Малоизвестное о нашем крае

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Автор не претендует на глобальное освещение этого вопроса, а приведет те факты, которыми располагает.

Еще при первом Романове, Михаиле Федоровиче, в Предуралье, в Сылвинской стороне, появились угро-финны Поволжья - марийцы, которые на начальном этапе русской колонизации обратились с жалобами на начавшиеся притеснения: «Предки, отцы наши... в прошлых 1623 и 1624 по указу государя... пожалованы были и нам доставшееся вотчинною землею, лесами ниже Перми Великой по реке Сылве по обе стороны Сылвы реки 40 верст со всеми угодьями...» В ответ на антирусские восстания в отношении марийцев был принят ряд мер, которые были закреплены неоднократными указами от 1633, 1645, 1697 гг.: был запрещен кузнечный промысел: «не делали бы топоров, и косы, ножи, серпы... покупали бы на торгу», запрещалось в большом количестве являться в русские поселения, ночевать в них, завязывать отношения с русскими.

Земли, которые осваивали марийцы в XVI-XVI1 вв., были свободными. В очерке от 1887-го года читаем: «Они, как истинные земледельцы, выбирали прекрасные и удобные для поселения и хлебопашества места - равнины и низменности около реки Уфы и притоков. Замечательно то, что они сумели определить при начале поселения плодородный грунт земли. Как видно, они были старинными оседлыми жителями и трудолюбивыми земледельцами».

При царе Федоре Иоанновиче каким-то образом стало известно об инородном населении нашего края, и было около 1689 года найдено компромиссное решение - не трогать нерусское население, которому было предписано жить по прежнему месту жительства, это касалось башкир и татар, марийцев и удмуртов, редких поселений мордвы и чувашей. Одним из башкирских племен было племя «сызгы»: вотчинники этого племени имели обширные земли, которые находились в вотчинном пользовании по указу Алексея Михайловича от 1652-го года, который неоднократно подтверждался повторными указами в 1654, 1674, 1696, 1698 и 1745-м годах. Вот фрагменты текста: «В жалованной 7203 года (1695 г.)... сентября грамоты от великих государей Иоанна и Петра Алексеевичей... -жалованные вотчины за нами в Уфимском уезде леса, рыбные ловли, бобровые гоны и звериные ловли... исстари пращуры и прадеды и отцы их владели по своим урочищам и тамгам... по чему платят в нашу великих государей казну кунишной и лисий ясак и медвяной оброк, а в недавних угодьях поселись пришлые русские люди и татара, и чуваша... пашни распахали и сено косят, лес много рубят».

При 5-й ревизии в 1795 г. было записано: «Настоящие владельцы Сызгинской волости башкирцы, а не татары, черемисы и вотяки, так как пожалована она им по грамоте великих государей в 1697 году» (ГАПО, ф.297, оп.2.9.592, л. 1-1 об.) (Как видим, кроме даты 1652-го есть и иные указанная). В межевом манифесте от 1765 года насчет небашкирского, пришлого, населения, живущего на условиях арендования земли и выполнения ясашных, подвозных и других обязанностей, это обстоятельство было повторно подтверждено: «Означенным татар, черемиса и вотяки должны остаться покойно в тех пределах, в коих застал Высочайший 1765 года манифеста межевой».

Подробнее: Предуралье в жизни деятельности царей и императоров

Автор ставит задачей посмотреть на факты административно-территориального деления в минувшем 20-ом столетии в уральском регионе. На завершающем этапе гражданской войны (1919-1920 г.г) на Урале оформлены три новые губернии: 1. в августе 1919 года из состава Пермской губернии была выделена Екатеринбургская, включающая в себя 6 уездов: Верхотурский, Ирбитский, Екатеринбургский, Шадринский, Камышловский и Красноуфимский. 2. на базе северо-восточных, в основном горнозаводских районов Оренбургской и части территории Уфимской губерний, а также Тургайской области, в сентябре 1919 года была образована Челябинская, в составе 4 уездов. 3. Тобольская губерния была расформирована, и в июне 1920 года была образована Тюменская, включающая 7 уездов. Весной 1923 года в Москве прошёл 12 съезд РКП(б), где наряду с другими вопросами обсуждалось новое районирование страны, проект которого был одобрен соответствующей резолюцией 25 апреля 1923 года. По этому проекту население района не должно превышать 25 тыс. человек, расстояние от дальних населённых пунктов до райцентра – 35 вёрст (1 верста – 1066,8 м), в составе района – 10-12 сельских советов, в каждом из которых до 5 населённых пунктов.

18 июня 1923 года состоялось заседание Президиума ВЦИК, на котором было принято решение о создании Уральской области.

3 ноября 1923 года вышло постановление ВЦИК "О введении в действие положения об Уральской области", в котором в частности говорилось: 1. "Образовать из губерний Екатеринбургской, Пермской, Тюменской и Челябинской – Уральскую область с центром в Екатеринбурге". 2. Уральская область в административно-экономическом отношении разделяется на 15 округов...; 3. Кунгурский округе окружным центром в городе Кунгуре в составе: а. 13 волостей из Осинского уезда, б. Кунгурского уезда, кроме Кыновского и Илимского, в. Красноуфимского уезда полностью – 15 районов. Эта Уральская суперобласть функционировала более 10 лет. Постановлением Президиума ВЦИК от 17 января 1934 года Уральская область была разделена на Свердловскую, Челябинскую и Обь-Иртышскую. Через 4 года из Свердловской области выделилась Пермская – Указ Президиума ВС СССР от 03.10.1938. Челябинская область образована 17.01.1934 г., а Курганская 6.03.1943 г.

Теперь посмотрим важнейшие события районов юго-запада области.

Подробнее: Когда и как?

Давненько это было. В те времена, когда на малообжитый Восток протянулась единственная дорога Государева с Москвы вдоль Волги, затем поворачивала на Пермь Великую, после шла в сторону Пояса Каменного и заканчивалась в сибирских землях, в губернском Тобольске. Долгая и трудная это была дорога, но и опасная.

Пожалуй, это было во времена Екатерины. При ней дорога на Сибирь, по нашим землям свернула еще южнее и шла почти по сегодняшнему маршруту: Кунгур-Суксун-Быково-Ачит-Екатеринбург. До того же для защиты от набегов южных неспокойных соседей были построены крепостницы - Ачидская (первоначально писалось так), Бисертская (где теперь село Афанасьевское), Кленовская, Киргишанская.... Тогда-то и на близком расстоянии от опасной переправы, по которой шли на разбойничий промысел степные племена (почитай, начиная со спада воды на реке Уфе и до глубокого снега), была в числе последних построена крепостница, получившая в окончательном виде название «Красноуфимская».

И вот на этой дороге на всем ее протяжении «пошаливали» разбойники.

Любопытный читатель наслышан об этих происшествиях. Так вот, я изложу одну из них. Повторяю, при Екатерине это было, еще до Пугачевщины. За Тюшинским мостом есть гора под названием Атамановская. Так вот в этой округе и разворачивались все эти события.

Проезжий народ знал, что дорога по ту и другую сторону моста через речку Тюш считается чрезвычайно опасной. Что говорить о простом человеке, купчишке средней руки, инженеришке командированном, курьере министерском, если сам начальник горных заводов Урала В.Н.Татищев спасовал: будучи предупрежденным на местных станах, предпочел продвигаться на государеву службу только в дневное время, а было это в декабре 1720 года.

А место (съезди, посмотри) было до смешного выгодным для разбойничьего промысла: дорога с упомянутой горы и в сторону Афанасьевска, что в Кленовскую сторону, просматривалась отлично. К тому же этот злополучный мост никак нельзя было миновать. Одинокий ли возок едет, или собрались для емкости в парочку-две, картина была одна: появится дымок сигнальный на горе Атамановской, у путников душа уходит в пятки, на мосту встречают с двух сторон разбойники добычу с пистолями и кистенями. Такие «шалости» длились не год и не два. Позже стали ответственные обозы сопровождать из местных гарнизонов, но и эта новинка не отпугнула никаких людей. Беззащитный возок они встречали аккуратно, на разбой выходили почти ежедневно. Были, правда, смельчаки, которые проскакивали это место.

Не обошлось в этом «прибыльном» деле и без сообщников из тех же крепостей и селений, так как что в обозе знали они заранее.

Подробнее: На Государевой дороге

Сейчас никого не удивишь пестрой картиной доморощенного бандитизма. Все есть и на любой вкус: для обывателя - телепередачи, для профессионального обучения - фильмы, для наглядности - шикарная жизнь братвы и их ставленников у власти, возле лакомых кусков раскромсанной экономики. Такая беззаботная жизнь, которая зачастую с первого раза заманивает в бандитские ряды молодежь, совращая от честного труда, за что сегодняшняя власть платит копейки, обдирая народ, за его счет шикуя. Для обыденной жизни - орды люмпенов, которым жизнь другого - копейка, которые на всем протяжении матушки России «дербанят» квартиры и дома, устраивают рейды на коллективные сады, потрошат сарайки и гаражи, домушничают и карманят. Что говорить, что дорожный разбой вернулся из забытого прошлого.

Нечасто какой читатель помнит те времена, когда среди ее лучших людей искали «врагов народа» (правда, тоже действовали по варнацким правилам - хватали по доносам, являлись ночью), так вот эти «специалисты» по жандармской части в серьезных делах обмишуривались.

Помнит, может, кто два послевоенных случая, что случилось в поселке Бисертский завод.

Сначала приключилась таинственная история с директором «номерного» завода Тенегиным. Он по причине слабости ног имел выезд: утром ли, на обед, вечером после работы до дому добирался на заводской подводе, то есть не слишком емкий был на своих нижних конечностях.

В тот злополучный день он ждал какого-то неотложного разговора с министерством, поэтому в обеденный перерыв народ рабочий и служащий разошелся, кто по домам, кто в заводскую столовую, а директор остался дожидаться звонка из Москвы на рабочем месте. Надо сказать, что порядки на заводе были строгие: по сути была двойная пропускная система - одна на вахте, на проходной, а другая внутри территории, к которой относилась и контора предприятия. Вот раздается звонок из столицы на телефоне директора, а его в этот момент на месте не оказалось. Давай искать его по кабинетам, по территории, по цехам - испарился директор бесследно: на вахтах охрана его не видела, чтобы он вышел за пределы завода, все утверждали, что в последний раз видели его на служебном месте. На другой день нашли его бездыханным за территорией завода, в caраях, где сушили кирпич-сырец. К расследованию подключились «органы», прокуратура, проводили неоднократный опрос всех служащих, охраны, словом, искали малейшую зацепку, но все старания были напрасны, так и осталось загадкой, кто и зачем организовал это смертоубийство. Была версия по женской части: дескать, в этом деле замешана «левая» подруга, которая и выманила Тенегина в тот caрай (эта догадка нормальному человеку в голову не придет: человек совершенно слабый на ноги и гулевый при живой жене). Особо приставали к семье В., сыновья которого, будто бы грозились отквитаться за честь поруганной сестры. Однако алиби этих самых братьев было железное.

Стоит напомнить, что в те годы поселок Бисерть был районным центром, поэтому были в поселке все соответствующие району учреждения. Уголовным розыском, например, ведал Окулов в чине старшего лейтенанта. Так вот случай с этим милицейским чином - тема второго сюжета. По каким-то делам этот самый Окулов ездил в область, в свое серьезное учреждение. Тогда уже ходил памятный всем пригородный Свердловск-Красноуфимск. Посельчане видели оперуполномоченного и в вагоне, и сходящим с поезда. Его должна была встретить служебная машина, известный всем «воронок», но по какой-то причине автомобиль к пригородному не приехал. Пришлось идти пешком, а это надо дошагать до пруда, а затем по известной тропинке через пруд (дело было зимой) до районных учреждений. И что ты думаешь, на этом промежутке исчез начальник «уголовки». Будто бы слышали какой-то крик на заводском пруду. А обнаружили этого самого Окулова в Свердловске (на «Плотнике») убитым, и что странно, при нем были и личное оружие, и документы, и железнодорожный билет. По этому случаю приезжала бригада из МУРа, копались они долго, но результаты были нулевые. Так и осталось загадкой, кто и как умудрился устроить такие смелые душегубства.

Подробнее: Разбойничьи рассказы

Старообрядчество возникло в результате раскола в рус­ском православии и отказа принять церковные реформы, проведенные патриархом Никоном (в миру Никита Минов, 1605-1681 г.г.) во второй половине 17-го века (1654 г.). Суть этих разногласий сводилась главным образом к обрядовой стороне: все многочисленные старообрядческие течения при­знают единственно правильными следующие моменты:

1. богослужение только по старопечатным книгам;

2. поклонение только иконам «старого письма»;

3. признание только8-конечного креста;

4. сохранение 2-перстного крестного знамения;

5. служение на 7-ми просфорах;

6. хождение вокруг аналоя и церкви «посолонь» (по солнцу);

7. сугубую, т.е. 2-кратную аллилую;

8. написание «Исус».

Причиной дальнейшего дробления старообрядчества было - «склонность народной массы к расколу была об­ратно пропорциональна ее вере в возможность успехом собствен­ными силами победить царящее зло, и что, таким образом, раскол с особенным успехом распрост­ранялся после выпавших на ее долю крупных поражений» (Г.В.Плеханов).

Старообрядчество делится на по­повщину и беспоповщину, после­дняя делится на 4 толка:

1. беглопоповский (с конца 17-го века);

2. поморский (с 1965 г.);

3. спасовский (с конца 17-го века в керженских лесах);

4. филипповский (из поморского толка в 1737 году).

Подробнее: Кто они - местные старообрядцы

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

перед эти кодом