 году в Янауле, Ключевой, Бисерти: самый старый был из Бисертского завода Александр Тимофеевич Пылаев, 1897 г.р. Документы же говорят: «Описываемый участок земли занят под постройку Казань - Екатеринбургской железной дороги был с 1 мая 1914 года», (т. е. с 14 мая по н.с.), с середины мая и началось строительство нашей железной дороги.

В. Д. Ганькин

24.08-04 г.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ