Материалы краеведа В. Д. Ганькина

ruenfrdeelitptsres

Старые люди помнят о знаменитых Большеокинских ярмарках и базарах, которые учреждены соответственно в 1898 и 1865 годах.

Красноуфимский уезд был и горнозаводские предприятим, сельскохозяйственным регионом Пермской губернии. Здесь имелось десять действующих заводов (ближайшие к Большой Оке - Артинский, Саранинский). В них производились котлы, сковородки, лопаты, топоры, ломы, пилы, стекло, гвозди, бумага и др. В одном Артинском косном заводе перед 1917 годом выпускалось в среднем до тысяч кос в год.

Огромное развитие получила кустарная промышленность. Продукция умельцев из Нижней Сараны и Артей пользовалась огромным спросом не только на местном рынке, но и по всему Уралу, даже в Сибири. Это молотилки, самоброски, разные виды плугов, серпы и другие.

Кроме того, были развиты и другие промыслы: по металлу, дереву, коже, ткацкому делу и прочему. Ярмарки и базары в Большой Оке притягивали население волостей - Артинской с населением 10150 душ (на рубеже 19- го и 20-го веков), Сажинской - 7486, Новозлатоустовс- кой - 4679, Шокуровской - 4946, а также население пограничного Златоустовского уезда Уфимской губернии.

Базары в Большой Оке были еженедельные - по вторникам, а ярмарок было две пятидневных - 20 февраля и 15 ноября (по старому стилю).

«Базар и ярмарка проходили в хорошо оборудованных рядах в самом центре села. Они представляли собой десятки лавок и ларьков, выстроенных в четыре параллельные линии. Территория базара была огорожена высоким дощатым забором. С каждой из четырех сторон имелись большие ворота. Кроме ларьков здесь располагались складские помещения, большие базарные весы для взвешивания возов. Основные предметы торговли: зерно (рожь, ячмень, овес); мука (ржаная, пшеничная, ячневая); крупа, овощи (картофель, лук, огурцы); масло конопляное; волокно; мясо; соль; масло; молоко; мед; яйцо; живой скот (рабочие лошади, коровы, овцы„козы); кожа; шерсть; сено; вино; сахар; чай; дрова,

Подробнее: О Большеокинской ярмарке

Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что - разгадать не могу. (С. Есенин)

В постсоветский период происходит интересное явление - возрос интерес к истории "малой родины": проводятся дни деревень (даже давно исчезнувших), сел, поселков, составляются родословные, выходят сборники об отдельных поселениях, районах. С интересом прочитал из этой серии сборник "Бисерть (железо, лес, земля и люди", автор - Р.А. Печуркина, Екатеринбург, "Сократ", 2013 год. Признавая бесспорную ценность этого издания, не могу не поставить вопрос: истинна ли дата 1735 год, которую считают годом основания этого поселения. Известно, что Горнозаводская линия была сооружена по указанию начальника Уральских горных заводов В.Н. Татищева. С возникновением Екатеринбурга в 1723 году сухопутное сообщение с центральной Россией выпрямилось - путь пошел на Подволошную, Уткинскую слободу, на Гробово Поле, Бисерть, а оттуда на Кунгур и Егоршинский завод и на Казань. В указе от 19.02.1747 года "О содержании крепостей в заводском ведомстве" было сказано, что "из крепостей до сего построенных при пограничных (!) местах для охранения от бунтующих воров башкирцев за нужно признается содержать с положенным при них военным снарядом по Кунгурской дороге при Гробовом Поле, Киргишанскую, Кленовскую, Бисертскую и Ачидскую". (ГАСО, ф. 34. оп. 1, д. 84, л. 69.)

Касательно дат основания указываются: 1723 год - острожки Кленовской и Гробовский, 1734 - Киргишанский, 1735 - Бисертский, и после под Березовой Горой в 14 верстах от Киргишанской ставится Березовая Застава: "Прежде между станциями Кленовской и Киргишанской на расстоянии 32 верст не было перемены лошадей, переезд же через гору, особенно во время весенней и осенней распутицы, затруднен: это и заставило устроить промежуточную станцию". Первоначально упомянутые были острожками и крепостицами Горнозаводской линии: "Крепость - стратегический пункт с воинским гарнизоном, имеющим долговременную, укрепленную из камня, земли, оборону из стен и валов, хорошо вооруженным запасами, имеющим самостоятельное управление. Острог - воинское поселение, обнесенное деревянной оградой, стена устроена из кольев, заостренных кверху, проживали здесь воинские люди, занимающиеся охраной обозначенных рубежей, ремеслом, земледелием, содержанием дорог, охраной почтовых станций". Надо напомнить, что обустройство Большого Сибирского (Московского) тракта происходило в 1745-1783 годах, а в 1798-1811-м он был реконструирован: его расширили, окопали канавами с двух сторон, осадили березами, тонкие места покрыли щебнем, на речках возвели добротные места, этот тракт находился в хорошем состоянии, пока не был перегружен транспортом. Что касается Сибирского тракта, то он был пущен в 1781 году, а официально утвержден "государевой" дорогой в 1783-м, хотя этот еще не обустроенный маршрут использовался где-то с 1745-го, а безвинно можно было ездить с 1863-го.

А история Большого Сибирского тракта такова.

Из-за отсутствия дорог сообщение европейской части России с Сибирью долгое время осуществлялось по речным путям. Из сухопутных путей существовала Бабиновская дорога, заменившая собой дорогу Чердынскую. Из Казани через Елабугу на Соликамск была проложена Арская дорога. В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинс-кий договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем. Торговые потребности поставили ребром вопрос о создании полноценного транспортного коридора между странами. 12(22)ноября 1689 вышел указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, однако на протяжении сорока лет это решение оставалось на бумаге. При Петре Iпуть из Европы в Азию по-прежнему состоял из множества сухопутных дорог, волоков, водных путей. Путешествие этим маршрутом описано протопопом Аввакумом в "Житии" и во второй части "Робинзона Крузо".

В 1725 году в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским-Владиславовичем. В результате двухлетних переговоров в 1727 году был подписан Бурипский договор об установлении границы вблизи будущего города Кяхты, а также Кяхтинский договор, определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем. Три года спустя правительство принялось наконец за обустройство Сибирского тракта, закончено оно было только в середине XIXвека. Сибирский тракт шел из Москвы через Муром, Арзамас, Козмодемьянск. Казань. Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень. Тобольск, Большие Уки (Рыбино), где создан музей-заповедник "Московско-Сибирский тракт". Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем). Далее чаеторговцы пересекали степи Внутренней Монголии и прибывали в Калган - крупную заставу на Великой Китайской стене, считавшуюся воротами в Китай. В середине XVIIIв. путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шел через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее, как ранее. В конце XIXвека Сибирский тракт уже не мог - удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения железнодорожной Транссибирской магистрали...

Подробнее: О трех Бисертях

Но мила ты мне - родина кроткая,
А за что, разгадать не могу.

Сергей Есенин

Не первый год я занимаюсь историей поселений юго-запада области. В моем архиве есть сведения о них, которые, может быть, пригодятся любознательным читателям, тем более, по моим данным, у этих поселений, коих 12,- юбилейные даты.

Байбулда (245 лет) - деревня в Артинском районе. "Тептяри-черемисы поселились на земле башкир Мало-Кущинской волости в 1767 году. Копии с договора с квитанциями о платеже денег от них отобраны. Споры о земле с мещеряками д. Оки и припущенниками от оных крестьянами" - Д.С. Асфандияров; "В вотчинной земле башкир больше, и в Мало-Кущинской волости в 1 -й половине 18-го века возникли следующие деревни марийцев-тептярей, припущенных вотчинниками, - Малая Тавра, Большая Тавра, Байбулдино (1767 год), Иванайково (Памашал - 1755), Багишково (с 1761), Нижний Бардым, Курки, а также поселение татар под названием Бакейково" - Д. Исхаков. Впервые о численности узнаем из данных от 1864 года: дворов - 29, мужчин - 96, женщин - 90. Название деревни тюркского происхождения: "байбол" - деловой бай; в Кунгурском районе есть речка и село Байболовка. Жители этой же деревни и были корнями с Бирского уезда, откуда во 2-й половине XVIII века началось интенсивное переселение марийцев, которые поселялись на земле башкир - вотчинников из Большекызылбаево по письменным договорам. Земли на конкретных условиях, в основном, на определенное время - 10, 25, 40, даже 90 лет - давались на условиях аренды, эти записи назывались "дефер", отсюда - тептяри. Причиной переселения могли стать или башкирские "возмущения", или беспощадные карательные экспедиции русских регулярных частей, конницы и пехоты с применением артиллерии, немыслимыми казнями и зверствами, атак почему бы бросили насиженные места. Так возникли южные поселения двух районов, тем более в те же годы подселения тептярей были сделаны к существующим и ранее возникшим марийским деревням, потомки которых вышли с вятских и кунгурских земель, - Андрейково, Курки, Нижний Бардым, Малые Карзи...

При подворной переписи 1888-91 годов записано: "Байбулда - Большеокинской волости, Байбулдинского общества, от волости, школы и базара - 15 верст, врача - 30, Красноуфимска - 70; 1 винная лавка, 2 мельницы, ближайшая деревня Ильчигуловские хутора - 3, вода из речки". Черемисы - тептяри, бывшие помещичьи крестьяне. Тогда Байбулда относилась к самой южной Большеокинской волости Крас-ноуфимского уезда, туда же относились Андрейково - второе (8 дворов), Иванайково (Памашал), Кургат Татарский, Малая Тавра, Багышково и сама Большая Ока; было в этой деревне 43 двора с 251 жителем (120 мужчин и 131 женщина, земли на одного работника 45,6 десятины (1 д. = 1,009 га), 159 лошадей, 133 коровы, всего живности - 320, на один двор 7,5 головы. Что касается народного образования, то на 01.01.1913 года в Байбулдино-Иванайковской земской школе учащихся было 35, в том числе в 1-м отделении - 25, во 2-м - 7, в 3-м - 7, а своя школа появилась только в 1939 г. При первой советской переписи 1926 года в этой деревне было 47 дворов с населением 200 человек, из них 82 мужчины и 118 женщин. При организации коллективных хозяйств был организован колхоз "Марий". В последнее время здесь была устроена ГЭС для электроснабжения юго-восточных поселений, в том числе Могильниковской МТС, но непрочную плотину во время одного из больших наводнений "успешно" смыло. Так как Байбулда относилась к башкирской волости, к тому же близко были их поселения, то многие старые люди умели говорить по-татарски.

Подробнее: Вот приехали и поселились!

"Мы покроем все страны железнодорожными путями - Урал, Волгу и Вислу, мы свяжемся с обеими столицами. Из Петербурга магической силой паров вы домчитесь в три дня до Парижа. Рельсы пересекут пустынные пески Азии и Африки. Непобедимые локомотивы прорежут прерии и саванны обеих Америк. Мы победим пространство и время", - Франс Антон Рерстнер (1796-1840 г.), чешский инженер, профессор Венского политехнического института.

1837 г. (30.10.-11.11) - 175 лет официальному открытию движения по Царско-Сельской железной дороге от Санкт-Петербурга до Царского Села - 5 в Европе и 6 в мире. Длина линии составила 23 км. (21 версту и 294 саженей). Этот день считается началом регулярных пассажирских сообщений. Первый поезд провел автор эпиграфа и создатель первой железной дороги в России.

1842 г. - 11 августа этого года, 170 лет назад, в составе управления путей сообщения публичных зданий образован "Департамент железных дорог".

1852 г. -160 лет назад построен первый каменный вокзал в Санкт-Петербурге.

1857 г. - Александром II утвержден "Устав главного общества железных дорог России"

1862 г. - в России построены первые железнодорожные тоннели на Петербургско-Варшавской железной дороге - на подходе к городу Ковно (1280 м) и городу Вильно (430 м).

В России завершено строительство Московско-Нижегородской железной дороги. 1 (13) августа 1862 года из Москвы до Нижнего Новгорода отправили первый поезд с пассажирами и грузом для открывшейся Нижегородской ярмарки. В России выпущен первый вагон - ледник.

Подробнее: Памятные даты железнодорожные

Если не ошибаюсь, то о Красноуфимске было выпущено три сборника, посвященные юбилейным датам. И в каждом издании есть упоминание об А.И. Тевкелеве, тем более это любопытно, так как речь идет о первых годах Красно-Уфимской (Кызыл-Яровской) крепости.

Известно, что крепость была основана в ходе Оренбургской экспедиции, руководимой И.К. Кирилловым, что в понятном языке означало подготовку к русской колонизации башкирских земель. Для этого потребовалось построить новую погранично-оборонительную линию, которая растянулась от Оренбурга на север - на тогдашних рубежах возникла во 2-й половине 30-х годов 18 столетия система крепостей - Орская, Чебаркульская, Челябинская, самой северной была Красно-Уфимская, а всего было по плану 7 форпостов и 16 укреплений. А необходимость в такой крепости осознали в Кунгурском воеводстве: "В 1708 году кунгурцы обратились к царю (Петру Первому - прим. автора) с просьбой о постройке острожка на юге уезда, на Красном Яру, на правом берегу здесь проходила южная граница уезда, и отсюда особенно часто проходили нападения башкир".

В документах той поры неоднократно встречается фамилия Тевкелева: "Описать трудно, сколько место сие удобно для постройки крепости и поселения людей". "Относительно способа постройки крепости и расположения ея Тевкелев испрашивал мнение Татищева "; "Крепость же была построена в 1736 году... июня 19 дня того году от статского советника Ивана Кириллова (в иных документах сказано - от бригадира Техтелева) майору Андрею Лихачёву"; "Красно-Уфимская крепость была заложена не в 1735-м году, а в 1736-м году". Оказывается, А.И. Тевкелев на самом деле татарский мурза (дворянин) из рода Тевкелевых. Родился он в 1674-м году. Настоящее его имя Кутлу - Мухаммед Мамешевич Тевкелев, но в документах пишется и "Мамет Тефкелев", и "Кутлуг-Мухамет Тевкелев", и "Техтелев". Известен этот человек как дипломат, основатель целого ряда крепостей и первый генерал из тюркоязычных инородцев, точнее генерал-майор (1755 г.). До этого с 1734 года - полковник, а с 1750-го - бригадир. Карьера его началась в петровские годы, в 1719 году (то есть ему уже было 45 лет). Дело в том, что он знал восточные обычаи, языки, что при русской колонизации было очень востребовано, так как русские из числа военных и гражданских чиновников в этих делах были чрезвычайно бестолковы, в чем сами признавались - подполковник Н.Львов в 1722 году во время пребывания при калмыцком хане Алоке: "В инструкции написано быть при мне для переводу писем и толмачев-ства Мамету Тефкелеву, и оной Тевкелев взят в военный поход, а при мне толмачей и для переводу писем никого нет, без чего, будучи в улусах, пребывать невозможно". Его преемник Василий Беклемишев: "Говорить калмыцкого и татарского языка не умею; а которые есть при мне толмачи, те больше из калмык и из выходцев из полону от калмык, с которыми калмыки о таких разговорах говорить опасаются и им не верят". А упомянутый Тевкелев был известен самому Петру 1, о его значимости говорит тот факт, что Император Всероссийский брал его в Прутский (1711 г.) и Персидский (1722-1723 г.) походы, в которых он был простым переводчиком. В 1716 году он участвовал в экспедиции князя А. Бековича-Черкасского в Среднюю Азию. По этой же причине А.И. Тевкелев был зачислен в Оренбургскую экспедицию, где в 1734 году был назначен помощником И.К. Кириллова.

Проявив дипломатический талант, он добился признания протектората над Западным Казахстаном (Малым Жузом). аргументы его были таковы - "понеже Российская империя " в свете славное государство; Российская империя - непоколебимый столп... имеет кругом 6 лет езды.

Интересно то, что во время пребывания у хана киргиз-кайсаков Абулхаира он потерялся; думали, что он сгинул в степях. Вознаграждения со стороны тогдашней императрицы Анны Иоанновны выше ожиданий - он был произведён в полковники, ему предлагали пост губернатора вновь образованной Оренбургской губернии, от которого тот отказался, на эту должность был назначен И. И. Неплюев.

Подробнее: Тевкелев – основатель крепости

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube