Культурная революция местного значения

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях         
 
 

Библиотечные страницы

Годы, про которые сегодня пойдет речь, в советских кругах в шутку называли «малой культурной революцией». Шутка шуткой, но доля правды здесь просматривается. Я имею в виду шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия. Этот период был насыщен крупными политическими событиями. Назову некоторые из них: это, в первую очередь, подготовка к 50-летию Великого Октября, 50-летию образования СССР, 100-летию со дня рождения вождя мирового пролетариата В.И.Ле­нина.

К каждому празднику «снизу до верху» состав­лялись мероприятия: по разви­тию промышленности, строи­тельству и благоустройству, культуре и спорту и другие. Мне, как руководителю отдела культуры горисполкома (1967-1975 г.г.), наиболее близки на­мечаемые меры по развитию и укреплению базы учреждений культуры, организации отдыха горожан, организационные воп­росы, связанные с датами крас­ного календаря.

Несмотря на то, что долгож­данный клуб опытно-эксперимен­тального завода, построенный на средства предприятия, в какой-то степени разрешал проблему отдыха молодежи, материаль­ная база учреждений культу­ры вызывала нарекания тру­дящихся. По-прежнему город­ской Дом культуры был рас­считан на 140 мест, а новый Дом культуры на 600 только-только поднимался из нулево­го цикла. Из-за ветхости были снесены клуб им. Ухтомского на железнодорожном узле и клуб в Соболях. Городские библиотеки (взрослая и детская) ютились в неприспособленных помещениях с деревянными стеллажами и небольшим ко­личеством книг.

Вот почему городские влас­ти, пользуясь моментом (под­готовка к празднованию пере­численных выше дат), умело пробивали назревшие перед Красноуфимском вопросы в об­ластных организациях. И здесь заметную роль сыграли первые секретари горкома КПСС Г. В. Медведев и А. И. Ха­баров, а также «рабочие ло­шадки» - председатели горис­полкома Н. Ф. Кретов, Н. М. Жочкин, Б. А. Миков, зам. председа­теля М. С. Трифанов.

Повезло городу в том, что депутатами в Верховный Со­вет избирались от Красноуфимского избирательного ок­руга первые секретари обко­ма КПСС К.К. Николаев и Я.П. Рябов. Это с их помо­щью были построены за ко­роткие сроки на бюджетные средства кинотеатры «Космос» и «Октябрь», больше выделя­лось средств на завершение строительства городского Дома культуры (сметная стоимость его по титулу составляла 653 тысячи рублей).

Этот статус объекта мешал выполнять строительные рабо­ты более высокого качества.

Например, от­делка помеще­ний была запла­нирована только известковой.Этот же титул запрещал приоб­рести рояль и многое-многое другое. Доходи­ло до абсурда: чтобы приобрес­ти рояль, при­шлось обра­щаться к зам. министра куль­туры РСФСР В.М. Стриганову. Разрешили в порядке исклю­чения. И подоб­ных фактов - хоть отбавляй.

Вот здесь-то и нужна была поддержка, как теперь модно выражаться, высоких чиновни­ков. И они не подводили. Но их вкладов кое-где не хвата­ло. Не раз, по-моему, закла­дывали фундамент клуба же­лезнодорожников. Это было од­ним из наказов избирателей. Однако его не удалось выпол­нить - финансирование прекра­тилось.

Не удалось начать стро­ительство и клуба на 300 мест на селекционной станции. УралНИИсхоз не выделял средств на объект, считая это дело местных Советов. А у горисполко­ма тоже денег не было. Хотя однажды, к юбилею селекцион­ной станции, вопрос был близок к компромиссу. Областные организации выделяли средства, но с оговоркой: или асфальтируйте дорогу в микрорайон, или используйте деньги на строительство клуба. То и другое тре­бовало решения: и то надо, и это. После долгих обсуждений на разных уровнях сошлись все-таки на асфальтировании дороги на селекционную стан­цию. Асфальт положили. Клу­ба и по сей поры нет, я думаю, и не будет в обозримом буду­щем.

При активной помощи горо­жан и финансовой поддержке предприятий удалось внести из­менения в смету строительства Дома культуры и сдать его в эксплуатацию. Благодаря сбо­ру средств удалось приобрести 700 кресел повышенного каче­ства, установить инкрустиро­ванные двери на вход в зрительный зал, выполнить внут­реннюю и наружную мозаику, приобрести редуктор для уста­новки новогодней елки и дру­гое. Наиболее весомый вклад в копилку добрых дел внесли кол­лективы локомотивного депо, опытно-экспериментального за­вода, мебельного комбината, земснаряда, селекционной стан­ции, хлебокомбината, завода стеновых материалов и многих-многих других.

Вскоре был сдан в эксплуа­тацию культурно-спортивный комплекс совхоза-техникума на 600 мест. Одновременно культпросветучреждения могли при­нять около трех тысяч посети­телей. Это был крупный шаг к развитию самодеятельного творчества. За короткий срок участники самодеятельности го­родского ДК, совхоза-технику­ма, клуба ОЭЗ, локомотивного депо, дистанции службы пути и другие завоевали популярность и известность у населе­ния.

«Рискнули» выезжать и за пределы города. С успехом про­шел большой концерт силами самодеятельности артистов Красноуфимска в соревнующемся с нашим городом Кунгуре Пермской области. Самодеятельность ДК успешно вы­ступила в телевизионном кон­курсе, получив высокую оцен­ку членов жюри во главе с известным деятелем культуры В. Поличкиным, а самодеятель­ность совхоза-техникума была лучшей среди родственных учебных заведений зоны Ура­ла.

Исполком горсовета в целях распространения опыта даже рассмотрел отчет директора со­вхоза-техникума Н.С. Токарева о развитии самодеятельности в коллективе и принял поста­новление, при­зывающее руководителей пред­приятий, проф­союзные комите­ты больше вни­мания уделять организации до­суга трудящих­ся.

В один из пер­вомайских праз­дников в городе удалось провес­ти смотр духо­вых оркестров, в котором приняло участие двенад­цать  коллекти­вов. Проходил он первого мая, сразу после демонстрации,  в клубе  ОЭЗ.   Председателем жюри был директор школы И.В. Киянов. Конкурс вскрыл серь­езные недостатки. Три руково­дителя духовых оркестров (Н.С. Чумичкин, А.П. Данин, Михе­ев) в паузах не успевали бе­гать  от  одного  коллектива  к другому. Мало того, уводили и участников самодеятельности, перетаскивая их из одного кол­лектива в другой.

Незаурядные способности ру­ководителей самодеятельного искусства в эти годы проявили В.И. Шевалдин, Н.С. Чумичкин, П.А. Бочарников, Н.А. Симагин, Я.Я. Тарасов, А.П. Данин, Ю.А. Бо­рисов, З.А. Собакина, Н. Оборин, В.П. Блаженков, А.В. Холкин и многие, многие другие. К сожалению, многие из них уже ушли из жизни.

Культурная жизнь в го­роде сразу же приобрела другие окраски. Клуб ОЭЗ чаще всего приглашал на гастроли Сарапульский государственный драмтеатр из Удмуртии, другие небольшие эстрадные коллекти­вы. Ну, а городскому Дому культуры по финансовым воз­можностям можно было приглашать даже государственные народные хоры. Так, в городе побывали ансамбль песни и пляски «Подолянка», государ­ственный Омский народный хор, ансамбль песни и пляски Грузии, Чечни и другие.

Для татарского населения приглашались их любимые артисты. Зрители приезжали из Нижнесергинского, Ачитского, Артинского, Красноуфимского районов. Зрительный зал не всегда мог вместить всех же­лающих. Вот тогда и появля­лись афиши со словами «по просьбе зрителей».

Весьма сложными были бла­гоустройство памятных мест, местных достопримечательно­стей. Требовались финансовые вливания, а их, как правило, никогда не было.

Опять же при активнейшей помощи предприятий привели в порядок воинские захороне­ния. В таком состоянии братс­кие могилы находятся и по сей день, которые вместе с памят­ником участникам гражданс­кой и Великой Отечественной войн составляют единый ме­мориальный комплекс.

Доставалось работникам культуры при проведении «Праздников искусств» на го­родском стадионе. Они прово­дились по решению обкома КПСС и облисполкома. Что характерно, денег на фестива­ли искусств ни копейки не вы­делялось. Сплошной энтузиазм. Концерты пользовались у горожан популярностью, народ на них, что называется, валом валил: цена билета была чис­то символической, а посмот­реть было на кого: Б. Андреев, Н. Крючков, Н. Рыбников, Ураль­ский народный хор, Н. Дураков и другие.

Конечно, ради того, что красноуфимцам доставляли удо­вольствие праздники искусств, ради этого стоило трудиться, несмотря ни на какие трудно­сти. И работники клубных уч­реждений помимо основных должностных обязанностей за­нимались и этими полезными для города мероприятиями. Но основная тяжесть легла на пле­чи работников городского ДК. Они же и осуществили мероп­риятия и по благоустройству парка им. Блюхера: силами РСУ реставрирована танцпло­щадка, заасфальтированы дорожки, установлены аттракци­оны и другое.

Они же принимали участие в съемках фильма «Тени ис­чезают в полдень» по роману известного советского писате­ля А. Иванова. Городской Дом культуры являлся базой кино­студии «Мосфильм» на весь период работы над фильмом, рассказывающем о становлении советской власти в деревне, об участии героев романа в Ве­ликой Отечественной войне.

Николай  ЗАХАРОВ, ветеран  труда.

Вперед.-2006.-16 февр.-С.2

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ