Материалы краеведа В. Д. Ганькина

ruenfrdeelitptsres

В фамилиях башкир и татар можно выбелить имена арабские, исконно тюркские, кальки (переводы) с apaбскuxи других имен, образованные из обычных тюркских слов и их заимствований, а именно: 1. oт названий местности, народов, например, Каримов,  2. от титула с составляющими «хан» и «бек», например. Султа­нов, Ахметханов; 3. от имени собственного, например, Мамаев, 4. от животных, например, Ахтаров; 5. от названий одежды, обуви, воинского снаряжения, например, Кабулков, 6. от назва­ний знаков Зодиака, например, с основой «нур», 7 от названия месяца, например, Сафаров; 8. от прозвища, например, Гарипов

Перейти на:

А Б В Г Д Е Ж З И К
Л М Н О П Р С Т У Ф
Х Ц Ч Ш Ю Я        

Абашев - «абаш» - так гово­рят о старшем брате, дяде.

Абдулов (Абдулхаков, Габдулхаков) - в основе фамилии имя второго сына пророка Моххамеда - Абдаллах, Абдул, с арабского «слуга, раб»; заимствовано с арабского после при­нятия башкирскими племенами и потомками волжских булгар (казанских татар, чувашей) ис­лама при хане Узбеке в 1313-26 гг., отсюда фамилии Авдулов, Абдулов, Абдулин и т.п.

Абсолямов - «абсесалам» буквально «примерный слу­шатель, не имеющий отца»: скорее всего, об учащемся медоесе.

Абубакиров - от имени одно­го из халифов пророка, бук­вально «чистопородный бык (правитель)».

Абызов - «абыз» буквально «родоначальник».

Адыев - возможно, от слова «адей», с древнетюркского «птичка, пташка».

Азинбаев - правильно Азимбаев - от «газим» - 1. «богатырь»; 2. «дальновидец, прозорливый»;  З. «содержатель дорог».

Азмеев - то же, что и «газим», с рабского «смелый, от­важный».

Айсин - заимствовано с ту­рецкого, персидского, так на­зываемая «безотцовская» фа­милия, в переводе «лунногрудая».

Алеулин - «халиулла» - «дра­гоценный камень».

Подробнее: Тюркские фамилии

Село Нижнеиргинское относится к старейшим поселениям Красноуфимского района: 20 ноября 2000 года исполнилось 270 лет со дня запуска завода, который имел название – Иргинский, Осокино, Шуртан. Место же под завод было выбрано на реке Иргине, притоке Сылвы, рядом с рудной горой Красный Яр. Завод возник в результате тяжбы между двумя компаниями: с одной стороны – компанейщики Клим Лекин, Авдей Рязанцев, Иван Кадмин (купцы из Москвы и Калуги), с другой стороны – посадские люди из города Балахны Нижегородской губернии, двоюродные братья Петр и Гавриил Осокины. Преимущество было отдано Осокиным. Иргинский завод специализировался, помимо выплавки чугуна, на производстве меди. Первая медь была выдана в декабре 1728 года.

Интересно, а откуда были первые «работные» люди Иргинского завода? Это обстоятельство раскрылось благодаря жалобе кунгурского воеводы, который указал на беспокойный характер заводчан: «В Суксунский и Иргинский заводы приходят пришлые люди …, а какие они уроженцы, того не ведают, а приказчики о том виду не дают. А пришлые, приходя от оных заводов, чинят Кунгурского уезда крестьянам бои … А поймать их не могу, что ходят многолюдством, и, учиняя бои, уходят на заводы».

Кроме того, с Суксунского завода (Акинфия Никитича Демидова) были первые мастеровые завода: некто подрядчик Логинов обучал медному делу Семена Зылева и Ивана Смирнова, а те обучали девять подмастерьев-подростков. Эти одиннадцать человек и составили штат котельной Иргинского завода.

По происхождению оказалось, что кроме Зылева, остальные десять человек были из Нижегородской губернии, в частности, указывается следующий адрес: мастер Смирнов – раскольник из деревни Малиновка, вотчины местного архиерея, семеро подмастерьев – выходцы из раскольничьих сел Колосово и Козино, принадлежащих Троице-Сергиеву монастырю, то есть все перечисленные люди относились к монастырским крестьянам.(в атласе автодорог близ Нижнего Новгорода есть населенные пункты Большие и Малые Козине).

Известно, что Урал стал одним из центров старообрядчества. Родители указанных «работных» людей бежали на Каменный Пояс в 1728-1730 гг. вместе с тысячами своих единоверцев. А первым из них оказался на Иргинском заводе беглый крестьянин того же села Колосово Родион Федорович Набатов. Он не только по «раскольничьей почте» проторил дорогу своим землякам на уральский завод, но и, работая приказчиком завода (высокая по тем временам должность), скрывал, сколько мог, происхождение пришлого населения. Все открылось в середине 70-х годов, когда проводились заводские переписи: к изумлению горнозаводского начальства почти все население Иргинского завода состояло из беглых раскольников, по большей части из Нижегородской губернии, а, точнее, из Керженской волости. Название этой волости стало нарицательным для старообрядцев Урала: их в восемнадцатом веке называли «керженцами», а в девятнадцатом – «кержаками».

Валерий Ганькин

// Городок. - 2004.- N 18. - С. 14.

Деньга попа купит и бога обманет

Базар цену скажет

Пословицы

От заработков перейдем к ценам. Любознательному читателю необходимо учесть, что в зависимости от благополучного положения на рынке, расстояния от главных инфраструктур (железных дорог, главных трактов, судоходных рек), удаленности от крупных торговых центров, от погодных факторов, цены на рынке не были четко фиксированными. В данном материале приводятся средние цены.

Крупные промышленные центры

Петербург: 1 кг первосортного мяса - 58 копеек, фунт (409 г) - 3 копейки, 10 яиц - 30 копеек, 1 кг сливочного масла - 1 рубль 3 копейки, 1 кг сахара - 32 копейки.

Москва: 1 кг телятины - 70 копеек, 1 кг сливочного масла - чуть больше рубля, 1 кг сахарного песка - 30 копеек, 1 литр бензина - 40 копеек, папиросы «Царские», «Шик» - по 1 копейке за штуку; меховая шапка - от 3 до 5 рублей; бутылка «Рябиновки Нежинской» - 1 рубль; белое столовое вино - 35 копеек; шампанское - от 1,5 до 3,5 рублей; бутылка хорошей водки «Монополь» - 80 копеек; одеколон - 55 копеек за фунт.

Красноуфимск и уезд

  • сельхозинвентарь: плуг 15 рублей; молотильная машина - 130 рублей; сепаратор - 65 рублей; топор - 15 копеек; грабли - 10 копеек; лопата деревянная - 18 копеек.
  • предметы быта: стул - 33 копейки; графин - 42 копейки; карандаш - 2 штуки за 15 копеек; ножницы - 55 копеек; стекло - 75 копеек; рубаха мужская и женская - 1 рубль; кофта - 75 копеек; скатерть - 40 копеек; чулки -28 копеек; наволочка - 40 копеек; одеяло - 4 рубля; башмак - 1 рубль; одна пара калош - 1,5 рублей.
  • продукты питания: пуд пшеницы - 1 рубль 84 копейки; сена - 35 копеек; вики - 8 рублей; картофеля - 80 копеек; одна бутылка коньяка - 2 рубля; портвейна - 1 рубль 10 копеек; проезд земской почтой - 3 (5) копеек серебром за версту с одной лошади.
  • подписка: журнал «Новая иллюстрация» (еженедельник) - 5 рублей в год; журнал «Нива» (еженедельник) - 7 рублей в год (с доставкой); собрание сочинений И.А. Крылова (4 тома) – 5 рублей; собрание сочинений А.С. Пушкина (8 томов) - 9 рублей; собрание сочинений М.Ю. Лермонтова (4 тома) - 5 рублей; собрание сочинений А.Н. Островского (10 томов) - 21 рубль.

Из архива Е.И. Мартюшева (с. Б. Ключи Суксунского района):

  • ржаная мука (кг) - 4 копенки,
  •  мясо (кг) - 22 копейки,
  • 1 кг сахара - 45 копеек,
  • 1 кг гречи - 10 копеек,
  • 1 кг пшена - 11 копеек,
  • водка - 8 рублей ведро (10 штофов, или 10 бутылок, или 12, 30 литров),
  • ботинки (в зависимости от качества) - от 7 до 10 рублей,
  • мужская сорочка - от 50 копеек до 1 рубля,
  • сапоги - от 10 до 25 рублей,
  • серебряные серьги - 5 копеек.

В. Ганькин

Ганькин В. О ценах:[Цены в Красноуфимском уезде в конце 19-начале 20 века]/ В. Ганькин // Городок. - Красноуфимск, 2002.- N 11. - С. 8.

Любознательному читателю предлагается неполный перечень основных товаров, которыми торговали на ярмарках, торжках и базарах Красноуфимского уезда:

с. Алмаз - мануфактура, галантерея, бакалея, реализация от 1 до 5 тыс. рублей (данные здесь и ниже за 1890 г.);

с. Алтынное - съестные припасы, мануфактура, бакалея, до 2 тыс. рублей за торжок;

с. Азигуловка - хлеб, мануфактура, бакалея, кожевенные и железные изделия;

Артинскш завод- скобяные изделия, мануфактура, галантерея, бакалея, табак, чай, сахар, хлеб, лен, семя, всего в год до 900 тыс., продается до 212 тыс. рублей;

с. Ачшпское - рыба, продукты, колониальные товары, кожевенные изделия, лошади до 400 штук за ярмарку («Сретенскую»), кудель, семена льна, скобяные товары, шапки, сало до 1500 пудов (в «Михайловскую» ярмарку), хлеб, мануфактура, птица, пух;

с. Большеокинское - мануфактура, кожевенные изделия, хлеб, съестные припасы, чай, сахар, крестьянские изделия;

с. Богородское - различные продукты и товары, хлеб от 25 до 50 возов на каждой ярмарке;

с. Златоустовское - мануфактура, галантерея, бакалея, семя, кудель, конопля, пакля;

с. Кленовское - съестные продукты;

Подробнее: Ассортимент товаров

Часто мы слышим «исконный уралец», «коренной красноуфимец» и т.п., хотя знаем, что те же башкиры, татары, русские, марийцы, удмурты живут на юго-западе области каких-то несколько сотен лет. А были ли обитаемы эти земли до прихода этих народов? Были - и этим коренным народом были вогулы, так называли манси в период Российской империи, когда наряду с титульной нацией - великороссами - были народы второго плана, так называемые «инородцы».

На географической карте Урала до сих пор сохранились названия рек, поселений с таким названием «Вогулка»: из энциклопедии Ефрона-Брокгауза «Вогулка» - несколько речек в Красноуфимском уезде, левый приток реки Сылвы; в Чердынском уезде - левый приток реки Еловки; в Екатеринбургском уезде на даче Верхне-Тагильского завода; в Верхотурском уезде - стекает с вершин Денежкиного камня.

Манси (вогулы) - народ угро-финской группы языков, они по языку близки с хантами (остяками) и венграми. Ни один народ не приобрел такой известности в науке, вследствие их близкого родства с венграми. Когда-то в древности они заселяли территорию на Север от реки Яик (Урал), позже были вытеснены воинственными кочевыми племенами.

О вогулах писал еще Нестор в «Повести временных лет»: «Югра-народ, говорящий непонятно, и живет в соседстве с самоядью в северных странах». Югрой тогда называли предков манси (вогулов), а самоядью - ненцев.

Второе упоминание в письменных источниках о манси относится к 1396 году, когда в Пермь Великую стали совершать военные походы новгородцы.

Русская экспансия встретила активное сопротивление: в 1465 году вогульские князья Асыка с сыном Юмшаном совершили поход на берега Вычегды; в том же году была организована царем Иваном IIIкарательная экспедиция Устюжанина Василия Скрябы; в 1483 году такие же разорения пришли с полками воевод Федора Курского - Черного и Салтыка Травина; в 1499 году под началом Семена Курбского, Петра Ушакова, Василия Заболоцкого-Бражника. В 1581 году вогулы напали на строгановские города, а в 1582 году подступили под Чердынь; активные очаги сопротивления были подавлены в 17 веке.

Параллельно шла христианизация вогулов; они были впервые крещены в 1714 году, повторно - в 1732 году, позже - даже в 1751 году.

Со времен «усмирения» коренных жителей Урала - манси они были приведены в ясашное состояние и подчинялись Кабинету Его Императорского Величества: «уплачивали в казну один ясак лисицами (2 штуки), взамен чего им разрешалось пользоваться пахотными и сенокосными угодиями, а также лесом, они охотились уже без особой на то платы в казну; освобождены от рекрутской повинности».

Подробнее: Коренные жители нашего края

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube