Персоналии

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Заметки библиофила

По-видимому, неправомерно вычленять из отечественной литературы творчество писателей какого-то региона и рассматривать его изолированно, в отрыве от протекающего в стране литературного процесса. Но, оказывается, и в такой малой "региональной" капле отражается литературное море, его штормы и штили.

ЛЖЕФРАНЦУЗ ИЗ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ.

В царской России основные литературные силы были сосредоточены в столицах - Петербурге и Москве. Здесь находились издательства, выходили журналы, альманахи. И тем не менее и на периферии теплилась литературная жизнь. Так, одним из первых в стране писателей, полностью посвятивших себя научной фантастике, стал уралец Иван Григорьевич Ряпасов (родился 5.06.1885), писавший под вычурными псевдонимами И. де-Рок, И. Рок, Казбеков... Возможно, своим "французским" псевдонимом Иван Григорьевич хотел показать связь своего творчества с традициями Жюля Верна.

Родился Ряпасов в небольшом поселке Натальинского стекольного завода, в 18 километрах от Красноуфимска. Некоторое время он жил в Екатеринбурге, сотрудничал в местной газете "Урал", был близок уральскому писателю И. Ф. Колотовкину, автору сборника рассказов "За горами". Вскоре И. Г. Ряпасов начинает сотрудничать в различных столичных изданиях - журналах "Природа и люди", "Школа и жизнь", "Жизнь для всех", "Русская Ривьера", "Мир приключений", где охотно принимали его научно-фантастические и приключенческие рассказы - "Стальное облако", "Морской пират", "Булат", "Черный бриллиант", "На горе Арарат", "Пираты XX века"... И. Ряпасов становится Действительным членом Всероссийского Литературного общества.

В 1912 году он начал писать большой научно-фантастический роман "Неведомый город", а в 1914 году в Петербурге, в издательстве Стасюлевича роман вышел в свет под названием "Гроза мира. Фантазия для юношества". Автором значился все тот же И. де-Рок.

Подробнее: Пионеры уральской фантастики

Седьмую комнату в здании облисполкома знали многие жители нашей области. В ней по четвергам от 12 до 3 часов дня, как гласила надпись на двери, принимал депутат Верховного Совета СССР Павел Петрович Бажов.

На прием к депутату Верховного Совета приходило множество людей. Являясь избранником обширного округа, охватывающего несколько городов и районов нашей области, Павел Петрович завязал крепкие связи со своими избирателями. О том, как найти и где найти своего депутата, знал весь его округ. Полевчане — в газете «За большевистские темпы», артинцы — в «Ленинском пути», сажинцы — в «Колхозном пути», манчажцы — в «Голосе колхозника», ревдинцы, сергинцы, бисертцы читали в своих газетах о днях и часах, месте приема депутата.

Во все редакции этих газет не забыл обратиться Павел Петрович с просьбой поместить коротенькую информацию о депутатском приеме.

— У меня ведь, знаете,— говорил Павел Петрович,— по своей основной работе писателя время и место не нормированы, из-за этого выходят иногда недоразумения. Приезжают люди из района, чтобы поговорить о своих нуждах, а я в это время в отъезде, да и в самом Свердловске меня не всегда легко найти. Чтобы устранить это, в дальнейшем решил перейти на определенные часы приема. Вот и попросил объявить к сведению граждан районов, где и когда депутат принимает при поездках по избирательному округу, а также место и время приема в городе Свердловске. Вторая моя просьба была к редакторам — высылать по этому же адресу газеты, чтобы я был в курсе всех событий в моем округе.

Несмотря на слабое здоровье, Павел Петрович вел депутатские приемы аккуратно, быстро реагировал на просьбы избирателей, решал их оперативно, стараясь детально разобраться в каждом поднятом вопросе, в каждой жалобе. Помнится, как в один из четвергов в той же седьмой комнате облисполкома (где я тоже бывал как депутат областного Совета) Павел Петрович, низко склонившись над бумагой, писал депутатское письмо об улучшении водоснабжения в старой части города Ревды. А спустя два или три месяца он с удовлетворением рассказывал о том, что исполком Ревдинского горсовета сообщил: в старой части города построены дополнительные шахтные колодцы.

Избиратели писали и являлись на прием не только в здание облисполкома и не только в определенные часы. Много посетителей приходило на квартиру к депутату, еще больше поступало сюда писем.

Подробнее: Павел Бажов — депутат

Еще одно интереснее, впечатляющее событие записала Тавринская средняя школа в свою летопись. На областном семинаре преподавателей было мероприятие: встреча с писателем С. В. Николаевым — бывшим выпускником Большетавринской семилетней школы.

Учащиеся во главе с завучем по внеклассной работе 3. М. Андреевой организовали выставку сборников произведений поэта и фоторепортаж о нем, об истории школы.

С большим вниманием слушали дорогого гостя о его школьных годах в Тавре, о годах учебы в Краснокамске, Йошкар-Оле и о его творчестве.

На многочисленные вопросы учащихся Семен Васильевич дал интересные, пересыпанные шутками, юмором, ответы. Дал рецензию на рукописный журнал учащихся.

О школьных годах С. В. Николаева вспоминал бывший его классный руководитель Петр Михайлович Мишин — ныне учитель трудового обучения в Тавринской школе.

Чтение стихов самим автором произвело на всех неизгладимое впечатление, восторженно рукоплескали слушатели замечательным стихам, полным любви к родному языку, матери, родным просторам и рабочему Уралу.

Были исполнены музыкальные фрагменты из марийской оперы «Элнет», записанные на грампластинку, либретто к которой написано С. Николаевым, прозвучали песни, стихи, написанные им в разное время.

В исполнении художественной самодеятельности старшеклассников прозвучала впервые песня о Тавре, родившаяся буквально перед встречей, авторами которой являются выпускники Тавринской школы С. В. Николаев и композитор-самоучка Виктор Газетов.

Официальная часть встречи закончилась обменом сюрпризами. С. Николаев оставил на память школе несколько журналов с автографами членов редколлегии журнала «Ончыко» и свои сборники стихов.

Родился Семен Николаевич в деревне Сарсы-Первые (Сарсадэ) в 1936 году в семье колхозника. После окончания Сарсинской начальной школы Семену пришлось вместо отца конюшить: отцу надо было быть с больной сестрой в больнице. Поэтому год прошел без учебы. Затем успешная учеба в Тавринской семилетней школе.

Подробнее: Воспевает родной народ

Настоящая фамилия — Сигов. Родился 10 февраля 1860 года в Перми. Отец его был крепостным Всеволожских, владевших заводами на Каме, служил конторщиком, позднее правителем дел. С десяти лет Л. Погорелов жил в Красноуфимске, учился в реальном училище. Завершив среднее образование в Перми, будущий писатель стал студентом института гражданских инженеров в Петербурге. Участвовал в революционном движении, был арестован, сидел в тюрьме, затем выслан на родину. Двадцать лет он проработал в Пермском земстве. Начал печататься в 1895 году в журнале «Русская мысль», с 1899 года — в «Русском богатстве». С 1905 года А. Погорелов жил в Петербурге, но от творчества отошел. Скончался 19 января 1920 года в Ставрополе.

Повесть «Аликаев камень» впервые напечатана в «Русском богатстве», 1905, № 1,2. Печатается по тексту отдельного издания: А. Погорелов. Аликаев камень,— Изд-во Вятского товарищества.— СПб, 1906, в которое были внесены некоторые редакционные изменения.

С. 164 Маркиз Поза — герой драмы Шиллера «Дон Карлос» — на словах народолюбец, распространяющийся о благе народа, но не действующий во имя его интересов.

С. 169 Спиридон Карпович Золин — под этим именем Погорелов вывел историческое лицо — Григория Федотовича Зотова, управляющего Кыштымскими заводами, известного безмерной жестокостью. Царский флигель-адъютант граф Строганов писал: «Зотов по всему хребту Уральскому известен бесчеловечным обращением его с заводскими людьми». Дело о преступлениях Зотова тянулось долго. В конце концов он был сослан в Кексгольмскую крепость.

Погорелов, А. Аликаев камень / Алексей Погорелов // За горами : повести, рассказы, очерки писателей Старого Урала. – Свердловск, 1990. – с. 150-207.

БОГОЛЮБОВ, Константин Васильевич [р. 11 (23). VIII. 1897, с. Александровское Пермской губ.] — рус. сов. литературовед и писатель. Выступил в 20-е гг. в уральской печати с лит.-критич. статьями. Занимался также собиранием и публикацией революц. песен (опубл. в сб-ках «Песни борьбы», 1934, «Песни уральского революционного подполья», совм. с М. С. Кашеваровым, 1935). Работы Б. связаны преим. с изучением лит. наследия писателей Урала, в особенности Д. Н. Мамина-Сибиряка. В 1934 он подготовил первое сов. изд. его сочинений в 5 тт., опубл. кн. «Вопросы творческой истории романа „Три конца"» (1950). Б. впервые подготовил к печати избр. соч. П. И. Заякина-Уральского (1935) и И. Ф. Колотовкина (1936), участвовал в подготовке соч. Ф. М. Решетникова (1933), собр. соч. А. П. Бондина (т. 1—3, 1948) и кн. «П. П. Бажов в воспоминаниях» (1953). Худож. произв. Б. посвящены гл. обр. прошлому Урала; он — автор биографич. повести о Мамине-Сибиряке («Певец Урала», 1939) и историч. кн. об уральских мастерах, о жизни и борьбе горнорабочих (трилогия «Зарницы», 1954) и др.

Соч.: Певец Урала, 2 изд., [Челябинск], 1952; Зарницы, , 2 изд., Свердловск, 1957; Атаман Золотой, Свердловск, 1955; Грозный год, Свердловск, 1958.

Лит.: К у с к о в  В., Писатель, критик, педагог (к 60-летию со дня рождения К. В. Боголюбова), «Урал», 1957, № 2.

//Краткая литературная энциклопедия. Т. 1. - М., 1962. - С. 657.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом