Персоналии

 
 

Библиотечные страницы

Екатеринбург, 4 сентября 2007г., "Информационное агентство Екатеринбургской епархии". 110 лет назад, в 1897 году, родился красноуфимский летописец - писатель Константин Боголюбов. Константин Васильевич - создатель многих исторических романов о далеком времени, и жители Красноуфимска по праву гордятся своим земляком.

Он родился в селе Александровском, которое находится между Красноуфимском и Ачитом. Отец писателя _ священник Василий Боголюбов, настоятель Покровского храма села Александровское и законоучитель сельского училища. Затем отец Василий был переведен в Чердынский уезд, где и рос будущий писатель.

Позднее Константин Васильевич отмечал, что "его родовая по отцовской и материнской линиям - из духовного сословия, и что предки его - уроженцы Чердынско-Печорского края".

В 1908-1916 годы Константин Боголюбов учился в Пермской гимназии, образованной на базе главного народного училища ровно за сто лет до поступления в нее будущего писателя. Боголюбов окончил гимназию, поступил в открывшееся в 1916 году первое на Урале высшее учебное заведение - Пермское отделение Петроградского университета. Константин Васильевич обучался на его историко-филологическом факультете, но, не закончив полного курса, начал трудиться в сфере народного образования.

В Чердынском уезде Пермской губернии находится селение Ныроб, в которое в 1601 году Борис Годунов сослал попавшего в опалу представителя династии Романовых - Михаила Никитича Романова, дядю царя. Константин Боголюбов бывал на месте содержания узника и созерцал оковы, которые были на нем. Кандалы ныне хранятся в Чердынском и Красноуфимском краеведческих музеях.

В советское время К.В.Боголюбов работал преподавателем русского языка и литературы в университете Екатеринбурга-Свердловска. Тут началась и его писательская деятельность. Он начал писать исторический роман об уральском умельце Евдокиме Бобышеве "Связанные крылья". Затем вновь обращается к жизни горнозаводских рабочих Урала - в повести "Зарницы". Повесть "Атаман золотой" рассказывает о жизни атамана Рыжанка - Андрея Плотникова, жившего на Давыдовском починке - в десяти верстах от Ачита.

В 1939 году у Константина Васильевича вышла повесть "Певец Урала" - по сути дела первая биография Мамина-Сибиряка, написанная на основе глубокого изучения историко-литературного материала".

В начале шестидесятых годов ХХ века Боголюбов написал повесть для юношества "На заре то было, на утренней... ". В ней автор описал край, где проходило его детство.

С лекциями, для встреч с участниками местного литературного объединения, К.В.Боголюбов часто навещал Красноуфимск. В последние годы жизни Константин Васильевич трудился над книгой воспоминаний. В ней он рассказал о том, что настоящая его фамилия - Мельчаков (фамилия деда-священника), а поменяли ее, когда в первые годы после большевистского переворота священнические семьи преследовали за веру. Константина Васильевича Боголюбова не стало 27 марта 1975 года.

"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"

При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

 

23 января состоялась встреча избирателей нашего города с кандидатом в депутаты Советского Союза Верховного Совета СССР П. П. Бажовым.

Зал средней школы переполнен. Сюда собралось более 500 человек – лучшие люди города, колхозов.

Семь часов вечера. В ярко освещенном и разукрашенном зале появляется Павел Петрович Бажов. Громкими аплодисментами встретили избиратели своего кандидата прославленного уральского писателя. Ниже печатаются некоторые из выступлений на собрании.

Товарищи!

Разрешите выразить глубокую благодарность всем собраниям колхозов и предприятий, всем избирателям выдвинувшим меня в депутаты за оказанное мне доверие.

Всего несколько дней тому назад в стране происходило выдвижение кандидатов в депутаты. С чувством высокой преданности своей партии, великому делу построении социализма, весь наш народ выдвинул первым кандидатом в депутаты Верховного Совета товарища Сталина. Это было поистине всенародное мнение, крик сердца всего советского народа. На тысячах собраний кандидатами были выдвинуты товарищ Сталин и близкие его соратники. Я с огромным интересом следил за ходом выдвижения, с непередаваемой радостью слышал,   как народ, в качестве кандидатов, называл имена людей прославленных на фронте и в советском тылу. И вдруг среди выдвинутых наших лучших товарищей я услышал свое имя. Сначала это показалось мне слуховой ошибкой и, признаюсь несколько смутило меня. И когда это подтвердилось еще и еще раз я почувствовал высокую радость и воодушевление потому, что нет у советского гражданина большей радости, большего счастья, чем доверие, которое может оказать ему народ.

Считаю необходимым сказать о себе несколько слов.

Я - уральский сказочник. Свою трудовую жизнь начал в качестве учителя, участвовал в гражданской войне, позднее начал работать в газете и последние два десятка лет своей жизни занимаюсь литературным трудом.

Подробнее: Речь П. П. Бажова на встрече с избарателями

Богат Урал талантливыми людьми: художниками, писателями, поэтами. И мы гордимся, что один из них - поэт Василий Федорович Тулин - наш земляк.

Родился Василий Федорович 16 ноября 1922 года в семье Федора Павловича и Александры Ермолаевны Тулиных. Рос он обыкновенным мальчиком. Учился сначала в Подгорновской начальной, а затем Александровской семилетней школах. В 1939 году окончил Красноуфимскую школу ФЗУ по специальности слесарь-паровозник. В этом же году отец посоветовал ему учиться дальше, и Василий поступает в Свердловскую юридическую школу, которую окончил в мае 1941 года и был направлен следователем прокуратуры в г. Кунгур. А через месяц грянула война.

17 июля 1941 года восемнадцатилетним добровольцем Василий ушел на фронт в составе Уральского добровольческого политбатальона. Кypcобучения одиночного бойца проходили при Лепельском военно-пехотном училище, которое из Белоруссии к тому времени было эвакуировано в Череповец. Все политбойцы, имеющие высшее и среднее образование, но не старше 27 лет, были зачислены на ускоренный курс училища. В декабре 1941 года Василий окончил училище и ушел на фронт в звании лейтенанта. Воевал в составе артиллерийского батальона, пройдя по дорогам войны большой путь, освобождая землю русскую от фашистов. Кириши-Новгород-Дно-Порохов-Остров-Чудово. Под Чудово батальон получает почетное звание 260-й Чудовской.

Три ранения, контузия, 2 ордена Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды, 9 медалей. Скупые данные, но за ними стоят километры дорог, потеря друзей и товарищей, ожесточенные схватки с врагом. В 1944 году батальон перебрасывают сначала в Мурманск, потом в местечко Педсало (Финляндия). День Победы застал Василия Федоровича в норвежском городе Киркинесе. Это уже не тот 18-летний парнишка, рвавшийся на фронт в 41-м, а умудренный опытом боевой командир в звании майора. В 1944 году появились и его первые стихи. Они вырвались из души вместе с ненавистью к врагу, с тоской по родному дому:

Мы лишь в разлуке
                 познаем
Тоску о крае, где
                  родился.
И ждем, чтоб нам
           родимый дом
Хотя б во сне разок
                 приснился...

В нашем музее сохранилась запись «Я в деревне живу» от 22.11.1978 года:

Подробнее: Бьется сердце в стихах

ОБОГАЩЕНИЕ ДУШИ

выдержки из статьи

Нет бесплоднее занятия, чем доказывать, что литература не может существовать, не оглядываясь на прошлое. Можно сказать и так: литература — это сама история, аккумулятор интеллектуальной, нравственной и эстетической энергии человечества.

Закономерность развития исторического жанра проявляется в том, что обретает он «второе дыхание», набирает силу обычно в периоды исторических сдвигов, обостряющих интерес к познанию прошлого. Тогда он становится серьезным фактором формирования исторического сознания.

Современный исследователь справедливо отмечает, что в «духовном складе и поведении героев современного романа все более отчетливо выступает глубоко запечатленный   социальный   и нравственный опыт общества развитого социализма. Умение выявить нравственный итог исторического развития и соотнести с ним внутренний смысл текущего   дня выступает в качестве важнейшего критерия жизненной состоятельности позиции героя, основательности   его поступков и суждений.   Способность человека «советоваться» со своей   личной   памятью и тем более с исторической памятью народа является в произведениях современных авторов необходимым условием его человеческой и гражданской зрелости, внутренней устойчивости»[1]. Эти критерии лежат в основе концепции личности, свойственной и произведениям на историко-революционную тему, приобретающим в связи с этим глубокую актуальность и современное звучание. Показывая искания своего героя, писатели стремятся подчеркнуть мысль о нравственной чистоте революции, которая объединяет и сплачивает на этой основе зачастую людей разных поколений. Эта идея пронизывает, в частности, роман-хронику старейшего уральского прозаика Климентия Борисова «Единомышленники» (Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во, 1979).

Роман состоит из трех книг: «Суровый канун», «Семь ветров» (первые   две   книги   были   изданы в Свердловске в 1975 году) и «Календарь войны». Трудно понять, чем руководствовался автор, определяя свое   произведение как роман-хронику. Видимо, на всю трилогию по инерции перенесены признаки, свойственные, в сущности, одному роману — «Суровый   канун», в котором К. Борисов прослеживает динамику роста и становления характера Ивана Хаританова как большевика-ленинца.    Во   второй   книге герой первого романа даже не появляется: речь в ней идет о становлении личности брата Ивана — Дениса Хаританова, который   работает на новостройках Урала и Севера, затем возвращается в родной Гранитоград, откуда партия   направляет его в политотдел   при   МТС. Отсутствует  сюжетная линия, связанная с Иваном Харитановым, и в романе «Календарь войны». Здесь он появляется на мгновение в главе «Последние листки календаря», встретившись с братом Денисом на территории Восточной Пруссии. Как и надлежит большевику с дореволюционным стажем — в чине полковника. И, разумеется, появляется для того, чтобы проиллюстрировать (иначе функцию этого эпизодического появления и не назовешь) авторскую мысль об идейном единстве братьев Харитановых, прошедших сквозь горнило событий революционных лет, мирного строительства социализма и Отечественной войны и ставших в итоге «единомышленниками».

Подробнее: Чувство времени – чувство истории

Писатель, критик и литературовед, Константин Васильевич Боголюбов (литературный псевдоним Н. Чердынцев) родился 23 августа 1897 года в селе Александровском, Красноуфимского района, Свердловской области. Детство и юность его прошли в северном Прикамье. Учился в Перми, сначала в гимназии, затем в Пермском государственном университете на историко-филологическом факультете. После пятилетней службы в армии работал инструктором по ликбезу в гороно Владивостока. В 1925 году возвратился на Урал, был учителем начальной школы в Сивинском районе, Пермского округа, Уральской области. В 1926 году переехал в Свердловск, где преподавал в Урало-Сибирском коммунистическом университете, в Свердловском институте журналистики, а с 1941 года — в Уральском государственном университете.

В годы Великой Отечественной войны служил в армии, работал сначала в дивизионной, потом в окружной газете. После демобилизации вернулся в Свердловск. Преподавал в университете до 1957 года.

К. В. Боголюбов принимал активное участие в литературном движении на Урале: был одним из организаторов литературной группы «На смену!», работал в секретариате Уральской ассоциации пролетарских писателей, потом в течение ряда лет входил в Правление Свердловского отделения Союза писателей, в редколлегию альманаха «Уральский современник», является членом ученого совета литературного музея им. Д. Н. Мамина-Сибиряка. К. В. Боголюбов активно занимается лекционной работой.

Первая книга «Певец Урала», выдержавшая три издания, вышла в 1939 году. Вслед за ней в Свердловском книжном издательстве публикуется сборник рассказов «Идет война народная». В послевоенные годы К. Боголюбов обращается к историко-революционной тематике. Выходят в свет его повести, посвященные прошлому Урала, труду и борьбе уральских рабочих и крестьян («Связанные крылья», «Зарницы», «Атаман Золотой», «Грозный год», «Человек без имени»). Великой Отечественной войне посвящена книга «Маршевая рота». Для детей К. Боголюбов написал повесть «Алешина находка».

Одновременно К. Боголюбов продолжает работу в области литературоведения и критики, а также в области   фольклора   и   краеведения.   Им написаны книги о П. Бажове, А. Бондине, И. Ликстанове, вступительные статьи к сборникам произведений П. И. Заякина-Уральского, И. Колотовкина, А. Маленького, Н. Поповой, исследования по фольклору уральского  революционного подполья и периода гражданской войны на Урале.

К. В. Боголюбов член КПСС. Член Союза писателей СССР с 1939 года (Свердловское отделение).

Подробнее: К. В. Боголюбов

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ