Материалы краеведа В. Д. Ганькина

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Близится 100-летняя дата начала строительства железнодорожной линии Казань-Екатеринбург, начало сооружения которой было на всех восьми участках в конце мая - начале июня 1914 года.

Сама идея соединения Казани и Екатеринбурга имела стратегическое значение: во-первых, эта линия по сравнению с уже действующими - Пермь-Кунгур-Екатеринбург и Сызрань-Челябинск-Владивосток - была короче на 160 верст; во-вторых, эта линия имела тупиковую ветку Агрыз - Ижевский и Боткинский заводы, которые выполняли военные заказы.

Известно, что первым проект этой линии предложил Евгений Васильевич Богданович в 1868 году, будучи в чине полковника МВД, в конце жизни полный генерал русской армии.

1914 год - год начала Первой мировой войны. С ее началом многие из инженеров этой стройки, штатные и сезонные рабочие были мобилизованы. Для восполнения штата с 1915 года на всем протяжении этой линии появились лагеря военнопленных, это были и немцы, и австрийцы, и венгры. На 27 мая 1917 года на шестом и седьмом (Красноуфимских) участках их было 1127 человек, конвой составлял 32 солдата. Эти военнопленные были заняты на строительстве тоннелей и виадуков на участке Черная Речка - Красноуфимск.

С началом антисоветских мятежей на территории Красноуфимского уезда им в приказном порядке было предложено уехать на свою родину. Многие из них вступили в интернациональные отряды Красной Армии, кое-кто обрел здесь вторую родину.

В годы гражданской войны вся магистраль оказалась в зоне боевых действий. Хотя она не была достроена, но активно использовалась и красными, и белыми. Не все знают, что правительство Колчака выделило 15 млн рублей на продолжение строительства. 14 марта 1919 года при власти белых со стороны Дружинине пришел первый пассажирский поезд. Им удалось обустроить дорогу до станции Чад. Военные эшелоны эксплуатировали линию: так, в январе 1919-го на станции Щучье Озеро были захвачены бронепоезд, 8 паровозов и 140 вагонов: со стороны красных в марте того же года диверсионные отряды белых сожгли несколько деревянных мостов, отрезали путь, и были оставлены вагоны полевого штаба и бронепоезд "Свободная Россия".

Подробнее: Боевые страницы железнодорожного узла

Многим известна станция Дружинино, где пересекаются две железнодорожные магистрали: Москва-Казань-Екатеринбург и Лысьва-Бердяуш. Речь пойдет о последней линии. Ей 29 октября исполнилось 95 лет. Она со времен постройки остается однопутной, на тепловозной тяге, но это не уменьшает интереса к ней. Здесь сохранились неизменными многие первоначальные сооружения. Эта линия одна - единственная соединяет север и юг Урала, началу строительства которой близится 100 лет. Так называемая Западно-Уральская железная дорога была третьей на Урале, после Горнозаводской (Екатеринбург-Нижний Тагил-Пермь) и Северной (Пермь-Кунгур-Екатеринбург). Эта линия была задумана как казенная (государственная): до 1917 года сеть железных дорог состояла из 24-х государственных и 13-ти частных. Идея создания линии, соединяющей горнозаводской север Пермской губернии с Транссибирской магистралью (Челябинск-Харбин-Владивосток), возникла на рубеже веков. Ее предложил владелец Ново-Усольских промыслов князь С.М. Голицын. В 1900 году были проведены изыскательские работы на всем протяжении трассы. Среди инициаторов приводятся фамилии: барон Д.Г. Гинцбург, В.Г. Дружинин, В. В. Желватых. Более 10 лет ушло на пробивание этого вопроса. Собственных кредиторов не нашлось. Поддержку оказала группа французских банков по курсу 94% через Сибирский банк. Были решены организационные вопросы. 20 июня был утвержден Устав общества Западно-Уральской железной дороги, организовано правление общества с центром в Санкт-Петербурге, председатель С.А. Штольцман (вообще, состав инженерно-технических служащих изобилует немецкими фамилиями). Создан строительный участок с центром в Екатеринбурге (руководитель изысканий и строительства - главный инженер путей сообщения Э.Ф. фон Клевезаль, заместитель А.В. Молчанов, производитель работ A.M. Сидоренко). Специально для обустройства этой линии был построен в 1883 году Чусовской завод, на котором первоначально выпускались рельсы, после - железнодорожные мосты, фермы, которые до начала строительства ЗУЖД пошли на обустройство Северо-Восточно-Уральской, Тюмено-Омской и даже Средне-Амурской железных дорог.

Линия Лысьва-Бердяуш протяженностью 455 верст (1 верста равна 1066,8 м) проходила через Пермский, Кунгурский и Екатеринбургский уезды Пермской губернии и Златоустовский уезд Уфимской губернии. Магистраль была разбита на 6 участков по 70-80 верст, а участки были разбиты на дистанции длиной 3-4 версты. В техническом отношении трасса была очень сложной: предстояло соорудить 549 искусственных сооружений, виадуков, мостов, один тоннель близ станции Кын длиной 75 саженей, 340 каменных труб - это 62% от всего количества искусственных сооружений; последних на одну версту приходилось 1,2. Было вынуто 1925 кубических саженей земли, горных пород, или 250 кубосаженей на версту. 1912 и начало 1913 года ушли на подготовку трассы, в основном на рубку леса в полосе отчуждения, а с конца весны 1913 года начались работы на всех шести участках. Общая стоимость работ оценивалась более 36 млн. рублей (серебром), 1/3 ушла на земляные работы плюс более 12 млн. рублей - на сооружение насыпей, обустройство выемок.

Эта железная дорога была меридианного направления, т.е. с севера на юг, и она на 200-м километре пересекала линию Пермь-Кунгур-Екатеринбург (строилась в 1906-09 гг.), здесь была построена крупная станция Кузино, на 231 -м у села Гробово (сейчас поселок Первомайский), пересекала Большой Сибирский (Московский) тракт, а через 2 км. ст. Дружинине строящуюся линию Казань-Екатеринбург, на 250-м был поселок Атиг. на 265-м - Нижние Серги, на 300-м - Михайловск, на 325-м - Шемахинский завод, на 360-м - Нязепетровка. Первой станцией на башкирской земле была станция Ургала (423 км), а дальше следовали станции Злоказово, Кусинский завод. Жуактаун, наконец, Бердяуш, на 485 км. Серьезное препятствие представляли горные реки, зачастую их приходилось пересекать даже несколько раз: через них были обустроены мосты - через реку Саргу на 263 км длиной 64 метра, на 295-м - 81 метр, через Уфу на 358 км - 75 метров, через Аи на 456 км - 117 метров. С 1915 года в связи с началом германской войны цены на рабочую силу возросли в три раза, многие инженеры и строители были мобилизованы. Более 1000 военнопленных трудилось на этой магистрали. Временное (рабочее) движение было открыто в августе 1916 года. На севере эта линия соединялась с Горнозаводской железной дорогой, по ветке Лысьва - ст. Калино. Специальная комиссия под председательством инженера Совета по новым железным дорогам Д.П. Козырева обследовала всю линию, а 16 (29) октября 1916 года магистраль была принята, как тогда говорили, в "правильную эксплуатацию". Уже в первый год работы этой линии было перевезено 6 млн. пудов груза. В те времена обязательным условием приемки было наличие специального сборника по новой железной дороге. Каким-то чудом это издание хранится в фонде Красноуфимского краеведческого музея. В этом сборнике имеется не только летопись строительства, но и десятки фотографий той минувшей 95-летней эпохи. Эта железная дорога была национализирована в конце 1918 года. В 1919-м при отступлении Сибирской армии с белыми эвакуировались большинство железнодорожных инженеров. В числе их был Э.Ф. Клевезаль и председатель УОЛЕ О.Е. Клер, который на значительной части линии обследовал минеральные ресурсы прилегающих территорий. Для меня, не один год занимающегося историей железных дорог, особенно бывшей Московско-Казанской, было открытием то, что этот самый Клезеваль в сентябре 1918-го предложил проект новой железнодорожной линии Красноуфимск-Томск (это в то время, когда линия Казань-Екатеринбург была только близка в завершению). Свою идею он подкреплял следующим аргументом: "На Урале нет пригодного каменного угля для металлургии. Каменные угли Луневские, Кизеловские. угли Яйвы, Косьвы, Губихи могут идти лишь на отопление. Единственным районом, способным удовлетворить потребности Урала, является Кузнецкий бассейн. Линия Красноуфимск-Томск удовлетворит этим требованиям". По его расчетам, можно было перевозить до 200 млн. пудов качественного угля в год, это порядка 3,2 млн. тонн. К сожалению, проект не был реализован, а сам факт его существования - малоизвестная страница в истории железных дорог.

Валерий Ганькин, действительный член Красноуфимского общества краеведов

//Городок. – 2013. – 11 янв. (№2). – С. 20-21

Автор ставит задачей посмотреть на факты административно-территориального деления в минувшем 20-ом столетии в уральском регионе. На завершающем этапе гражданской войны (1919-1920 г.г) на Урале оформлены три новые губернии: 1. в августе 1919 года из состава Пермской губернии была выделена Екатеринбургская, включающая в себя 6 уездов: Верхотурский, Ирбитский, Екатеринбургский, Шадринский, Камышловский и Красноуфимский. 2. на базе северо-восточных, в основном горнозаводских районов Оренбургской и части территории Уфимской губерний, а также Тургайской области, в сентябре 1919 года была образована Челябинская, в составе 4 уездов. 3. Тобольская губерния была расформирована, и в июне 1920 года была образована Тюменская, включающая 7 уездов. Весной 1923 года в Москве прошёл 12 съезд РКП(б), где наряду с другими вопросами обсуждалось новое районирование страны, проект которого был одобрен соответствующей резолюцией 25 апреля 1923 года. По этому проекту население района не должно превышать 25 тыс. человек, расстояние от дальних населённых пунктов до райцентра – 35 вёрст (1 верста – 1066,8 м), в составе района – 10-12 сельских советов, в каждом из которых до 5 населённых пунктов.

18 июня 1923 года состоялось заседание Президиума ВЦИК, на котором было принято решение о создании Уральской области.

3 ноября 1923 года вышло постановление ВЦИК "О введении в действие положения об Уральской области", в котором в частности говорилось: 1. "Образовать из губерний Екатеринбургской, Пермской, Тюменской и Челябинской – Уральскую область с центром в Екатеринбурге". 2. Уральская область в административно-экономическом отношении разделяется на 15 округов...; 3. Кунгурский округе окружным центром в городе Кунгуре в составе: а. 13 волостей из Осинского уезда, б. Кунгурского уезда, кроме Кыновского и Илимского, в. Красноуфимского уезда полностью – 15 районов. Эта Уральская суперобласть функционировала более 10 лет. Постановлением Президиума ВЦИК от 17 января 1934 года Уральская область была разделена на Свердловскую, Челябинскую и Обь-Иртышскую. Через 4 года из Свердловской области выделилась Пермская – Указ Президиума ВС СССР от 03.10.1938. Челябинская область образована 17.01.1934 г., а Курганская 6.03.1943 г.

Теперь посмотрим важнейшие события районов юго-запада области.

Подробнее: Когда и как?

Есть такая группа народов, которую называют финно-угорская. Когда-то они занимали огромную территорию от Балтики до Западной Сибири", от Севера до большей части Центральной России, охватывая также Поволжье и Предуралье. Угро-финнов в мире 25 млн., среди них марийцы занимают шестое место - около 750 тысяч, из них около 25-27 тыс. в нашей области.

В непросвещенных кругах принято считать, что марийцы до 1917 года были темным и невежественным народом. В этом есть доля правды: до Советской власти элементарную грамоту из 100 марийцев знало 18 мужчин и 2 женщины, но это была не вина народа, а ее беда, источником которой была политика московской власти, которая довела угро-финнов Поволжья до позорного состояния - в лаптях и с трахомой.

Марийцы как угнетаемая нация и в этих условиях сберегли свою культуру, традиции, свою грамоту: они имели свои тамги, которые сохранились с незапамятных времен, знали счет и цену деньгам, обладали неповторимой символикой, особенно в вышивке (марийская вышивка - это древнее пиктографическое письмо!), в резьбе по дереву, многие знали язык соседствующего народа, были по тем меркам грамотные люди из числа сельских старост, волостных писарей.

Нельзя не сказать, что в деле просвещения марийского народа и до 1917 года было многое сделано, и все это благодаря реформам после 1861 года в царствование Александра И. В те годы вышли важные основополагающие и содержательные документы: Положение "О начальных народных училищах", по которому предусматривалось открытие одноклассных училищ с 3-годичным сроком обучения, ас 1910-го года стали открываться 4-летние; Положение "О начальных народных училищах" от 1874 года, разрешающее открытие 2-классных школ с 3-летним сроком обучения, т.е. в 1-м и 2-м классах в общей сложности обучались 6 лет; кроме того, с 1867 года было разрешено учить детей на родном языке.

В 1913 году прошел Всероссийский съезд работников народного образования; там была и марийская делегация, которая поддержала идею создания национальных школ.

Наряду со светскими школами в делах просвещения активно участвовала православная церковь: так, в Красноуфимском уезде с 1884 года стали открываться церковноприходские школы (при этом режиме мы наблюдаем, вопреки ельцинской Конституции, слияние государственной власти и церковной иерархии - братание первых лиц, активное строительство новых приходов при дефиците мест в дошкольных учреждениях и сокращении школ и кадров учителей, введение религиозного предмета в школьную программу, вездесущность церкви - она в воинских частях и тюрьмах, Академии наук и космическом агентстве, в школах и даже... в Антарктиде).

Подробнее: Заметки о марийском образовании

Автухов - "авдюшка" - рыба - голец, или от имен Авдотья(от греч.Евдокия - милая, умная, симпатичная), Евдоким ( с греч. уважаемый, почтенный). "Овдух; крестьянин, 1545 год - "Псков" (здесь и далее, когда впервые была зафиксирована фамилия (имя), - С. Б. Веселовский "Ономастикон". М. 1974 г.).

Алабышев - "алабыш" - колобок; "олабыш" - круглый хлебец из кислого теста. "Федор Федорович Алабыш Ярославский, конец 15-го века", ему принадлежало сельцо Афанасьевское в Московском уезде, ныне село Алабышево. Есть варианты - Алябышев, Алябьев.

Аржанухин - "аржанец" - бескорневищный пырей; "аржанина" - ржаной хлеб; "аржануха" - девушка или женщина, выросшая на ржаном хлебе, неприхотливая и здоровая. В старину рожь была главной зерновой культурой: "Рожь родит сплошь, а пшеница по выбору".

Бабакин - от слова "Бабушка". "Бабахин Иван Никифорович, 1540 год - Арзамас".

Байкалов - правильно Байкулов - "раб богача. " Байкулов Федор Тимофеевич, 1597 год - Рязань".

Безруких - не имеющий руки или не владеющий ими. "Безрукий Кузьма, посадский человек, 1606 год", на Урале с 17-го века.

Блаженков - "блажный" - шальной, горячий, "блажить" - ублажать, величать. Блаженный: 1.благополучный, счастливый. 2.тронутый умом. "Блаженков Истома Петрович, 1553 год - Новгород".

Бородавкин - буквально, усеянный бородавками. Кроме того, "борода" в северных говорах - помочь при осенней молотьбе суслонов. В дохристианский период существовало личное имя Борода. "Федор Федорович Бородавкин Мещерский, 1550 год; Василий и Дементий Бородавкины, конец 15-го века - Новгород".

Подробнее: Кое-что об уральских фамилиях

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ