Инициативная группа при узловом парткоме, собирающая материалы по истории железнодорожного узла в Красноуфимске, располагает воспоминаниями некоторых участников строительства дороги. Вот что рассказывают:
Г. ТРИФОНОВ из пос. Сарана:«Мы строили тоннель в районе поселка. В артели было больше 200 человек, руководил нами всего один человек — артельный староста. Он ежедневно наблюдал за работой в течение больше 10 часов и еще успевал еженедельно выплачивать работающим заработок. Работали вручную, основными орудиями труда были лопата, лом, кирка, тачка и конная повозка».
Примечание:Григорий Трифонов трагически погиб при маневровой работе на станции Саранинский Завод в 1940 году, он был экспедитором Саранинского завода.
* * *
К. С. КОЧУРАЕВ из Красноуфимска:«Мои родители, С. Г. Кочураев и Н. П. Кочураева, строили железную дорогу, в 1917 году они жили на разъезде Карманово, где я и родился. К тому времени и станция, и полотно дороги уже были сделаны, оставалось сдать мост через Каму около Сарапула. Его клепал мой дед по матери П. М. Воронков, котельщик Коломенского паровозостроительного завода. В 1917 году мост был готов и по нему пошли поезда. До этого через реку была паромная переправа, зимой грузы перевозили по льду.
Сношение между станциями Янаул, Камбарка, Сарапул было по телефону и телеграфу, лишь в конце 1923, начале 1924 годов сделали жезловое, оборудование расположили в путейской казарме, где мы жили. Затем установили семафоры.
Мы ездили в Казань через Юдино обратным ходом, Казанский узел не был готов, мешали болота. Но в основном движение поездов пошло в 1919 году, когда между станциями появилось телеграфно-телефонное сообщение. Окончательно же сдали в эксплуатацию Казанскую железную дорогу, считаю, в 1929 году, а не 1924 году. Видимо эту дату связывают с началом движения пассажирских поездов».
// Вперед. – 1989. – 1 авг. – С. 2-3.
Запасная армия республики одержала всего 2 победы, но таких, благодаря которым войдет в историю.
1-ю победу праздновали 12 марта, когда был открыт мост через Каму у Сарапула.
2-ю - сегодня, когда прибывает в Екатеринбург первый поезд.
Первая линия проходит из Москвы через Муром - Арзамас - Свияжск-Казань - Арск - Сарапул – Красноуфимск - Екатеринбург. Она представляет почти прямую транзитную магистраль, соединяющую Центральную Россию с Прикамьем, Уралом и Сибирью. По ней пойдут грузы, в которых нуждается Россия.
С Урала повезут руды, металл, уголь.
С Прикамья и из Сибири - хлеб, сырье.
Подробнее: "Значение нашей победы" (беседа с инженером Медведевым)Общая протяженность дороги 818 верст. Линия магистрального типа - под один путь. Проходит по Казанской, Вятской, Уфимской, Пермской и Екатеринбургской губерниям.
По объему земляных работ - линия тяжелая - 4,5 тыс. кубов на версту пути, при глубине выемок в каменном грунте 11,5 сажень, насыпей до 16 саженей, 9 тоннелей с протяжением 5 1/4 верст. Тоннель под Красноуфимском имеет длину 930 пог. саженей.
Особенно тяжелые работы от Камы до Екатеринбурга, где вместо насыпей построено 7 виадуков, протяжением 793 пог. саж, из них 2 бетонных виадука по 200 погонных саженей имеют высоту 7 саженей.
До 1917 года сделана укладка железнодорожной колеи до станции Куеда.
В 1917-18 гг. окончены в черне виадуки и все тоннели.
С июля 1918г. работы прекращены из-за Гражданской воины.
Подробнее: "Новая сибирская магистраль" (Политотдел дороги)Одиннадцатого августа в День строителя по инициативе ветеранов города и района была совершена поездка по маршруту, Красноуфимск - Черная Речка - Красноуфимск». В ней приняли участие ветераны, участники строительства второго пути, песенно-хореографическая группа хора ветеранов «Еще не вечер» и представители местной прессы.
Участники поездки в общем мягком вагоне проехали в сторону Черной Речки по старому пути, сделав остановку в поселке Пудлинговый, и совершили небольшую экскурсию по щебзаводу, где нас сопровождала глава Пудлинговскойадминистрации Н.З. Башарова. А в обратную сторону наш путь прошел по новому пути. В Черной Речке состоялся импровизированный концерт в вагоне, а потом и на перроне.
В пути нашими гидами выступали П.В. Луцик, непосредственный участник строительства, работал экскаваторщиком в 26 мех-колонне, А.Ф. Босалыга, работавший главным инженером дистанции пути и участвовавшем в принятии второго пути после строительства, и краевед В.Д. Ганькин. Было что вспомнить строителям 1960-1965 годов, а время, оказалось, ничего не стирает в памяти, они многое помнят.
На снимках: дорогая сердцу ниточка пути; наши экскурсоводы В.Д. ГАНЬКИН, А.Ф. БОСАЛЫГА, П.В. ЛУЦИК.
Фото С. ЛЕЩЕВА.
// Вперед. – 2002. – 16 авг. – С. 1
I этап.
10 лет назад инженером Белоцерковцевым по его же проекту началось строительство дороги, протяженностью 816 верст. 2 года шли подготовительные работы, а с 1913 года началось строительство.
При Николае работы доведены до Красноуфимска. Окончательно закончен участок Казань - Сарапул с Камским мостом и велись работы Сарапул-Красноуфимск. Началась и частичная эксплуатация магистрали.
В 1915 году в связи с войной открыто движение Казань - Ижевский завод.
Период Гражданской войны.
Мы тянули дорогу со стороны Сарапула, а белогвардейцы от Дружинино. Ими проложено 200 верст до станции Чад, построено депо на ст. Хрустальная. Но из-за военных действий дорога сильно пострадала. С июля 1919г. работы возобновлены, но не хватает рабочих и мастеров.
Работа Запасной армии.
С января 1920 года привлечены к работе красноармейцы. Начали работы с Московско - Казанского участка. После пропуска вешних вод перешли не участок Казань - Екатеринбург.
Из состава запасной армии 3,5 тыс. человек составили ударные бригады, которые и теперь обслуживают все депо.
Другая часть вела ремонтно-восстановительные работы. 4,5 тыс. человек занимались восстановлением Сарапульского моста и строительством участка Дружинино - Екатеринбург.
750 человек выделено на Камский мост (необходимо восстановить ферму 73 саж. длиной и весом 95 тыс. пудов.)
На участке Дружинино - Екатеринбург темпы работ достигали 4 версты в сутки.