Маяковский в Красноуфимске

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

«Мне необходимо ездить. Обще­ние с живыми вещами почти за­мещает мне чтение книг», - та­ков был девиз поэта В.В. Маяков­ского в 20-ые годы - время грандиозных преобразований в стране.

У П.И. Лавуты, организатора поездок поэта по стране, есть книга «Маяков­ский ездит по Союзу» (Москва, 1969 г.), в ней отражены все важнейшие поездки. «Самый северный город, куда я ездил, - это был Ярославль. Пора двинуться на Урал и в Сибирь», - говорил Маяковский в 1927 году. Эта поездка чуть не сорвалась. Вот как вспоминает Лавут: «Мы услови­лись встретиться на Казанском вокзале... Буквально в последние секун­ды я увидел, как, размахивая двумя чемоданами, он мчится со всех ног и вскакивает в вагон в тот самый мо­мент, когда раздался прощальный па­ровозный гудок».

На пути была остановка в Казани. «Казань не подвела - все пришли, -радовался Владимир Владимирович.

- А как здорово слушали поэму!» (Ма­яковский читал отрывки из поэмы «Хорошо!» - примечание П.И. Лавута).

Поезда ходили тогда с такой скоро­стью: «Едем точно по расписанию, 14 километров в час».

При дальнейшей поездке от Каза­ни до Свердловска был такой случай: «Снова поезд. Маяковский сомневал­ся - наш ли это вагон:

- Впервые встречаю такой вагон. Почему нет закрытых купе? Он как жесткий, но - мягкий.

Проводник объясняет, что вагон очень старый, таких по всей стране осталось несколько».

Была остановка у нас в городе: «Ночью - станция Красноуфимск. Перед сном Маяковский решил про­гуляться но перрону. Мороз треску­чий.

- Чувствую уральский воздух. Уже похоже на север. Заставлю себя гулять на морозе: надо привыкать, по­скольку я, в принципе, южанин, - так говорил Маяковский во время этой остановки, пока менялась паровоз­ная бригада».

Было это 25 января 1928 года (око­ло девяти часов вечера), то есть этому событию ни много ни мало - 75 лет!

Представление о станции Красноуфимск тех лет, дают воспоминания Г.А. Кондрашова, ветерана труда и персонального пенсионера (ныне покойного): «В городе Красноуфимске и в прилегающем к нему районе еще не было сколько-нибудь значитель­ных предприятий... Местного транс­порта, кроме лошадки, не было, по­этому объем грузовых и пассажирс­ких перевозок был очень небольшим... На линии Москва-Свердловск в сутки курировала одна пара пассажирских поездов - № 3 и № 4. Их составы формировались из двухосных деревянных жестких ва­гонов с печным отоплением. Никаких дополнительных услуг пассажирам как на вокзалах, так и в поездах не предоставлялось. Единственное, что было на перроне, - работал кипя­тильник, из которого пассажиры на­бирали кипяток во время остановки поезда».

В Свердловск В.В. Маяковский при­был рано утром 26 января, а обратно он поехал по «северному ходу» через Пермь.

Валерий ГАНЬКИН, краевед г. Красноуфимск

Ганькин В. Маяковский в Красноуфимске/ В. Ганькин  // Знак вопроса. - Красноуфимск, 2003. - N 26. - С. 3.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube