Малоизвестное о нашем крае

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

В конце 17 - начале 18 веков в Российской империи сло­жились три главнейших тракта: Москва – Клин – Тиверь - Торжок, Вышний Волочек - Валдай - Тиула - Плавск -Мценск - Орел - Курск - Белгород, Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Ижевск - Пермь - Кунгур -Екатеринбург - Тюмень - Тобольск и далее.

Приведенный последний тракт получил название Мос­ковско-Сибирского. Его именовали в обиходе и кандаль­ным, и тюремным, и каторжным. И в каждом из этих названий была отражена та тяжелая «обязанность», кото­рую долгие годы несла эта знаменитая дорога. Она к тому же была самой длинной дорогой в мире, которая пред­ставляла собой единственный почтовый и торговый путь, связывающий зауральские пространства и центр России.

В 1998 году отмечалось 400-летие города Верхотурья. Дело в том, что в конце 16 века, в 1597 году, была открыта новая прямая дорога, сократившая путь в Сибирь, соединившая Солькамскую с течением Туры, в верховьях которой в 1598 году и был основан город. Он стал важ­нейшим транзитным пунктом. Здесь 4 века была устрое­на таможня, через которую шла торговля Европейской России с Сибирью.

В Петровскую эпоху на Урале возникает целый ряд за­водских поселений, усиливается дальнейшая колонизация этого края. С возникновением Екатеринбурга в 1723 году возрастает значение так называемой старой Казанской дороги, которая выпрямилась и пошла с Екатеринбурга на Ушкинскую слободу, Бисерть, а оттуда на Кунгур, Егошинский завод (Пермь) и Казань. (Из материалов Д. Губанова).

Известно, что самый южный вариант Сибирского трак­та по маршруту Кунгур - Суксун - Златоустовское - Бы­ково - Ачит - Афанасьевское - Кленовское - Бисерть - Киргишаны был открыт в 1783 году.

До этого эта дорога была малоустроена, почти безлюд­на. К тому же Высочайшие указы от 1753 и 1758 годов грозили конфискацией всего груза тех, кто избегал Верхотурской таможни. Эту дорогу сначала использовали для курьерской связи, а с 1754 года стали возить почту. В 1763 году таможня на Бабиновской дороге упраздняется. (Из материалов Л. С. Зеленцова).

Возрастает значение дороги по указанному маршруту. Безопасность городских поселений, жителей острожков защищает целая система крепостей, которые возникли в 50-е годы 18 столетья; Кленовская и Грибовская - в 1723 году, Киргишанская - в 1734 году, Ачитская и Бисертская (в с. Афанасьевске) - в 1735 году. (Из материалов А. Барабанова).

Подробнее: "Зигзаги" Сибирского тракта

Посвящается памяти П.П. Бажова. 27 января исполняяется 125 лет со дня его рождения.

Этот материал в первую очередь обращен к тем, кто помнит извест­ного уральского писателя Павла Пет­ровича Бажова как депутата Верхов­ного Совета СССР.

Павел Петрович близок к нам по двум причинам. Во-первых, будучи учащимся Пермской духовной семи­нарии в 1893-99 гг., неоднократно проезжал по Сибирскому тракту. В книге воспоминаний о Бажове напи­сано: «Когда выехали на старый Си­бирский тракт, памятный Павлу Пет­ровичу с детства, он замолчал, на воп­росы отвечал односложно, внимательно всматривался, в сгуща­ющихся сумерках старясь разглядеть знакомые места...: «Тут, сколько по­мню, будет крутой поворот, а за ним спуск...» (дело происходило в сентяб­ре 1946 года). Во-вторых, оказывает­ся, Павел Петрович за 22 года до это­го ездил по делам в только что орга­низованный Манчажский район.

Так сложилось, что инициатива о выдвижении Бажова в депутаты Вер­ховного Совета СССР по Красноуфимскому избирательному округу исходила из Манчажа. Об этом пи­сал известный журналист С. Мешавкин: «Позади Красноуфимск. Доро­га петляет по берегу Уфы и ее стариц (полагаю, ехали через Крылово, Дружинино, Бардым, Манчаж - прим. автора)». Конюхом был Сташка Алиев, который заведовал райисполкомовскими рысаками. Была тогда в Манчаже гостиница, где и размести­ли. Было тогда уже и электрическое освещение от движка местной МТС.

В Манчаже состоялась первая встреча с кандидатом в депутаты. Старый, довоенной постройки Дом культуры не мог вместить всех же­лающих послушать Павла Петровича. На встрече выступили многие, в том числе, директор единственного в районе Натальинского стеклозаво­да Томашевский. Во время этой по­ездки Бажов побывал и в Верхнем Бардыме, где провел встречу с мест­ными жителями в доме секретаря парторганизации колхоза «Увий» Лавровой Татьяны Ивановны.

В сентябре того же года Бажов ез­дил в колхоз «Заря» Ачитского рай­она: «...ранним вечером выехали...к Терновым Александру Перфильевичу и Марии Гавриловне. Мы на рас­свете прибыли в «Зарю». Нас ждали и нам были рады. Весь следующий день ходили по колхозу... Когда пришли на строящуюся плотину, он и Тернов горячо обсуждали возможность разведения рыбы в пруду. На участке для нового поселка посмот­рели места, отведенные под строи­тельство домов, больницы, школы, усадеб для специалистов».

Подробнее: Бажов - депутат по Красноуфимскому избирательному округу

Многим памятен исторический факт 1 мая 1960 года, когда под Свердловском был сбит американ­ский самолет-шпион У-2. Но не все знают, что система самонаведения была разработана создателем пер­вой советской вычислительной машины (с хранимой программой - МЕЭМ; 50 операций в секунду) Сергеем Алексеевичем Лебеде­вым (1902-1974 гг.).

Уроженец Нижнего Новгорода, в семье Лебедевых он был третьим ребенком. Отец, николаевский сол­дат, а после рекрутчины - подвиж­ником народного образования в одном волжском городе.

Сергей Алексеевич - выпускник электротехнического факультета МВТУ. В военном 1941 году вместе с руководимым им электротехни­ческим институтом он эвакуиро­вался в Свердловск. Здесь, на Ура­ле, занимался изготовлением са­монаводящейся торпеды. Решить эту задачу - значило спасти тыся­чи жизней летчиков морской авиации ВМФ, идущих на опасное сбли­жение с крейсерами и катерами врага. Жизнью расплачивались молоденькие выпускники летных училищ за нехватку боевой техни­ки.

Истины ради надо сказать, что система самонаведения была сда­на в эксплуатацию лишь в 50-х го­дах, хотя и после возвращения ин­ститута в Киев работы продолжались на Украине.

В книге, посвященной С.А. Лебе­деву, есть любопытные строки: «Уже зимой 1943 года самонаво­дящиеся торпеды использова­лись под Красноуфимском на Урале» (стр. 334).

Есть немногие свидетели, кото­рые утверждают, что в упомянутом году исчезла рыба на реке Уфе.

Понятно, что испытания проводи­лись в условиях строжайшей секретности, но, может быть, найдут­ся среди читателей невольные свидетели этого события. От­кликнитесь!

Заслуги С.А. Лебедева были оце­нены достойно: он - действительный член АН СССР, Герой Социа­листи­ческого Труда, лауреат Сталинской и Государ­ственной премий, кавалер орденов Ленина, Октябрьской революции, Трудового и Боевого Красного Зна­мени.

Имя его стоит наряду с именами И. В. Курчатова и С. П. Королева.

«Применение машин имеет целью не замену человека машиной, а огромное увеличение возможнос­тей человека в результате применения машин», - говорил он на на­учной конференции в марте 1956 года.

В век компьютеров мы должны помнить, что основоположником этого направления в советской на­уке был С. А. Лебедев, более 60 лет назад работавший в наших краях.

Валерий ГАНЬКИН, краевед г. Красноуфимск

Ганькин В. Торпеды под Красноуфимском/ В. Ганькин  // Знак вопроса. -Красноуфимск, 2003. - N 28. - С. 3.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ