Поезда шли через Кузино

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях         
 
 

Библиотечные страницы

Из цикла «Детство Казанбургской»

Ни одна дорога не имела такую дра­матическую историю строительства. Начатая в мирное время, в глубине империи, она оказалась в зоне боевых дей­ствий в годы гражданской войны. Сна­чала эксплуатировалась недостроен­ной, затем разрушалась и в неимоверно тяжелых условиях восстанавливалась.

Известно, что пионером идеи был Е.В. Богданович, но не все знают, что были у него единомышленники в Екатеринбурге со стороны предпринимате­ля и общественного деятеля М.А. Нурова. В Тюмени нашел он поддержку в лице известного купца А.Ф. Поклевского-Козелл.

Практическое воплощение данной идеи в реальность взял в свои руки ин­женер путей сообщения Белоцерковский: по его предложению в 1910 году были прове­дены изыскания, два года ушли на под­готовительные работы. Дорога с разны­ми темпами строилась при череде меня­ющихся властей — при самодержавии, при Временном Правительстве и при большевиках. Подвигом можно назвать восстановление Камского моста возле Сарапула. Но это не решило проблемы: от Камы до Екатеринбурга было еще 415 километров, из них 330 километ­ров рельсового пути до Дружинино, наспех построенного, но брошенного и разоренного, заросшего дикой травой и разорванного на куски язвами разру­шенных мостов, а затем, после Дружи­нино — 85 километров почти не трону­того строителями участка трассы.

Правда, существовал окольный путь — 31 км от Дружинино до Кузино и от этой станции 88 км до Екатеринбурга. Именно по этому маршруту прошел первый сквозной пассажирский поезд. Торжественную встречу решено было провести на разъезде Палкино. А вече­ром того же дня (01.07.1920г) торже­ственное собрание было проведено в здании оперного театра.

Большой вклад в восстановление ма­гистрали внесли красноармейцы 3-ей армии, расквартированной в Екатерин­бурге. Пока не исследована роль Белоцерковского в этот период: известно, что и при восстановительных работах он принимал в них активное участие. Фак­ты говорят о том, что в 20-х годах по Казанбургской линии пропускали толь­ко воинские эшелоны малой скорости.

На совещании региональных руково­дителей в 1923 году подчеркивалось: «Признать абсолютно недопустимым закрытие Казанбургской железной до­роги как имеющей несомненное обще­государственное значение». Все упира­лось в деньги, а расходы на обустрой­ство исчислялись в сумму 9265000 рублей золотом. Кредит был разрешен только в следующем году. Тогда-то и началась окончательная достройка этой злополучной линии. Летом 1925 года некоторые поезда уже пропускались через участок Дружинино-Свердловск, хотя в основном движение все еще шло в обход — через Кузино. Лишь через год работы по обустройству дороги были завершены, и в июле 1926 года Казанбургская линия была передана в веде­ние Пермской дороги (до станции Дру­жинино) и ее «революционное» назва­ние перестало существовать.

Литература: «Создание Великого Си­бирского пути».

Валерий Ганькин

ИЗ ДОКУМЕНТОВ МИНУВШЕЙ ЭПОХИ

Более чем полувека назад железнодорож­ный транспорт и работники НКПС были в ведущем положении. Так, в 1943 году, ко­торый назван был годом перелома в Оте­чественной войне 1941-45 годов, вышел следующий указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 22 сентября 1943г.):

«Об утверждении нагрудных знаков «Отличный паровозник», «Отличный движенец», «Отличный путеец», «От­личный связист», «Отличный вагонник», «Отличный строитель», «Отличный восстановитель», «Отличный админи­стративный работник», («Ведомости Верховного Совета СССР», 1943г., №37)

Следующий документ имеет юбилейный смысл — 60 лет назад вышел указ от 20 января 1947г., касающийся ведущей специальности в службе тяги — машинистов.

«О награждении орденами и медаля­ми СССР машинистов локомотивов железнодорожного транспорта за долголетнюю безупречную непрерыв­ную работу в должности машиниста».

а) за 10 лет работы — медалью «За тру­довое отличие»;

б) за 15 лет работы — медалью «За тру­довую доблесть»;

в) за 20 лет работы - Орденом «Знак Почета»;

г) за 25 лет работы - Орденом Трудо­вого Красного Знамени. Стаж работы исчислить, начиная с 7 ноября 1917г.

При первой награде по настоящему ука­зу машинисты локомотивного имеют пра­во на получение за выслугу лет только одной высшей награды — ордена или медали.

(«Ведомости Верховного Совета СССР», 1947 г. № 5).

Наверняка, среди здравствующих ве­теранов есть бывшие железнодорожни­ки Казанской железной дороги, чей труд был высоко отмечен в те далекие годы.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ