Материалы краеведа В. Д. Ганькина

ruenfrdeelitptsres

Из цикла «Детство Казанбургской»

Во второй половине XIXвека Россия пережила несколько железнодорожных бумов: буквально за какие-то два-три деся­тилетия железные дороги дошли от двух столиц до Балтийского и Чер­ного моря, до сырьевых районов им­перии, перешагнули Кавказский хре­бет, миновали Волгу, возникли изо­лированные магистрали, в частности, Уральская горнозаводская (Пермь-Нижний Тагил-Екатеринбург) пост­роена в 1874-78 годах.

Шли дискуссии о выборе варианта западной части Транссибирской маги­страли, их было три, один из которых получил название «Южный». Автором его был Евгений Васильевич Богдано­вич, который в своем труде «Проект Сибирско-Уральской железной доро­ги» (СПБ 1868-1891гг.) предлагал по­строить линию Казань-Сарапул-Красноуфимск-Екатеринбург-Камышлов-Тюмень. Тогда он был в чине полковника и занимал должность чи­новника для особых поручений МВД.

Этот проект железной дороги из Центра через Средний Урал возник по неординарным обстоятельствам: в 1864-65 годах в Вятской и Пермс­кой губерниях был неурожай. 15 ян­варя 1866 года министр внутренних дел П.А. Валуев дал письменное предписание - «немедленно отпра­виться в упомянутые губернии, посе­тить уезды, жители коих терпят нуж­ду в продовольствии.Я надеюсь, что Вы примете все меры к точнейшему разъяснению действительных нужд населения и изыскания средств для скорого предотвращения могущих быть от этого последствий».

Уже 23 марта 1866 года Е.В. Богда­нович в телеграмме из Екатеринбурга сообщает: «... единственным к предуп­реждению голода в Уральском крае в будущем была постройка железной дороги из внутренних губерний в Ека­теринбург и далее до Тюмени.Такая линия, будучи впоследствии продол­женная через Сибирь к китайской гра­нице, получила бы важное междуна­родное коммерческое значение».

Подробнее: Автор проекта линии Казань-Екатеринбург

Из цикла «Детство» Казанбургской»

Красноуфимск ждал начала строительства Казанбургской дороги не только четыре раза на протяжении 40 лет (см. ст. «С 4-ой попытки»), но и четыре года.

1910 год. Год 6ыл памятен тем, что правлением АО МКЖД было возбуждено ходатайство о предоставлении концессии на сооружении линии Казань — Екатеринбург. Кроме того, по линии предполагаемой трассы были проведены изыскательские работы. Как правило, такие предварительные работы проводились с привлечением местных жителей. Вот материал из фонда Н.Ф. Ведианцева, одного из пионеров по истории железной дороги: «С. А. Фоминых, 1906 года рождения, рассказывает, что он был участником изыскательной партии при прокладке трассы дороги в обход горных массивов по первоначальному проекту. Он вместе с группой изыскателей прошел трассу пешком, минуя Красноуфимск» («Вперед. № 127 за 1988 г.). К слову сказать, Сергей Александрович Фоминых, бывший старший мастер ЖУ-2.

1911 год стал годом получения разрешения на сооружение этой железнодорожной линии, что было не просто в условиях конкурса, участниками которого было несколько возможных подрядчиков. 1912 год прошел в подготовке проектных документов, подборе кадров, подготовке снабжения.

1913 год был ознаменован тремя событиями:

1. Министр путей сообщения (С.В. Рухлов) утверждает проект строительства линии Казань - Екатеринбург, согласованный с Комиссией по строительству новых железных дорог при МПС; (надо подчеркнуть, что линия строилась при «чехарде» министров — их было в дооктябрьский период восемь (!), а в советский период тоже – 8 (с 1917 по 1922 г.);

2. 14 мая этого же года был утвержден Высочайший указ об отчуждении земель для сооружения этой Ж.Д. линии - Николай II подписал его в Царском селе 14 мая 1913 года;

Подробнее: «От 1910-го до 1914-го».

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube