Материалы краеведа В. Д. Ганькина

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Который год в известном поселке отмечают модный сейчас ежегодный праздник "День поселка", датируя годом основания 1919 год. Который год ко мне обращались по этому вопросу, но тогда у меня не было весомых аргументов, а за это время местные знатоки указывают только на приведенную дату. Так ли это?

Во-первых, отчего такое название - Пудлинговый.

Пудлингование (англ. puddling, от puddle - месить), пудлинговый передел - металлургический процесс передела чугуна в мягкое малоуглеродистое (пудлинговое) железо, получающееся в тестообразном состоянии (в виде крицы) на поду пламенной отражательной (пудлинговой) печи (см. Крица, Пудлинговое железо). Пудлингование было изобретено в 1784 г. Кортом в Англии. К началу XIX в. в промышленных странах оно заменило кричный передел чугуна, развитие которого, особенно в Англии, привело к истреблению лесов и уже не удовлетворяло увеличивающимся требованиям на железо. В топках пудлинговых печей сжигался (вместо древесного угля в кричных горнах) каменный ушпь, впоследствии, в зависимости от экономических условий, иногда заменявшийся топливом других видов. Применение пудлингования дало в 1-й половине XIX в. значительное по тому времени количество железа и стали, необходимых для быстрого развития промышленности и транспорта. С появлением во 2-й половине XIX в. конвертерных способов передела чугуна (см. Бессемеровский процесс, Томасовский процесс), а затем мартеновского производства постепенно вышло из употребления. В XX в. оно сохранялось в некоторых промышленных странах (гл. обр. в Англии) в небольших размерах для производства железа специального назначения, отличающегося повышенной свариваемостью, к середине XX в. производство в Англии пудлинговой стали составляло около 1 % общего производства стали.

Во-вторых, обратимся к карте Красноуфимского района 20-х годов прошлого столетия, район входил в состав Кунгурского округа Уральской области. Тогда указаны только такие поселения - Верхняя и Нижняя Сарана и станция Саранинский завод.

В третьих, берем материалы первой советской переписи 1926 года. В составе Верхнесаранинского сельского Совета 270 хозяйстве населением 1131 человек, из них мужчин 543, женщин - 588, в том числе в Верхнесаранинском заводе (107 дворов - 430: 200-230), в кордоне Голый мыс (1 - 7: 4 - 3), в поселке Долгий Мост (254 - 94:45 - 49), в кордоне Журавлиный Лог (7 - 36:17- 19), в деревне Ломаная Нога (49 - 235:120-235, из них белорусов -1, украинцев-52), в деревне Петухова (50-271:106-111), в хуторе Печи (2 - 6:2-4), в поселке Тигинский Ключ (9 - 43:27-16, все украинцы), в ж.д. разъезде Черная Речка (21 - 63:27-36).

Подробнее: Загадки поселка Пудлинговый

"И дым Отечества нам сладок и приятен... "

А.С. Пушкин

И в этот год есть юбилейные даты деревень и сел юго-запада области, которые расположены в географическом Предуралье, а точнее, на просторах обширного Уфимского плато.

Бардым Верхний. Он основан "благодаря" карательной экспедиции капитана Карла Бранта летом 1775 года, когда шло повальное усмирение повстанцев, поддержавших Пугачева, в частности, отрядов Салавата Юлаева и Кенсафара Усоева, участвующих во взятии Красноуфимской крепости годом ранее. Марийское поселение Манчаж, известное с 1652 года, было дотла сожжено, а остатки жителей рассеялись и в 1784 году обосновались на речке Бардым. В сборнике "Артинский район" есть анекдотическое суждение об этом топониме, на самом деле "Бардым есть Бардымский хребет, две деревни, Бардым Верхний и Нижний, село Барда и Бардымский район в Пермском крае, там же река Бардым и село в Березовском районе и деревня Верхний Бартым в Октябрьском районе, а также ж.д. станция Бартым, деревня Бартым в Караидельском районе Башкирии". Есть две точки зрения на происхождение этого топонима: "Бартым" - личное тюркское имя, которое переводится: а) пришел; б) родился наследник; кроме того, "бэрдэ" с татарского - пескарь, с башкирского - хариус, действительно в реках с таким названием водятся эти пресноводные рыбы. Впервые данные об этом поселении датируются 60-ми годами 19-го столетия, когда здесь было 55 дворов, в которых проживало мужчин - 153, женщин -176. При подворной переписи 1888-91годов записано: "Верхний Бардым Манчажской волости, на речке Бартым, от волости и Манчажского базара 12 верст, Красноуфимска - 40, врача -16, 1 земская школа, хлебный магазин, ближайшая деревня Головино в 2,5 верстах, вода из речки и 16 колодцев". Тогда же зафиксировано: "домов - 79, мужчин 229, женщин 213, всего 442, земли на одного работника 34,2 десятины, лошадей 265, коров 589, на один двор живности 7,4". При первой советской переписи 1926-го картина такова: в 99 хозяйствах проживает 541 житель, мужчин 237, женщин 304. Каким-то чудом сохранилось здание земской школы, открытое в 1886 году. Редкие старожилы помнят, что в 1946-ом здесь был П.П. Бажов.

Бардым Нижний известен с 1789 года. Жители этих Бардымов поселились на условиях аренды на землях башкир азигуловских и биткинских. Где-то в середине XIXвека здесь было дворов 73, мужчин 217, женщин 249. Наряду с кунгурскими марийцами здесь жили тептяри, марийцы с Бирской стороны, которые были поселены по правительственному указу, поэтому в документах подворной переписи (1888-91 годов записано: "Нижний Бардым - часть Азигуловской волости, часть Манчажской, на речке Бардым, от Манчажа и Азигулово - 7 верст, Красноуфимска - 35, врача - 20, школы 4, ближайшая деревня Головиной - 1 верста, 1 мельница, 1 кузня, вода из речки". Тогда было "95 дворов с населением 527 жителей, мужчин - 244, женщин - 283, земли на 1 работника 29,6 десятин, лошадей 308, коров 275, на 1 двор - 6,2". При переписи 1926 года в составе Симинчинского сельского Совета: 112 дворов и 617 жителей, мужчин - 272, женщин - 345. В довоенное время в числе первых здесь была открыта национальная 7-летняя школа, котораястала преемницей земской с 1910 года.

Подробнее: Вот моя деревня

"И дым Отечества нам сладок и приятен... "

А.С. Пушкин

И в этот год есть юбилейные даты деревень и сел юго-запада области, которые расположены в географическом Предуралье, а точнее, на просторах обширного Уфимского плато.

Бардым Верхний. Он основан "благодаря" карательной экспедиции капитана Карла Бранта летом 1775 года, когда шло повальное усмирение повстанцев, поддержавших Пугачева, в частности, отрядов Салавата Юлаева и Кенсафара Усоева, участвующих во взятии Красноуфимской крепости годом ранее. Марийское поселение Манчаж, известное с 1652 года, было дотла сожжено, а остатки жителей рассеялись и в 1784 году обосновались на речке Бардым. В сборнике "Артинский район" есть анекдотическое суждение об этом топониме, на самом деле "Бардым есть Бардымский хребет, две деревни, Бардым Верхний и Нижний, село Барда и Бардымский район в Пермском крае, там же река Бардым и село в Березовском районе и деревня Верхний Бартым в Октябрьском районе, а также ж.д. станция Бартым, деревня Бартым в Караидельском районе Башкирии". Есть две точки зрения на происхождение этого топонима: "Бартым" - личное тюркское имя, которое переводится: а) пришел; б) родился наследник; кроме того, "бэрдэ" с татарского - пескарь, с башкирского - хариус, действительно в реках с таким названием водятся эти пресноводные рыбы. Впервые данные об этом поселении датируются 60-ми годами 19-го столетия, когда здесь было 55 дворов, в которых проживало мужчин - 153, женщин -176. При подворной переписи 1888-91годов записано: "Верхний Бардым Манчажской волости, на речке Бартым, от волости и Манчажского базара 12 верст, Красноуфимска - 40, врача -16, 1 земская школа, хлебный магазин, ближайшая деревня Головино в 2,5 верстах, вода из речки и 16 колодцев". Тогда же зафиксировано: "домов - 79, мужчин 229, женщин 213, всего 442, земли на одного работника 34,2 десятины, лошадей 265, коров 589, на один двор живности 7,4". При первой советской переписи 1926-го картина такова: в 99 хозяйствах проживает 541 житель, мужчин 237, женщин 304. Каким-то чудом сохранилось здание земской школы, открытое в 1886 году. Редкие старожилы помнят, что в 1946-ом здесь был П.П. Бажов.

Бардым Нижний известен с 1789 года. Жители этих Бардымов поселились на условиях аренды на землях башкир азигуловских и биткинских. Где-то в середине XIXвека здесь было дворов 73, мужчин 217, женщин 249. Наряду с кунгурскими марийцами здесь жили тептяри, марийцы с Бирской стороны, которые были поселены по правительственному указу, поэтому в документах подворной переписи (1888-91 годов записано: "Нижний Бардым - часть Азигуловской волости, часть Манчажской, на речке Бардым, от Манчажа и Азигулово - 7 верст, Красноуфимска - 35, врача - 20, школы 4, ближайшая деревня Головиной - 1 верста, 1 мельница, 1 кузня, вода из речки". Тогда было "95 дворов с населением 527 жителей, мужчин - 244, женщин - 283, земли на 1 работника 29,6 десятин, лошадей 308, коров 275, на 1 двор - 6,2". При переписи 1926 года в составе Симинчинского сельского Совета: 112 дворов и 617 жителей, мужчин - 272, женщин - 345. В довоенное время в числе первых здесь была открыта национальная 7-летняя школа, котораястала преемницей земской с 1910 года.

Подробнее: Вот моя деревня

Для Среднего Урала, где в имперском ведении были государственные крестьяне и работные люди горнозаводских поселений, не было характерно крепостничество. Тем более неиссякаемый интерес представляет родовое имение Голубцовых. Первым владельцем его был Александр Федорович Голубцов. Купчая ведомость была составлена 12.12.1780 года, интересен такой факт: в сделке участвовали 166 башкир из деревень Рахмангулово, Уразаевой и Сабанаковой, они уступили по указу царя Алексея Михайловича от 1635 года принадлежащие им угодия надворному советнику и воеводе Пермской провинции. В документе зафиксированы и границы проданного участка: межа проходила "под Титешною горою по речке Зюрзяге по правую сторону на полдень на вершину состоящего лога, кой именуется Красным Яром и Пичменем, а с сего на таловой куст, а с того куста на гору, называемую Перевестную, а с нее на мыс, а с него на отделившую малую гору, которой выпал ключ, а от онаго на Турышинскую межу, а от оной на средину горы, именуемой Алты Сомлык, с коей к деревне Читлыковой чрез поперешной Кустоватой лог, а с него на яму, и доходя дороги с полверсты, а оттоль к западной стороне по уклону на вершину речки Зюрзяги, а оттоль на вершину речки Чатлыка, а от оной вершины к горе на болотный куст, в котором стоит большая осина и 5 талин, смежно с тюрешевцами на 3 болотные кусты, из которых посредине одного стоит большая сосна, а от ной на состоящую межу к крепостям Ачитской идти к востошной стороне к Красноуфимской на полдни и оставшую по указу межу на речку Зюрзяги вниз до старогого Черемисского жилища и по лежащей от Красноуфимска к Ачитской крепости по левую сторону столбовой дороге и Сосновый мыс". Башкирам заплатили 500 рублей. Согласно воспоминаниям старожилов, записанным в 1880-е гг. В.В. Голубцовым, сделка эта завершилась "продолжительным пированием башкир за счет А.Ф. Голубцова...". При этом было"... заколото несколько лошадей и выпивалось неимоверное количество кумысу и пиву... впрочем и водку, которую, несмотря на запрещение Корана, всегда особенно выговаривали, требовали башкиры". Занимаясь размежеванием границ Пермской провинции, Александр Федорович присоединил эти земли к Красноуфимскому уезду будущей Пермской губернии. В недавние времена так называемые "знатоки" верили такой байке, что, мол, помещик выиграл их в карты. На самом деле у Голубцова были поместья в Симбирской, Костромской губерниях. В 1781 году из Симбирских владений, села Подовка и деревни Мордовка, были привезены первые новоселы, которые "плакали и сетовали, что им приходится переезжать на новое место, но изобилие лесов, лугов, черноземной почвы и попечение Александра Федоровича сделало скоро из них едва ли не самых зажиточных людей в округе".

"Жили мы неплохо, после отмены крепостного права жить стало все лучше и лучше, все сыты, одеты, только пьяницы, которые ничего не делали, жили плохо, ничего не имели. Приезжали крестьяне соседних деревень на лошадях, лошади сыты, крестьянские деревенские тетки все в шелковых платках, платьях. Творог и простоквашу не ели, сливки, сметаны много, масло уже опротивело". Первый владелец не ограничивался первым приобретением. Еще находясь на службе, А.Ф. Голубцов продолжал заниматься вопросами расширения границ своей пермской вотчины. Так, 1 июля 1790 г. башкиры (273 человека) Кущинской волости продали ему через управляющего И. Р. Жмаева граничащий с селом Александровским участок земли (с 1747 г. земля находилась в тридцатилетней аренде Ивана Песьякова). Межа нового участка проходила по следующим урочищам: "От Уфы-реки по правую сторону в гору от Красноуфимской крепости пять верст межи до Кунгурского уезда турышинских и сылвинских татар, до межи по делительным кряжам до деревни Каршей, по оврагу ниже деревни Ялыму, стоящею над рекою Утою, а от Ялыму вниз до устья по той же речке Уту, коя впала в реку Бисерть, а по реке Бисерть вниз до деревни Татарских Гайнов, а от той деревни Гайнов впрямь через гору по речке Ачит, поверх пруда Шиловской мельницы, а от того пруда через речку Ачит по оврагу вверх до вершины того оврага, от вершины того оврага впрямь же на другой овраг вниз до дороги, проезжающей с Шиловской мельницы в черемисскую деревню Чувашских, до деревни ехать по левую сторону по оврагу подле бору на устье речки Бисерть и вниз по Уфе-реке до Красноуфимской межи".

Подробнее: Голубцовские были

Автор не претендует на глобальное освещение этого вопроса, а приведет те факты, которыми располагает.

Еще при первом Романове, Михаиле Федоровиче, в Предуралье, в Сылвинской стороне, появились угро-финны Поволжья - марийцы, которые на начальном этапе русской колонизации обратились с жалобами на начавшиеся притеснения: «Предки, отцы наши... в прошлых 1623 и 1624 по указу государя... пожалованы были и нам доставшееся вотчинною землею, лесами ниже Перми Великой по реке Сылве по обе стороны Сылвы реки 40 верст со всеми угодьями...» В ответ на антирусские восстания в отношении марийцев был принят ряд мер, которые были закреплены неоднократными указами от 1633, 1645, 1697 гг.: был запрещен кузнечный промысел: «не делали бы топоров, и косы, ножи, серпы... покупали бы на торгу», запрещалось в большом количестве являться в русские поселения, ночевать в них, завязывать отношения с русскими.

Земли, которые осваивали марийцы в XVI-XVI1 вв., были свободными. В очерке от 1887-го года читаем: «Они, как истинные земледельцы, выбирали прекрасные и удобные для поселения и хлебопашества места - равнины и низменности около реки Уфы и притоков. Замечательно то, что они сумели определить при начале поселения плодородный грунт земли. Как видно, они были старинными оседлыми жителями и трудолюбивыми земледельцами».

При царе Федоре Иоанновиче каким-то образом стало известно об инородном населении нашего края, и было около 1689 года найдено компромиссное решение - не трогать нерусское население, которому было предписано жить по прежнему месту жительства, это касалось башкир и татар, марийцев и удмуртов, редких поселений мордвы и чувашей. Одним из башкирских племен было племя «сызгы»: вотчинники этого племени имели обширные земли, которые находились в вотчинном пользовании по указу Алексея Михайловича от 1652-го года, который неоднократно подтверждался повторными указами в 1654, 1674, 1696, 1698 и 1745-м годах. Вот фрагменты текста: «В жалованной 7203 года (1695 г.)... сентября грамоты от великих государей Иоанна и Петра Алексеевичей... -жалованные вотчины за нами в Уфимском уезде леса, рыбные ловли, бобровые гоны и звериные ловли... исстари пращуры и прадеды и отцы их владели по своим урочищам и тамгам... по чему платят в нашу великих государей казну кунишной и лисий ясак и медвяной оброк, а в недавних угодьях поселись пришлые русские люди и татара, и чуваша... пашни распахали и сено косят, лес много рубят».

При 5-й ревизии в 1795 г. было записано: «Настоящие владельцы Сызгинской волости башкирцы, а не татары, черемисы и вотяки, так как пожалована она им по грамоте великих государей в 1697 году» (ГАПО, ф.297, оп.2.9.592, л. 1-1 об.) (Как видим, кроме даты 1652-го есть и иные указанная). В межевом манифесте от 1765 года насчет небашкирского, пришлого, населения, живущего на условиях арендования земли и выполнения ясашных, подвозных и других обязанностей, это обстоятельство было повторно подтверждено: «Означенным татар, черемиса и вотяки должны остаться покойно в тех пределах, в коих застал Высочайший 1765 года манифеста межевой».

Подробнее: Предуралье в жизни деятельности царей и императоров

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

перед эти кодом