ruenfrdeelitptsres

Собственные имена с давних пор привлекали ученых и философов. С архаических времен именами были наделены не только географические «объекты, все существа живой природы, но также все люди, все племена и народы.

«В слове и в особенности имени - все наше культурное богатство, накапливаемое в течение веков» - писал ученый-энциклопедист Д.Ф. Лосев.

Будучи одним из древних народов Поволжья, марийцы в течение длительного ряда веков выработали имена собственные. Источниками древнемарийских имен являются мифы, предания, сказки, старинные песни, топонимы, память народная.

Последнее издание «Словарь марийских личных имен» (1995 г.) имеет в своей коллекции 16120 таковых. Они включают в себя имена собственные, древнемарийские. А также перенятые от родственных угро-финов, от племен и народов, от которых зависели, волжских булгар, казанских татар, уральских башкир.

Марийские имена корнями примерно из 25 онимов - от названий тотемных животных (медведя, лося, оленя), птиц (гуся, утки и др.), рыб, тотемного рода, видов растений, места рождения и т.п.

Имена уральских марийцев интересны для исследователей тем, что вплоть до 20-30-х годов 20-го столетия были неизменны со времени их переселения в наши края.

Автор предлагает читателям в алфавитном порядке небольшое количество имен собственных уральских угро- финов.

Подробнее: Марийские имена и фамилии

Значительная часть русского населения - "вольные" люди, переселившиеся по правительственным указам. Старообрядцы - не имели фамилий и на вновь освоенной территории, на Урале. Доходило до парадоксов и, собственно, даже и фамилии не было, а только прозвища в деревне.

"Как же я вас буду по книге записывал»? - говорил священник. - Вот в нынешнем году три Ивана Шалаевых умерли и три Ивана Шалаевых родились, а в прошлом году было то же с Матренами - две Матрены умерли, две Матрены родились". "Уж так с испокон веку, - отвечал староста, - все Шалаевы, и делу конец. Значит, прадед-то наш назывался Шалаем, вот и вышли все Шалаевы, по прадеду, значит. От начальства тоже прижимки бывают. Как-то 5 лет назад возился сдагь в солдаты наших парней, и, как на грех попались три Сидора и все Иванычи. Воинский начальник даже обиделся". "Надо бы все-таки фамилии придумывать, - советовал священник. - Оно для вас же удобнее". А для чего нам, батюшка, фамилии? Живем в лесу с испокон веку и друг дружку знаем... А покойников на том свете господь батюшка разберет и без нас, кто чего стоит". Короче, был большой простор для "изобретения" фамилий. Большую группу составляют так называемые географические - по месту прежнего жительства - губернии (Вяткины, Калугины), по городу или уезду (Сарапуловы, Кунгуровы), селу или деревне, по реке или роднику, озеру. Автор предлагает партию фамилий, которые составлены по изданию "Список населенных мест по сведениям 1869 года"; СПБ, 1875 г. Читателю надо иметь в виду три обстоятельства: 1. За этот период исчезли с карты страны не десятки, а сотни и тысячи сел и деревень. 2. Носители одинаковых фамилий в каком-то двудесятом колене могут быть родственниками. 3. Большинство переселенцев в теперешний юго-запад области были из ближних и дальних уездов и волостей Пермской губернии.

Андрюков - указывается деревня с таким названием в Пермском уезде.

Анисимов - д. Анисимов в Кунгурском и Аниеимо в Чердынском уездах.

Бабин - населенные пункты с таким названием были в Пермском, Оханском и Соликамском уездах.

Брагин - в Оханском уезде были хутора Братина 1 и 2-й.

Белобородов - в Оханском уезде были деревни Белобороды и Белобородова.

Белослудцев - корни Белослудцевых из Архангельской губернии - из бассейна реки Белая Слуда встречаются поселения Слуда в вятских, вотских и пермских землях.

Подробнее: Откуда твоя фамилия

Сапа - женское имя, перенято у тюр­ков, буквально, благородная, достой­ная. Есть фамилии Сапин, Сафин.

Саркий - мужское имя, произошло от тюркского слова «сары» - желтый.

Сарман - мужское имя, перенято у тюр­ков. Имеет несколько значений: желтый, взошла луна, облако желтого цвета.

Сейлан - женское имя, с тюркского - дра­гоценный камень. Есть вариант Сайлан.

Селей - мужское имя. Перенято у род­ственных угро-финнов, коми. «Шелей, «Шель» - молодой. У марийцев «шольо» - младший брат. У горных мари «шольы». Есть фамилия Селеев, искажены писарями-«грамотеями» во время бес­численных подворных переписей.

Суербай - мужское имя. Перенято у тюрков. «Суер» - птица. Есть вариант Сербаев.

Суянгул - мужское имя. «Суян» с ма­рийского - свадьба. Видимо, ребенок родился во время свадьбы, скорее все­го, одного из близких родственников. Есть фамилия Суянгулов.

Такий - женское имя, буквально, бодрая.

Танай - мужское имя. «Тан» с марий­ского - друг, приятель. «Таны» с тюрк­ского - друг, знакомый. «Танай» с мон­гольского – 1.ваш; 2.ваш дом, семья.

Подробнее: Марийские имена и фамилии

Автухов - "авдюшка" - рыба - голец, или от имен Авдотья(от греч.Евдокия - милая, умная, симпатичная), Евдоким ( с греч. уважаемый, почтенный). "Овдух; крестьянин, 1545 год - "Псков" (здесь и далее, когда впервые была зафиксирована фамилия (имя), - С. Б. Веселовский "Ономастикон". М. 1974 г.).

Алабышев - "алабыш" - колобок; "олабыш" - круглый хлебец из кислого теста. "Федор Федорович Алабыш Ярославский, конец 15-го века", ему принадлежало сельцо Афанасьевское в Московском уезде, ныне село Алабышево. Есть варианты - Алябышев, Алябьев.

Аржанухин - "аржанец" - бескорневищный пырей; "аржанина" - ржаной хлеб; "аржануха" - девушка или женщина, выросшая на ржаном хлебе, неприхотливая и здоровая. В старину рожь была главной зерновой культурой: "Рожь родит сплошь, а пшеница по выбору".

Бабакин - от слова "Бабушка". "Бабахин Иван Никифорович, 1540 год - Арзамас".

Байкалов - правильно Байкулов - "раб богача. " Байкулов Федор Тимофеевич, 1597 год - Рязань".

Безруких - не имеющий руки или не владеющий ими. "Безрукий Кузьма, посадский человек, 1606 год", на Урале с 17-го века.

Блаженков - "блажный" - шальной, горячий, "блажить" - ублажать, величать. Блаженный: 1.благополучный, счастливый. 2.тронутый умом. "Блаженков Истома Петрович, 1553 год - Новгород".

Бородавкин - буквально, усеянный бородавками. Кроме того, "борода" в северных говорах - помочь при осенней молотьбе суслонов. В дохристианский период существовало личное имя Борода. "Федор Федорович Бородавкин Мещерский, 1550 год; Василий и Дементий Бородавкины, конец 15-го века - Новгород".

Подробнее: Кое-что об уральских фамилиях

Вопрос расшифровки фамилий - дело интересное, но и не менее трудное, а так­же и спорное. Наверняка среди читателей есть редкие знатоки, которые имеют свою точку зрения на происхождение тех или иных фамилий. Думаю, что на страницах «Городка» они могут высказать свое мне­ние о нерусских фамилиях. Бесспорно то, что до прихода русского населения на Урал эти места уже были заселены - здесь проживали башкиры, которые вели по­лукочевой образ жизни, марийцы, кото­рые двумя путями через Кунгурские и Башкирские земли из-за возможных при­теснений дошли до Каменного пояса, уд­мурты, предки которых поселились ком­пактно в нескольких местах.

То, что русскоязычное население сплошь написано татарами, это (мягко выража­ясь) элементарное упрощение. На самом деле еще при подворной переписи 1888-1891 гг. четко различали башкир-вотчин­ников, наиболее привилегированную группу населения, с согласия которых (как правило, по договору) допускалось на их земли все пришлое население, так называ­емые «припущенники» - это и марийцы, и их заземельные соплеменники, а много позже и русское население.

По моим записям получается, что в Красноуфимском районе, например, Бишково - деревня чисто из вотчинников-башкир, а такие деревни, как: Куянково, Сызги, Усть-Баяк - представлены из башкир-вотчинни­ков, башкир-тептар, башкир-мещеряков и татар, а в таких деревнях, как: Большой Турыш, Тохтамыш, Еманзельга - прожи­вают потомки казанских татар, которых сдвинула с места окончательная ликвида­ция государства поволжских татар в 1552 году. Поэтому следует различать фамилии башкир коренных и пришлых, а также та­тар поволжского происхождения.

Говоря о марийских фамилиях, следует четко помнить, откуда они пришли: по се­верному или южному пути, а также то, что среди них встречаются древние фамилии, которые упоминают об их поволжской родине. Много тюркских фамилий в деревнях, предки которых пришли с башкирских зе­мель (их и называли тептярями), а большин­ство фамилий образовано в недавнее время при вступлении в колхоз, при переписях, при призыве в армию. Надо помнить, что в правильном написании марийских фамилий огромная масса искажений.

В дополнение по русским фамилиям надо сказать, что население той или иной дерев­ни пришло с какого-то другого места, по характерным фамилиям можно опреде­лить их предыдущее местожительство, это, как правило, Прикамье: Суксунский, Кишертский, Кунгурский районы, вплоть до Очера, Осы и Чердыма. А также надо знать, что русское население пришло не в один день и не один год - существует огромный разброс в датах основания, к тому же в одной и той же деревне, селе могут быть выходцы из разных мест, так, например, Русская Тавра образована в 1815 году новоселами из Сухановки, Ачита, Стадухиной и Больших Ключей. Такая же картина по Манчажу, Сажино, Могильниково.

Подробнее: Кое-что о фамилиях

В фамилиях башкир и татар можно выбелить имена арабские, исконно тюркские, кальки (переводы) с apaбскuxи других имен, образованные из обычных тюркских слов и их заимствований, а именно: 1. oт названий местности, народов, например, Каримов,  2. от титула с составляющими «хан» и «бек», например. Султа­нов, Ахметханов; 3. от имени собственного, например, Мамаев, 4. от животных, например, Ахтаров; 5. от названий одежды, обуви, воинского снаряжения, например, Кабулков, 6. от назва­ний знаков Зодиака, например, с основой «нур», 7 от названия месяца, например, Сафаров; 8. от прозвища, например, Гарипов

Перейти на:

А Б В Г Д Е Ж З И К
Л М Н О П Р С Т У Ф
Х Ц Ч Ш Ю Я        

Абашев - «абаш» - так гово­рят о старшем брате, дяде.

Абдулов (Абдулхаков, Габдулхаков) - в основе фамилии имя второго сына пророка Моххамеда - Абдаллах, Абдул, с арабского «слуга, раб»; заимствовано с арабского после при­нятия башкирскими племенами и потомками волжских булгар (казанских татар, чувашей) ис­лама при хане Узбеке в 1313-26 гг., отсюда фамилии Авдулов, Абдулов, Абдулин и т.п.

Абсолямов - «абсесалам» буквально «примерный слу­шатель, не имеющий отца»: скорее всего, об учащемся медоесе.

Абубакиров - от имени одно­го из халифов пророка, бук­вально «чистопородный бык (правитель)».

Абызов - «абыз» буквально «родоначальник».

Адыев - возможно, от слова «адей», с древнетюркского «птичка, пташка».

Азинбаев - правильно Азимбаев - от «газим» - 1. «богатырь»; 2. «дальновидец, прозорливый»;  З. «содержатель дорог».

Азмеев - то же, что и «газим», с рабского «смелый, от­важный».

Айсин - заимствовано с ту­рецкого, персидского, так на­зываемая «безотцовская» фа­милия, в переводе «лунногрудая».

Алеулин - «халиулла» - «дра­гоценный камень».

Подробнее: Тюркские фамилии

Фамилия - наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени. По происхождению слово и фамилия являются латинским словом; в русский язык попало из языков Западной Европы и по началу в России употреблялось в значении «семья».

Фамилии людей не возникли в какой-нибудь год, они появились на протяжении последних 500 лет. Даже во время всеобщей переписи населения в 1897 году выяснилось, что 75% сельского населения не имеют фамилий, а довольствуют уличными фамилиями, известными только в ближайшем соседям.

Наследственное имя семьи на Руси появилось довольно поздно - в конце 15-го века. Это было привилегией правящих слоев - бояр и дворян. В начале фамилией становились отчества, прозвища, указания на род занятий, этнической принадлежности или месту рождения.

Официальное юридическое закрепление индивидуальных фамилий у князей, дворян и ряда ремесленников придворного штата произошло в 1555-ом году при составлении «Государева родословца», зафиксировавшего известные знатные фамилии.

Огромный количественный рост фамилий произошел в Петровскую эпоху, когда введение обязательной и гражданской службы для дворян делает все дворянское сословие обладателями стабильных личных фамилий, а создание регулярных армий и флота становится причиной офамиливания значительной части недворянского населения (крестьян и ремесленников, мещан и беглых).

Многочисленный слой населения составляли служители церкви. Духовенство начало получать фамилии лишь в конце 18-го и первой половине 19-го века.

Большой толчок образованию фамилий дала крестьянская реформа 1861 года, когда нужно было давать фамилии бывшим крепостным крестьянам, которые их не имели. Купечество в это время так же приобретает фамилии, наряду с народными, уличными появляются в их среде и благородные - результат браков с разорившимися дворянскими семьями.

До этого во 2-й половине 18-го века появляется новый тип фамилии, которые решено было дать незаконным детям знатных отцов.

Подробнее: Кое-что о фамилиях

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube