Вот приехали и поселились!

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Но мила ты мне - родина кроткая,
А за что, разгадать не могу.

Сергей Есенин

Не первый год я занимаюсь историей поселений юго-запада области. В моем архиве есть сведения о них, которые, может быть, пригодятся любознательным читателям, тем более, по моим данным, у этих поселений, коих 12,- юбилейные даты.

Байбулда (245 лет) - деревня в Артинском районе. "Тептяри-черемисы поселились на земле башкир Мало-Кущинской волости в 1767 году. Копии с договора с квитанциями о платеже денег от них отобраны. Споры о земле с мещеряками д. Оки и припущенниками от оных крестьянами" - Д.С. Асфандияров; "В вотчинной земле башкир больше, и в Мало-Кущинской волости в 1 -й половине 18-го века возникли следующие деревни марийцев-тептярей, припущенных вотчинниками, - Малая Тавра, Большая Тавра, Байбулдино (1767 год), Иванайково (Памашал - 1755), Багишково (с 1761), Нижний Бардым, Курки, а также поселение татар под названием Бакейково" - Д. Исхаков. Впервые о численности узнаем из данных от 1864 года: дворов - 29, мужчин - 96, женщин - 90. Название деревни тюркского происхождения: "байбол" - деловой бай; в Кунгурском районе есть речка и село Байболовка. Жители этой же деревни и были корнями с Бирского уезда, откуда во 2-й половине XVIII века началось интенсивное переселение марийцев, которые поселялись на земле башкир - вотчинников из Большекызылбаево по письменным договорам. Земли на конкретных условиях, в основном, на определенное время - 10, 25, 40, даже 90 лет - давались на условиях аренды, эти записи назывались "дефер", отсюда - тептяри. Причиной переселения могли стать или башкирские "возмущения", или беспощадные карательные экспедиции русских регулярных частей, конницы и пехоты с применением артиллерии, немыслимыми казнями и зверствами, атак почему бы бросили насиженные места. Так возникли южные поселения двух районов, тем более в те же годы подселения тептярей были сделаны к существующим и ранее возникшим марийским деревням, потомки которых вышли с вятских и кунгурских земель, - Андрейково, Курки, Нижний Бардым, Малые Карзи...

При подворной переписи 1888-91 годов записано: "Байбулда - Большеокинской волости, Байбулдинского общества, от волости, школы и базара - 15 верст, врача - 30, Красноуфимска - 70; 1 винная лавка, 2 мельницы, ближайшая деревня Ильчигуловские хутора - 3, вода из речки". Черемисы - тептяри, бывшие помещичьи крестьяне. Тогда Байбулда относилась к самой южной Большеокинской волости Крас-ноуфимского уезда, туда же относились Андрейково - второе (8 дворов), Иванайково (Памашал), Кургат Татарский, Малая Тавра, Багышково и сама Большая Ока; было в этой деревне 43 двора с 251 жителем (120 мужчин и 131 женщина, земли на одного работника 45,6 десятины (1 д. = 1,009 га), 159 лошадей, 133 коровы, всего живности - 320, на один двор 7,5 головы. Что касается народного образования, то на 01.01.1913 года в Байбулдино-Иванайковской земской школе учащихся было 35, в том числе в 1-м отделении - 25, во 2-м - 7, в 3-м - 7, а своя школа появилась только в 1939 г. При первой советской переписи 1926 года в этой деревне было 47 дворов с населением 200 человек, из них 82 мужчины и 118 женщин. При организации коллективных хозяйств был организован колхоз "Марий". В последнее время здесь была устроена ГЭС для электроснабжения юго-восточных поселений, в том числе Могильниковской МТС, но непрочную плотину во время одного из больших наводнений "успешно" смыло. Так как Байбулда относилась к башкирской волости, к тому же близко были их поселения, то многие старые люди умели говорить по-татарски.

Большая Ока (320 лет) - село в составе Мечетлинского района, в дореволюционное время - в составе Красноуфимского уезда. Уже в 60-х годах XIX века это было большое село: 270 дворов, 776 мужчин и 772 женщины; основана она по договору от 22.12.1692 года (320 лет назад); новопоселенцы были из деревни Янокош Уфимского уезда, по происхождению они были мишарями (мещеряками). Ко времени подворной переписи 1888-91 годов здесь жили помимо них башкиры-вотчинники (из Большекызылбаево), башкиры-тептяри, башкиры - военные припущенники и даже четыре семьи марийцев из Казанской губернии; тогда же - "Большая Ока - волость и община, на реке Оке, от Красноуфимска - 70 верст, от Златоустовской дороги -12, врача - 40, ближайшая деревня - Средняя Ока (Златоустовского уезда) -1 верста, 3 мечети, 1 министерское училище, 3 медресе, 2 винные лавки, 5 лавок, 3 ключа, 2 мельницы, хлебный магазин, базары по вторникам, вода из речки".

Это село богато историей. Оно было одним из центров башкирского восстания 1735-40 годов, вызванного строительством внутри исконных вотчинных земель Красно-Уфимской крепости: в этих местах "прославился" А.И. Тевкелев, через здешние земли прошел в июне 1774 года Е.И. Пугачев.

Большая Ока была знаменита ярмарками, вторыми по значимости по уезду: они проходили дважды в год - в ноябре и феврале, учреждены в 1865 и в 1898 годах. Здесь торговали мануфактурой и кожевенными изделиями, хлебом и съестными припасами, чаем и сахаром, изделиями кустарного промысла (читай мою статью от 08.04.2005 г. "О Большеокинской ярмарке"). Здесь была резиденция известного хлеботорговца Мухаметхафиза Хабибуллина (1850-1918/ 19 гг.), известного в народе как Хафиз-бай (читай о нем: "Городок" - 30.05.2005 г., 10.06.2005 г). При административном переустройстве в конце 1923 года Большая Ока вошла в состав автономной Башкирии.

Большие Карзи (270 лет) - есть такая деревня в Артинском районе, основана в 1742 году. Впервые данные об этом поселении "кунгурских" марийцев относятся к 1864 году: домов - 72, мужчин - 208, женщин - 219. При подворной переписи 1888-91 годов записано: "Большие Карзи (Усть-Карзя, Шадейка - название околотков, прим. автора) от волости - 9 верст, Красноуфимска - 94, врача -18, базара - 20, миссионерское училище, 1 лавка, 1 мельница, Сажинский хлебный магазин, ближайшая деревня - Малая Омелькова (Бараба - прим. автора) -1,5 версты; вода из речки, 4 колодца и 5 колодцев для скота. Из башкирских источников: дата основания - 1742 год, т.е. это было 270 лет назад. Тогда в деревне был 121 двор при населении 674 человека (334 мужчин и 340 женщин), содержали 325 лошадей, 246 коров, земли на одного работника приходилось 66,6 десятины, а живности на двор приходилось 5,3 головы.

В 1895 году здесь была построена единственная в марийской деревне православная церковь преподобного Сергия Радонежского с приделом в честь святого Николая, архиепископа Марликийского; при этом храме была миссионерская школа. "Благодаря" стараниям сажинских священнослужителей многие семьи из этой деревни отреклись от своей исконной веры, им за уступчивость были даны русские фамилии. В конце XIX века здесь стала проходить однодневная ярмарка - 25 сентября, в день святого Сергия. В период гражданской войны в Больших Карзях проходили кровопролитные события. В конце 1923 года в связи с районированием здесь в составе Манчажского района был образован сельский Совет, который с 26.04 1941 года был передан в Артинский район, а с 25.11.1944 года - во вновь образованный Сажинский район. Совету подчинялись Андрейково, Бараба, Омельково. При переписи 1926 года здесь было 212 дворов с населением 1000 человек: 440 мужчин и 560 женщин. В послевоенные годы здесь была 7-летняя школа, где работал известный педагог А.П. Раянов (см. мою статью "Заметки о марийском образовании, "Городок" - 07.21.10 - 2011 г.). При коллективизации было организовано два колхоза - "Заветы Ленина" и "Имени Калинина".

Кадочниково (220 лет) - название деревни в Артинском районе. Основано в 1792 году: "новожилы" были с Присылвенской стороны - из Ачита, Больших Ключей, Суксуна, Семенчей (была такая деревня по реке Сыре), второе название - Некрасово, оттуда и жители Симинчей, должно быть, правильно - Семенчи, от имени Семен.

В старых записях от 1888-91 годов: "Кадешниково, Манчажской волости, от волости - 5 верст, Красноуфимска и врача - 23, церкви - 6 (Успенская в Савиново), ближайшая деревня и базар - 4, 1 школа грамотности, 3 кузни, хлебный магазин, вода из 22 ключей и 23 колодцев". В те годы деревня была такова: дворов - 54, всего жителей -299, мужчин -140, а женщин - 299; на 1 работника приходилось 18,9 десятины земли, в хозяйстве было 206 лошадей, 167 коров, в среднем 7,5 головы на двор. Здесь формировался Красногвардейский полк, получивший название "1-й Красноуфимский". Перепись 1926 года дает такие данные: дворов - 92, всего населения - 453 человека, мужчин - 197, женщин - 256.

Ларичи (220 лет) - название исчезнувшей деревни, имевшей второе название Усть-Торгаш. Основана она в 1792 году Илларионом Серебренниковым; переселенцы были с суксунских Ларичей, а их предки с Ларичей Оханского уезда, т.е. при переселении старое название "таскали" с собой. Имели 1000 десятин земли. В 80-х годах XIX века: 6 дворов, 24 мужчины, 44 женщины, лошадей - 33, коров - 31, на один двор - 12,4 головы. "Усть - Торгаш (Ларичи Каргинской волости, на р. Уфе), от волости, школы и церкви -15, Красноуфимска и базара - 40, ближайшая дер. Рахмангулова - 2, хлеб, магазин, вода из 3 ключей и 6 колодцев". При переписи 1926 года Ларичи относились к Усть-Баякскому сельскому Совету, тогда здесь было 27 хозяйств, жителей всего - 120, из них мужчин - 54, женщин - 66. Колхоз назывался "Усть-Торгаш".

Манчаж (360 лет) - это село долгое время было административным центром: до 1917-го - волостным центром, после - районным. Первые туманные упоминания о нем относятся к 1652 году, по всей видимости, здесь население было башкирское. Название села считают марийским, тем более очень искаженным, что отношение к "инородческим" топонимам со стороны русских писаришек было безобразным: надо "Сарсаде", а на тебе - Сарсы, надо "Куркеде" - Курки, надо "Юа" - Юва, и сплошь такие "загогулины". Автор считает, что название села от тюркского "еманча" - плохой, плохая, таких топонимов сплошь и рядом - плохая гора, плохая река, тем более при первых поселенцах долина этой речки сплошь была болотистая, что видно и в наши дни. В старых документах писалось - Мончаш, Мончашское. Из данных за 60-е годы XIX века: 101 двор, мужчин - 259, женщин - 279, церковный приход, волостное правление, сельский учитель, земский стан, хлебный магазин, ярмарок - три, 1 мельница. Новоселы были из Кунгурского уезда, Суксунской, Златоустовской, Крас-ноуфимской волостей.

"Мончашское - волость и община, на реке Мончаш, от Красноуфимска и врача - 28, ближайшей дер. Ежевой - 2 версты, 1 церковь, 3 школы, 1 винная лавка, 3 лавки, 3 кузни, 1 мельница, хлебный магазин, земской фельдшер, вода из 8 колодцев, ярмарок три - на Троицу, 26 сентября (Ивановская) и 25 декабря (Рождественская)", и они были однодневные - из данных за 1888-91 г. г.

Тогда в селе было 137 хозяйств с населением 820 человек (380 мужчин и 440 женщин), содержали 470 лошадей, 405 коров. В саму же волость входили деревни - В. и Н. Бардым, Дружинино-Бардым, Ежева, Кадочниково, Курки, Кулешова, Головино, Русское Рахмангулово, Симинчи, Средний Баяк и Токари.

С 1849 года здесь велась служба в Иоанно-Богословской церкви, храм был деревянный. С конца 1923 года Манчаж становится районным центром, этому статусу был подвержен при реорганизации Уральской области 10.05.1934 года (см. мою ст. "Когда и как" - "Городок", 20.08.2010 г.) Район был ликвидирован 01.02.1963 г. При переписи 1926 года записано: дворов - 318, население -1307 человек, 588 мужчин и 719 женщин.

Межевая (180 лет) - название небольшого поселения близ Красноуфимска, исчезнувшего и возрожденного дачниками в постсоветский период. В уральских топонимах неоднократно встречается такой топоним, обозначающий границу между земельными владениями (Межевая Утка, Межевой Ключ); во времена крепости Красно-Уфимской здесь проходила межа, условленная письменным договором между воеводой крепости и башкирскими вотчинниками, дальше Межевой Горы шли земли бишковских башкир; это поселение основано в 1832 году, т.е. 180 лет назад. При подворной переписи 1888-91 годов здесь было 14 дворов с 87 жителями (мужчин - 41, женщин - 46), содержали 38 лошадей и 33 коровы, на один двор приходилось 7,5 головы живности. В данных за 1926 год записано: дворов - 23, мужчин - 65, женщин - 83, всего 148 жителей. Был там колхоз "Красный санаторий".

Омельково (220 лет) - название деревни в Артинском районе, до 1917 года писалось - Большая Омельковка, так как была Малая Омельковка - это правая часть от плотины в селе Бараба, а левая часть - это исконная Бараба. Само Омельково основано по договору от 1792 года с кызылбаевскими вотчинниками с условием уплаты по 3 рубля со двора (то, что написано у них на Плешатой горе, - ошибка авторов сборника "Артинский район"). В 60-х годах XIX века здесь было 37 дворов при 125 мужчинах и 134 женщинах. Новоселы были из Златоустовской волости (село Златоустовское -это Большие Ключи Суксунского района, оттуда же и жители села Новый Златоуст). При подворной переписи 1888-91 годов записано: "Большая Омельковка (Николаевка) - Са-жинской волости, Омельковского общества, на речке Большая Карзя, от волости и церкви -10 верст, Красноуфимска -63, от школы - 3, ближайшая деревня Андрейкова -1,5, ар-тинского врача и базара - 23, 3 кузни, 2 мельницы, Сажин-ский хлебный магазин, вода из пруда, ключа и 41 колодца. Тогда в деревне было 47 дворов и 318 жителей: мужчин -151, женщин -167, содержали 233 лошади и 163 коровы, на один двор - 9,4 живности. В 1926 году было 106 хозяйств с населением 593 человека: мужчин - 262, женщин -331. При коллективизации колхоз назывался "Искра"; первым председателем был Михаил Демидович Омельков.

Сарсы Первые (225 лет). Известно даже, откуда были новопоселенцы –  из села Кураево Бирского уезда: в настоящее время в Балтачевском районе Башкирии есть деревня Курачево. В документах XIX века писалось –  Сарзас, таких топонимов не один на башкирских землях. "Заселились тептяри-черемисы на земле башкир Сызгинской волости по указу от 25 февраля 1757 года из Уфимской провинциальной канцелярии, договорам с башкирами от 20 ноября 1791 года и 7 апреля 1823 года. Последний договор был заключен с последующей переборкой. Часть смежной земли оспаривают тептяри деревни Еманзелги" –  А.З. Асфандияров. По Н.Л. Скалозубову: "Сарзас-I основан по договору от 20 ноября 1791 года". Сарсы Вторые основаны гораздо позже –  в 1873-м. В 60-х годах XIX века в Сарсах 1-х было 62 двора при 185 мужчинах и 197 женщинах. До 1917 года относились к Ювин-ской волости. При подворной переписи 1888-91 годов записано: "Сарс 1 –  Ювинской волости, от волости –  28 верст, Красноуфимска и врача –  53, школы –  2, ближайшая деревня Сарс II –  2, Большеокинский базар –  10, вода из колодцев, Сарс II –  2 кузни, 1 мельница; Русский Сарс –  3 колодца, русские имели свой околоток "Кунгурский". В ходе колонизации этих земель специально подселяли к тептярским (марийским в данном случае, ибо тептярями были и удмурты, и татары, и безземельные башкиры, и мещеряки, словом, все припущенники) поселениям из-за вечного недоверия к "инородцам". Примеры: Большая и Русская Тавра, то же в Усть-Маше, Юве, а остальные были отсечены русскими поселениями, которые в ходе правительственной колонизации обосновались с указанием мест поселения. Если кто-то говорит: вот приехали и поселились –  то 100% –  враль и выдумщик!

По данным за 1888-91 годы картина такая: "Сарс-1: дворов –  107, жителей –  551, из них мужчин –  280, женщин –  271, содержали 316 лошадей, 188 коров; Саре II: дворов –  80, жителей –  463, лошадей –  240, коров –  470; в Русском Сарсе: дворов –  13, жителей –  71, коров –  33, лошадей –  69".

На 1926 год в Сарсах-1 было 143 хозяйства с населением 643 жителя: 300 мужчин и 343 женщины; во вторых Сарсах –  дворов –  175, жителей – 776 (369-407), причем русских был 301 человек. В советский период Сарсы побывали в составе Манчажского, Сажинского и Красноуфимского районов. При колхозном строе, коллективизации здесь были колхозы "Чолпан" (Венера) –  с 1934-го и "Труженик" –  с 1958-го. Известный Боголюбовский женский монастырь, незаслуженно восхваляемый в наши дни, был устроен для духовного закабаления марийцев: власть и церковь были едины в своем порыве, им мало было захватить земли, притеснять, но и надо было залезть в душу –  убить чужую веру, крестить и учить чуждым обычаям.

Сажино (220 лет). Несколько лет сажинцы отмечали чужую дату. Их прародина –  Сажино-Тарасковское, что в Суксунском районе, так, благодаря так называемым "знатокам" это казус вошел даже до областных изданий. На самом деле это село основано в 1792 году по 4-м договорам выходцами из Сажино-Тарасковского, Торговищ, Советной и Чувашково –  такие топонимы есть в Березовском и Суксунском районах, Нижнесергинском (Половниковское), Тугулымском (Сажина), даже в Омской области. Уже в 60-х годах XIX века здесь было большое село: дворов –  98, мужчин –  310, женщин – 361.

В 1888-91 годах: "Сажинское –  волость и община на речке Бугалышка, от Красноуфимска летом –  40, зимой –  44 версты, врача –  24, ближайшая деревня Попова –  3, Бугалышского базара – 12, 1 церковь, 1 земская школа, 2 винные лавки, 2 лавки, 2 кузни, хлебный магазин, земский фельдшер, ярмарки 3-дневные: 6 января (Крещенская), 23 апреля (Георгиевская), 26 октября (Дмитриевская)". Тогда в селе был 151 двор, жителей –  771, из них мужчин –  382, женщин –  389, содержали лошадей –  389, коров –  399, на один двор –  7,3 живности. Православное население обслуживала церковь в честь Иоанна Предтечи, она была каменная, построена в 1832 году. Сажино до 1917 года –  волостной центр с охватом 25 поселений от Андрейково и Рыбино до Русского Усть-Маша, от Горевки (Красного Луга) до Волокушино.

При 1-й советской переписи 1926 года здесь было 215 дворов с населением 1158 человек: 532 мужчины, женщин –  622: тогда в Сажино был сельский Совет с охватом деревень – Голенищево, Горкунова (Русаниха), Камаи, Лютина, Мешавкина, Попова, Соколята (Верхняя Еманзелга), Титнигул. При коллективизации колхозы носили название "Красный боец" и "Ударник". Сажино успело побывать и райцентром с ноября 1944 года до февраля 1963-го.

Сызги (360 лет). Который год сызгинцы отмечали свое 400-летие! На самом деле они очень поторопились. В давние времена башкирское племя "сызгы" занимало обширную территорию Предуралья. Когда-то, до заселения верхнеуфимских земель, их предки жили в среднем течении реки Сылвы, где сохранилась Сызганка. Сызгинцам-вотчинникам принадлежали обширные замки, на которых обосновались на условиях аренды сначала марийские и тептярские поселения –  Марийские Ключики и Усть-Маш, Юва, Сарсы I и II, Верхний Бугалыш, затем татарские –  Еманзельга, после русские –  на Нижне- и Верхнесаранинских заводах, Савиново, Красно-Уфимской крепости и близлежащих поселений, на владениях помещика Голубцова. Последней крупной продажей была сделка от 21.04.1801 г. с владельцем Саранинского завода о продаже огромного вотчинного владения по речке Сарана и реке Уфе (в первом случае для строительства Вер-хнесаранинской плотины и завода), это случилось в 1801 году. Племя "сызгы" относилось к древнесамодийскому этническому компоненту и было тюркизировано ещё в древнебаш-кирской среде. Затем они претерпели сильное влияние со стороны татар. Местное село Сызги стало владеть вотчинными землями по грамоте царя Алексея Михайловича от 1652 года. Это их право было подтверждено оберегательной грамотой Петра (I) Алексеевича в 1697 году. К середине XIX века вотчинники растранжирили свои земли, за мизерную цену продавая, когда и сколько хотели, и остались почти без земельных владений. Коренным поселением башкир-сызгинцев стало село Сызги. В 1834 году здесь насчитывалось 235 башкир, а в 1859 –  410. В качестве припущенников на жительство допускались тептяри из мещеряков (мишарей) и татар: в записи от 1793 года были приняты последние с условием уплаты по 50 копеек (серебром –  прим. автора) со двора: таковых тептярей в 1834 году было 40, а по 10-й ревизии 1859-г.-46.

Село Табанлы Куль (Озерки) тоже было поселением сызгинского племени, позже к ним добавились тептяри из башкир, военные припущенники, татары. Из документов за 1888-91 годы: "Сызги –  Ювинской волости, сызгинского общества, на речке Сызге. от волости, школы и ближайшей деревни Юва –  5, Красноуфимска и врача –  20, церкви и Савиновского базара –  7 верст; 1 мечеть, 1 медресе, 1 кузня, хлебный магазин, вода из речки". Тогда в Сызгах было 117 дворов с населением 637 жителей: 330 мужчин и 397 женщин, земли на одного работника приходилось 102,2 десятины, содержали 137 лошадей и 120 коров, т.е. 2,4 на один двор. Сызгинцы относились ко 2-му кантону 7-й юрты Сызгинской волости.

При переписи 1926 года село в составе Ювинского сельского Совета: дворов – 144, всего жителей –  582, из них мужчин –  281, женщин –  301, принадлежность к тептярям указали 16 человек.

Шиловка –  название деревни в Красноуфимском районе. Прошлое этого русского поселения туманно, хотя указывается, что уже в 1747 году здесь на речке Ачитке была мельница. Позже правдами и неправдами жители стали крепостными помещика Голубцова. При Голубцове Владимире Владимировиче (1-м) зафиксирован такой случай: барыню на зиму, сначала в Пермь на пароход, а там –  на пароходе до Москвы, потом –  поездом до Санкт-Петербурга провожали и дворовые, и крепостные их владений: "И много было провожатых и шиловские мужики приходили и пили водку". В 60-х годах XIX века здесь было 42 двора и при них 112 мужчин и 124 женщины.

При подворной переписи 1888-91 годов записано: дворов – 63, жителей-316: мужчин – 149, женщин – 167, содержали 152 лошади, коров –  122, т.е. 5 штук на двор. В 1926-м: дворов – 109, жителей –  547: мужчин –  254, женщин –  293.

Колхоз носил название "Шиловка". При коллективизации был организован колхоз "Пролетарка".

Юва (315 лет). Отсчет началу этого села ведут от 1697 года, когда на земли сызгинских башкир-вотчинников заселились тептяри из юго-западной части Башкирии, поэтому было такое понятие "шенгел йипоныш". Наряду с марийцами здесь жили удмурты. Как они поселились, вместе или в разное время, тогда –  кто раньше? "Документов не имеют, по этой причине башкиры производили споры; тептяри оставлены в прежнем владении" –  А. З. Асфандияров. При подворной переписи 1888-91 годов Юва –  волостной центр, куда понатыкали всех "инородцев", т.е. наглядно видно колониальную и национальную политику русской власти: здесь жители Большой Тавры (Русской Тавры в Сажинской волости), Верхнего Бугалыша, Татарской Еманзельги, всех Сарсов, в том числе Русского, Нового Бугалыша, Рахмангуло-во, Бишково, Коянково, Усть-Баяка, Савиново, Среднего Бугалыша, Сызгов, Озерок, Усть-Бугалыша, Марийского Усть-Маша (Русского –  в Сажинской волости), Ювы, в том числе Русской.

О самой Юве:"... волость и община, на реке Юве, до Красноуфимска и врача –  24, Савиновской церкви и базара –  2 версты, 1 миссионерская школа, 2 винных лавки, 2 лавки, 2 кузни, вода из речки и колодца". О Русской Юве, которая имела несколько названий –  "За озером", "Новая", "Петуховка": кроме вышеперечисленных "хлебный магазин, 1 церковь, вода из 4 ключей и 57 колодцев". В самой Юве тогда было 217 хозяйств с населением 1183 жителя: 596 мужчин и 587 женщин, содержали 501 лошадь, 345 коров, на один двор 4,5; в Русской Юве: дворов – 13, жителей –  75 (37-38), лошадей и коров –  по 22 головы. Тогда же удмуртов в селе было 166 человек: мужчин –  84, женщин –  82. Первые упоминания о Ювинской школе относятся к 1862-63 годам. Документально известно, что в 1892 году была открыта миссионерская школа для подготовки учителей-"инородцев": она была 2-классная с 6-летним сроком обучения, уже в первом наборе было 12 учащихся; на этой базе позже, при Советской власти, возник Урал-Марийский педтехникум. При коллективизации колхоз получил название "Интернационал". С конца 1923 года Юва была в составе Манчажского района, который ликвидирован в феврале 1963-го. До войны Юва –  центр сельского Совета, в его составе –  совхоз и хутор Натальин-ский, Озерки, Савиново, хутора Усть-Машский (Петухов-ский), Черлак, Юшмановка и сама Юва, всего 795 дворов с населением 3509 жителей, а в самой Юве дворов –  292, жителей –  1301 (593-708), в том числе русских –  293.

Валерий Ганькин

Ганькин, В. Д. Вот приехали и поселились! : из истории заселения юго-запада Свердл. обл. / Валерий Ганькин // Городок. –  2012. –  25 мая (N 21). –  С. 20-21. –  Продолж. Нач. в N 19 от 11 мая 2012 г.


 

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом