Материалы краеведа В. Д. Ганькина

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Весной 1919 года внутреннее положение Советской республики оставалось тяжелым. 11 апреля Совет Народных Комиссаров объявил Восточный фронт главным фронтом страны.

Главный удар в направлении Уфа - Самара (с целью выхода к Волге и соединения с деникинскими войсками) наносила Западная Армия Ханжина, Ханжин Михаил Васильевич, 1872-1961 годы - потомственный военный, уроженец Оренбургской губернии, из семьи есаула. Воспитание получил в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе и в Михайловском артиллерийском училище. Закончил Академию Генерального штаба.

В Колчановской армии сначала командовал 3-м Уральским корпусом, а с декабря 1918 года - командующий Западной армией. Последнее звание: генерал - лейтенант. Имел незаурядные полководческие способности, отличался храбростью. Эмигрировал в Китай, долгое время жил в Шанхае. Вернулся в Россию в 1947 году, десять лет просидел во Владимирской тюрьме. Умер в 1961 году, в 91-летнем возрасте. Южный фланг Колчаковской армии имел трехкратное превосходство в силах над противостоящейПятой армией, в силу чего фронт вплотную приблизился к Самаре, Симбирску и Казани.

Вспомогательный удар Ижевск - Казань в стык Второй и Третьей армий осуществляли войска Гайды, имевшие более чем двойное превосходство. (Радола Гайда, 1892-1948г.г. - чех по происхождению, командующий Сибирской армией, Северный фланг). Окончил ветеринарное отделение артиллерийского военного училища. В годы первой мировой войны получил звание капитана. Один из организаторов мятежа Чехословацкого корпуса. Адмиралом Колчаком произведен за короткое время в генерал - лейтенанты. Снят с должности в январе 1919 года. После гражданской войны жил в Чехословакии, сотрудничал с фашистами. Казнен по приговору народного трибунала).

10 апреля в Симбирске состоялось заседание Реввоенсовета Республики с участием Реввоенсовета Восточного фронта, на котором обсуждался вопрос о подготовке контрнаступления против Колчака. Согласно плану операции армии фронта сводились в две оперативные группы: Южную и Северную.

Северную группу, которая должна была играть вспомогательную роль, составляли две армии: Вторая иТретья, а также действующая на Каме Волжская флотилия. Командование группой возлагалось на В.И. Шорина(ШоринВасилий Иванович, 1870-1938 гг. Из мещан, окончил юнкерское училище и офицерскую стрелковую школу. Участник 1-й мировой войны, полковник. За бои против Колчака награжден орденом Боевого Красного Знамени и Почетным Революционным оружием).

Подробнее: 80 лет освобождения Урала

Абдулино - есть город Аблулино в Оренбургской области, ближайшее Абдулино в Мечетлинском районе, основано около 1792 года; топоним от имени Абдуллах, которое среди почет­ных у мусульманского населения: отца Пророка Мухаммеда и его четвертого сына от наложницы Майрам звали так же, имя арабского происхождения, пришло к башкирам и татарам пос­ле принятия ислама при хане казанском Узбеке в 1313-1326 гг.; от этого топонима фамилии Абдулов, Абдулин, Авдухов, Абдулханов, Габдулхаков и т.п.

Агарзя - название деревни и станции в Чернушинском райо­не; отсюда партизанский отряд В.К.Блюхера 14 сентября 1918 года дал телеграмму о выходе к красным частям; при Московс­ко-Казанской ж.д. (с 1919 по 1929 г.г), Пермской (с 1929 по 1936 г.г.) и при Казанской железной дороге (с 1936 года) здесь был оборотный пункт паровозов, сохранилась водонапорная башня, а историческое здание станции "благодарные" потомки превратили в руины; от "агир-агры". с татарского "агар" - про­точный, текучий; топоним от характера речки; название Агры-за - райцентра и станции в Татарии - из этого же источника.

Азигулово - название села (бывшего волостного центра Красноуфимского уезда) в Артинском районе, основано около 1655 года; в Татарии есть топоним - Азнагул, Азнагулов, Азналы; может быть, от "озын куллы" - 1. нечистый на руку; 2. драчун, забияка; топоним, скорее всего, от имени первопереселенца: есть личное имя Азим - это от "газим" - что означает: 1. бога­тырь; 2. дальновидец; 3. содержатель дорог. Башкиры - вотчин­ники этого села считали себя аристократами, а остальных на­зывали калмыками, которые были кровными врагами всех баш­кирских племен и родов.

Акбаш - название села в Нижнесергимском районе; есть свой Акбаш в Пермском крае, в Татарии, в Башкирии, в Оренбургс­кой области - Акбашево; "ак+баш" - белая голова, белая верши­на, а также - седой, седовласый.

Аликаев камень - или от марийского имени Аликай, или от татаро-башкирского личного имени Алкай; в Татарии есть на­селенные пункты Алкай, Алкаево; в Красноуфимском районе известный географический объект - природный памятник дои­сторического периода, состоящий из твердых пород пермской эпохи, т.е. их возраст почти 230 млн. лет; личное тюркское имя Аликэй восходит к имени 4-го халифа Али.

Арасланово- название деревни и станции с 1916 года на Западно-Уральской дороге (линии Лысьва - Бердяуш) в Нижнесергинском районе: основана по договору от сентября 1695. С арабского "арелан" - лев; с татаро-башкирского - орел; есть свое Арасланово в Татарии; по легенде первопереселенцем был Араслан, выходец из-под Камы, из Строгановских земель, же­нился он на башкирке из деревни Шокурово, известно имя его сына - Габбас (1744-1824 г.г).

Подробнее: Топонимы нашего края

Известно, что Красноуфимский уезд, образованный из быв­ших владений Кунгурского и Оханского уездов при Екате­рине II (Великой) в 1781 году, занимал не только обширную территорию юго-запада Пермской губернии, но имел кроме уездного Красноуфимска ряд крупных горнозаводских по­селений. Так как в последние годы возродился и местни­ческий патриотизм, может быть, нижеследующий материал будет полезен и интересен. Данные на конец 19-го столе­тия.

"В 42-х верстах от Билимбаевского завода и в 73 верстах от ст. Тарасково Пермь-Тюменской железной дороги, в сторо­ну от Большого Сибирского тракта" находится Нижне-Сергинский чугунноплавильный и железоделательный завод, принадлежащий товариществу Сергинско-Уфалейских гор­ных заводов.

Завод расположен в Красноуфимском уезде, в 20 верстах от ст. Гробово, лежащей на Большом Сибирском тракте.

Завод построен в 1742 г. на башкирских землях и принадле­жал Губину, от которого товарищество приобрело его вме­сте с другими заводами в 1881 г. Селение расположено на большом пространстве как в котловине, так и по увалам гор. В заводе числится до 14 тыс. жителей, и он считается одним из крупнейших населенных пунктов во всем Красноуфимс­ком уезде. В заводе имеется общественный клуб, общество потребителей, две церкви, 4 школы, много лавок и магази­нов, почтово-телеграфное отделение, заводская больница, памятник Александру 11 и пр.

Завод выплавляет до 450 тыс. пудов чугуна, вырабатывает стали в болванках и отливках более 720 тыс. пудов, стали сортовой, листовой и проч. до 17 тыс. пудов.

В Сергинском округе имеется до 18 рудников бурого же­лезняка, на которых ежегодно добывается до млн. пудов руды с содержанием от 42 до 48% железа.

Продукты отправляются сплавом по р. Уфе и по Пермь-Тюменской железной дороге.

В 2-х верстах от завода находятся Сергинские минераль­ные воды. Серный ключ истекает у подошвы крутой горы и на берегу р. Серги, впадающей в Уфу. Когда и как открыт этот источник - неизвестно, но с 1832 года он посещается больными и оказывает благодетельное действие против мно­гих болезней. По химическому составу ключ этот принадле­жит к холодным солено-сернистым водам.

При источнике устроены комнаты и курзал. Воды нахо­дятся в аренде у доктора В.А. Доброхотова.

Подробнее: О некоторых поселениях уезда

"Берегись козла спереди, лошади сзади, а человека ото­всюду".

"Забылось вот это - то ли в 35-ом, то ли в 36-ом был вот этот случай. На 1497 километре энта история приключи­лась, а место это между станциями "Ключевая" и "Кленовская". Люди постарше помнят минувшие времена, когда "же­лезка" была довольно людная, особенно на перегонах: сколь­ко жило в казармах одних только путейских работников - обходчиков, бригадиров, дорожных мастеров. Обычно жи­лым помещением были казармы, рассчитанные на несколь­ко семей (как правило, на четыре). Хлопотно и дружно жили, да и не без прибавки - в семьях-то ребятни было не менее пяти, - то ли природные факторы на то влияли, то ли прави­ла такие были, трудно сказать, но рожали справно и по-ста­ромодному, понимай, в стационарных условиях: редко фель­дшерица успевала к такому ответственному семейному ме­роприятию. Чуть не забыл сказать: казармы эти по обыкновению называли по фамилии бригадира пути. Так поблизости, в соседних околотках и пикетах, были казармы "Шишоринский", "Мешковский". Тутока, в одной из казарм, было сложное помещение, которое называли "ремонтная". На этом же околотке дорожным мастером был Копылов Василий Павлович. Человек он был не только знаток путей­ского хозяйства, но и не робкого десятка. К слову сказать, места кругом были безлюдные. Бывалочи, пройдёт поезд - товарняк ли, рабочий, редкий пассажирский - нарушая ок­рестности гудком протяжным, перестуком колёсным. Зве­рья было поту и эту сторону линии полно - зайцев, тетере­вов, рябчиков. Лоси выходили на путь, - это у них счита­лось обычным занятием: лизали соль на насти железнодорожной, принимали положенную им процедуру. Обычно дорожного мастера сопровождал бригадир, но Василий Павлович игнорировал такое сопровождение. В тот памятный день дорожный мастер должен был привезти оче­редную получку, бригада об этом знала, что к обеду в ремон­тной они (числом около девяти человек) распишутся в ведо­мости. К положенному времени путейцы вместе с бригади­ром подкатили на "Беде" к околоточным казармам. Была такая самоходная тележка наручном приводе (один человек справ­лялся), было у неё техническое наименование, но в обиходе прозвали "Бедой", - это, скорее всего, потому что на ровных местах, на спусках она шла без усилий, но на подъёмчиках приходилось упираться, попотеть. Вот бригада подкатила, сняла с путей "Беду" эту и - в ремонтную, а там - никого. Обычно и не занятый на путях народ тут же занимался каж­дый своим делом - женщины кашеварили, стирали, ягодничали поблизости, ребятня неугомонная путалась под ногами, а тут никого. Давай по квартирам обходить. А там тоже пус­то. Что это - слышны голоса из подпола, к тому же они на­дёжно подперты: поставлены палки, жердины, да так надёж­но, что не выйдешь, - подперты к потолку. Понятное дело вызволили невольных пленников, давай спрашивать: "Где "Ко­пыл" (за глаза так называли своего дорожного мастера)? В чём дело?" Так перепуганные жильцы рассказали следую­щее: неожиданно по единственной дорожке, ведущей к Си­бирскому тракту, появились с гиком верховые, также допы­тывались о дорожном мастере, после всех загнали в подпол и - исчезли. Так вели разговоры с домочадцами - появился и дорожный мастер. Он тоже был в волнительном положении. С его слов выходило так: сошёл он с товарняка, который его подбросил до Красноуфимска, пошёл по обыкновению в ре­монтную. По какой-то причине (по-человечески понятной) пошёл не в известное место, а в стайку (ведь на околотках живности держали всякой) - и в этот момент и появились неожиданные разбойники на конях. Имея при себе изрядную сумму деньжат, он сразу почувствовал неладное и давай ис­кать укромное место в стайке. Стояла там колодка на чураках, так он при своём неплохом телосложении забился под неё и лежал там, ни жив, ни мёртв. Разбойники же не сразу ушли с территории околотка - бегали по двору, шарили по постройкам, да как-то обошлось. По всему выходило, что знали эти "варнаки", когда приедет с получкой дорожный мастер, всё точно рассчитали, знали откуда-то заранее. К сча­стью, Василий Павлович оказался везучим. А разбойники те адресов своих не оставили. Советую читателям найти то ме­сто на линии железнодорожной, прикинуть, откуда могли объявиться варнаки, неистребимые аж в суровые 30-е годы".

Автор уведомляет, что сюжет для рассказа предоста­вил известный ветеран войны и труда, старожил тех мест - П.Л. Гребнев.

Валерий Ганькин

// Городок. – 2010. – 23 июля (№30). – С. 19

Думаю, что даже старожилы Красноуфимска были удивлены громом в первой декаде сентября. Особенно интенсивным были грозовые явления в ночь с 8-го на 9-е сентября.

Такое необычное явление в осенний сезон - не редкость, хотя считается, что с Ильина дня (2 августа) - последне­го летнего праздника - грозы прекращаются: «Илья гро­зы держит».

Метеорологические наблюдения на Урале ведутся с 1836 года - со времени открытия в Екатеринбурге станции по наблюдению погодных явлений.

Картина грозовых явлений такова: первые грозы, - самая ранняя - 1 апреля, самая поздняя, соответственно - 29 августа, средняя - 14 мая; последние грозы, соответ­ственно 4 августа, 24 декабря и 27 августа.

Для примера: в 1957 году гроза прогремела 24 декабря; если не изменяет память, то за полчаса до Нового года в 1970 году шел дождь, гремел гром и сверкали молнии.

В народной хронологии есть такие наблюдения: «Гром в сентябре предвещает долгую осень», «Если осенью гре­мит гром, то зима скоро не наступит», «На Семена -последняя гроза» (Семенов день - 14 сентября – начало «Бабьего лета», - до 21 сентября).

В местной печати был, как всегда, опубликован про­гноз погоды. Он, как всегда, на этот раз не оправдался.

Валерий Ганькин

Ганькин В. Гроза в сентябре/ В. Ганькин  // Городок. -Красноуфимск, 2003. - N 39. - С. 13.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ