Материалы краеведа В. Д. Ганькина

ruenfrdeelitptsres

Жестокий закон для народа создали —
Настроили тюрем, кругом лагеря
И тысячи тысяч этапами гнали
Туда, где в безмолвии стынет земля.

Относительно недавно вышли в свет два первых тома сборника «Жертвы политических репрессий», которые проводились органами ГПУ-ОГПУ-НКВД-МГБ с 1926 года до начала 50-х гг. Всего за этот период по Свердловской области было репрессировано 59308 человек, среди них и фамилии жителей тех районов, жители которых читают газету «Городок». Авторы этого издания считают своей целью - «вернуть жертвам политических репрессий доброе имя, поименно назвать всех безвинно замученных и прошедших сквозь ад тюрем и лагерей, и сказать о каждом из них: «Этот человек не виновен».

Абрамов Павел Васильевич, 1898 г.р., из д. Подгорной Красноуфимского р-на, колхоз «Вперед», бригадир, арес­тован 6.08.1937 г., осужден 27.09, рас­стрелян 1.10.1937 г.

Абросимов Александр Иванович, 1899 г.р., из с. В. Тисы Ачитскогор-на, колхоз «Свобода», кузнец, арестован 7.08.1937 г., осужден 10.10, расстрелян 14.10.1937 г. (далее первая дата - арест, вторая - осуждение, третья - мера на­казания).

Абросимов Матвей Михайлович, 1891 г.р., из с. Ут Ачиткого р-на, рабо­тал в д. Подгорной Красноуфимского р-на в райлесхозе лесником, 6.08.1937 г., 3.10, 10 лет исправительно-трудово­го лагеря (ИТЛ).

Абросимов Павел Ефимович, 1904 г.р., из д. В. Тисы Ачитского р-на, колхоз «Свобода», бригадир, 7.08.1937 г., 10.10, 10 лет ИТЛ.

Абросимов Павел Михайлович, 1906 г.р., из д. В. Тисы, колхоз «Свобода», тракторист, 7.08.1937 г., 10.10, 10 лет ИТЛ.

Абросимова Александра Ивановна, 1871 г.р., из с. В. Тисы, рабочая колхоза «Свобода», 20.10.1937 г.,2.11, 10 лет ИТЛ.

Аверин Василий Михайлович, 1904 г.р., из п. В. Серги, работал в паровоз­ном депо ст. Красноуфимск машинис­том, 16.03.1938 г., 14.10, 26.10.38 г.

Авхадеев Вахидулла, 1897 г.р., из д. Бугалыш Красноуфимского р-на, без определенных занятий, 8.05.1935 г., 31.03.1936г., 5 лет ИТЛ.

Авцын Анатолий Алексеевич, 1899 г.р., из д. Ельтма Рязанской обл., ма­шинист ст. Красноуфимск, 30.12.1936 г., 11.04.1937 г., 8 лет ИТЛ.

Агапов Никифор Григорьевич, 1902 г.р., изд. Н. Сарана Красноуфимского р-на, плотник стройартели, 6.08.1937 г., 21.08, 31.08.

Агапов Николай Федорович, 1909 г.р., бухгалтер Нижнесергинского завода, 15.12.1935 г., 9.03.1936 г., 4 года ИТЛ.

Азанов Илларион Иванович, 1895 г.р., из д. Корзуновка Ачитского р-на, кол­хоз «Коминтерн», 27.04.1937 г., 15.10, 10 лет ИТЛ.

Подробнее: Жертвы произвола

Тому, земляки мои, в июле месяце будет ровно 60 лет, другими словами, в войну это было - в 42-ом.

Война та осиротила не один десяток семей ко второму году фашистского нашествия. И вот настал черед новой мобилизации для колхозных лошадей. Колхоз наш «Красный Партизан» славился своей тяговой силой. Полагаю я по прошествии стольких лет, что таковыми они были и в те времена, когда наши предки подались на неспокойные (башкирские) земли из пределов обширной Пермской губернии, а то переселение случилось аж в 1790 году.

Так вот, славились наши кони - и выездные были хороши, и «рабочие» были справные; правда, ардынов не было, - к чему они, если наши исконные были на загляденье.

Сам понимаешь, техника в деревнях появилась в первые годы коллективизации, да и та была наперечет, так что, и спорить не надо, лошадки после отцов-матерей были по почету и уважению чуть ли не на втором месте. И было за что: ведь ни одно мероприятие без них не обходилось - всякие лесные, покосные дела, свадьбы, поездки на «ярманки» (так говаривали тогда), базары, и в последний путь отвезут опять же на смиренной лошадке на ближайший косогор.

А сбруя какая была?! Тогда еще не были промотаны да истасканы изъятые из частных подворий кошевки, дуги расписные, уздечки и хомуты с медными украшениями, колокольчики и бубены звончатые.

Как только пошла в рост майская трава, мобилизованных лошадей раздали по домам, чтоб, дескать, откормить: ведь выдумали - при военной голодухе, колхозной нищете, сиротстве и безотцовщине - такую нагрузку. Куда денешься, поправили, как могли, наших кровных лошадушек. А было их из нескольких колхозов 170 штук! Да каких! Имена-то были ласковые - Маша и Глаша, Снежинка и Бориска.

Был у председателя колхоза довоенного времени Ивана Ивановича Чебыкина выездной жеребец Буран. Так он засветло, когда и вторая его «половина» затапливала русскую печь, выезжал в Красноуфимск и через шесть часов был дома, к тому же давал в городе для рысака час передышки. Такие вот разминки в 150 км делал ради того, чтобы отведать пирога из свежей рыбы.

Помните, у одного классика «Чудо-тройку» - так у Толи Меньшикова была такая тройка лошадей - Мурай, Павлин, Услуга - были на свадьбах, старинных праздниках, Николу зимнего, Масленицу со звучными колокольчиками, перезвончатыми бубенцами, лихим ямщиком: она, эта тройка, была как со сказочной картины.

Подробнее: Реквием

Старообрядчество возникло в результате раскола в рус­ском православии и отказа принять церковные реформы, проведенные патриархом Никоном (в миру Никита Минов, 1605-1681 г.г.) во второй половине 17-го века (1654 г.). Суть этих разногласий сводилась главным образом к обрядовой стороне: все многочисленные старообрядческие течения при­знают единственно правильными следующие моменты:

1. богослужение только по старопечатным книгам;

2. поклонение только иконам «старого письма»;

3. признание только8-конечного креста;

4. сохранение 2-перстного крестного знамения;

5. служение на 7-ми просфорах;

6. хождение вокруг аналоя и церкви «посолонь» (по солнцу);

7. сугубую, т.е. 2-кратную аллилую;

8. написание «Исус».

Причиной дальнейшего дробления старообрядчества было - «склонность народной массы к расколу была об­ратно пропорциональна ее вере в возможность успехом собствен­ными силами победить царящее зло, и что, таким образом, раскол с особенным успехом распрост­ранялся после выпавших на ее долю крупных поражений» (Г.В.Плеханов).

Старообрядчество делится на по­повщину и беспоповщину, после­дняя делится на 4 толка:

1. беглопоповский (с конца 17-го века);

2. поморский (с 1965 г.);

3. спасовский (с конца 17-го века в керженских лесах);

4. филипповский (из поморского толка в 1737 году).

Подробнее: Кто они - местные старообрядцы

Акулова - есть такой микрорайон в г. Перми, когда-то пригородная де­ревня.

Атер - река в Октябрьском районе Пермского края, левый приток реки Тюй: от «за + ахт», «ах + тур» - с манси - старица - озеро, образованное протокой: возможно, от тюркского «ат + ер» - лоша­диное место, эта река очень известковая.

Балаши - в Суксунском районе при двух озёрах есть такая деревня, сла­вилась местной глиной, из котором де­лались всевозможные изделия, в том числе и игрушки: можно предполо­жить, что этот топоним как-то связан с городами Балашов и Балашиха: извес­тна фамилия Балашов, таковых очень много в селе Пристань.

Бобровка Верхняя - название дерев­ни близ озера на месте древнего кар­стового провала в Красноуфимском районе; такие топонимы встречаются в Вятской и Пермской стороне: в местах бобровых поселений поселились новожилы, возможно, название поселения превратилось в фамилию.

Булгары - «Камушек» на северной стороне Красно-Уфимской крепос­ти; он был естественным ориентиром границы между Волжской Булгарией и угорскими владениями, а после - меж­ду Казанским и Сибирским ханствами, а затем между двумя губерниями - Ка­занским и Сибирским.

Бутка - есть село Бутка в Талииком районе; основана в 1676 году как Буткинская слобода на реке Бутка, берущей начало из одноимённого озера. По А.К.Матвееву название «Бутка» тюркского происхождения и связано с татаро-башкирским «бутка» - каша, ко­торое имеет и вторичное, переносное, значение - беспорядок, неразбериха. Название это явно дано за болотистый характер местности, особенно в сторо­ну Буткинского озера. В русских гово­рах на реке Тавда (Тюменской области) слово «ботка» - озёрная грязь, болот­ная каша. Красноуфимская Бутка - это остаток древнего русла Уфы, здесь она протекала около 4-5 тысяч лет назад. Когда-то рыбное угодье гарнизона Красно-Уфимской крепости: «буткать» - гнать рыбу в сети ботами.

Горевка - правильно Гаревка, было такое поселение с таким названием, основанное в 1816 году старообрядцами-беспоновцами («дырники»); в вятских, пермских землях есть Гаревки. Гари, в том числе северный райцентр в Сверд­ловской области - это память о массовых самосожжениях ревнителей старой веры при Петре, Анне Иоанновне.

Подробнее: Топонимы нашего края

Контуган - есть деревня и железнодорожная станция с таким названием в Нижнеиргинском районе. «Конту­ган» - с тюрского - день рождения; название или от лич­ного имени или так совпало, что земли даны в вотчин­ные владения местным башкирам в день рождения гла­вы рода.

Чешмагуль - приток Бугалышки, истоки ее в урочище Каман; «Чешме» - от тюрского - «ручей, родник», т.е. «ручей с озера».

Шадейка - одна из улиц с. Свердловское (Могильниково) основана переселенцами из деревни Шадейка в Кунгурском районе, «шади» с башкирского «речка».

Шатлама - буквально «клубничное место»

Шартава - речка, протекающая через Живодерково (Калиновку) и когда-то впадающая в Уфу в районе села Кры­лово. Шартара - «быстрое течение», «ва» - «вода», воз­можно, здесь случай смешения тюрского и угро-финского «речка с быстрым течением».

Эшмет курык (гора Эшмета) - господствующая высо­та в треугольнике населенных пунктов: Усть-Кишерть - Малые Карзи - Свердловское. Русские называют Иванайковская гора; наверняка когда-то было вотчинной землей башкира по имени Эшмет; литературно – Эхмет - «знаменитый, известный, доб­лестный».

Юртовская гора - микро­район в железнодорожном поселке с возвышенностью с таким названи­ем; вероятно, было местом постоянного обитания в пастбищный пе­риод башкирского рода, а также местом пережидания летней непогоды, долгого разлива Уфы, возможно, и осады во время междоусобных или межплеменных стол­кновений.

Евалак - исчезающая деревня в Артинском районе у истока реки Карзя (Большая); правильно - Ябалак - с тюрского - счастье, удачу приносит, как птица; возмож­но, названо по урочищу, принадлежащего башкиру - вотчиннику с таким именем.

В. Ганькин

Ганькин В. Анатомия географических названий : [Топонимика Урала]/ В. Ганькин // Городок. - Красноуфимск, 2003. - N 31. - С. 6.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube