Персоналии

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Этот диалог начался много раньше той поры, когда Климентий Федорович Борисов осознал себя профессиональным литератором. И даже раньше горячего времени своей журналистской деятельности.

Вероятнее всего, первая попытка диалога возникла на заре туманной юности — в предреволюционные годы, а с победой Октября потребность в подобном разговоре стала насущной чертой характера.

Суть диалога между уральским писателем и сопутствующим ему временем можно определить как беседу о смысле человеческой жизни в условиях социалистических преобразований общества, как взволнованные раздумья вслух на тернистой дороге бытия, как, наконец, извечное, но ничуть не слабеющее познание человеческой души в ее противоречивых и напряженных состояниях: любви к женщине, товарищам и единомышленникам и ненависти к врагам, творческой одержимости и опустошенного безразличия, поэтической утонченности и сухой черствости...

1. Позднее, но зрелое начало

Первая книга Климентия Борисова повесть «Дружная осень» увидела свет в 1955 году, когда автор перешагнул порог пятидесятипятилетия. Дебют, пожалуй, более чем поздний (замечу, что в истории отечественной литературы примеры столь позднего вступления на поприще слова редки, и сразу же вспоминается имя С. Т. Аксакова или автора исторических романов «Чингиз-хан» и «Батый» В. Г. Яна), но зато решительный.

В «Дружной осени» не обнаружить тех примет, которые часто, как говорится, с головой выдают начинающего прозаика, трудно преодолевающего сопротивление материала, «смелого» в области формальных поисков и откровенно робкого в идейно-философских, нравственных исканиях. Нет, первая повесть К. Борисова оставляет ощущение зрелого произведения, сработанного уверенной, профессиональной рукой.

Подробнее: Диалог с временем

Писатель, критик и литературовед, Константин Васильевич Боголюбов (литературный псевдоним Н. Чердынцев) родился 23 августа 1897 года в селе Александровском, Красноуфимского района, Свердловской области. Детство и юность его прошли в северном Прикамье. Учился в Перми, сначала в гимназии, затем в Пермском государственном университете на историко-филологическом факультете. После пятилетней службы в армии работал инструктором по ликбезу в гороно Владивостока. В 1925 году возвратился на Урал, был учителем начальной школы в Сивинском районе, Пермского округа, Уральской области. В 1926 году переехал в Свердловск, где преподавал в Урало-Сибирском коммунистическом университете, в Свердловском институте журналистики, а с 1941 года — в Уральском государственном университете.

В годы Великой Отечественной войны служил в армии, работал сначала в дивизионной, потом в окружной газете. После демобилизации вернулся в Свердловск. Преподавал в университете до 1957 года.

К. В. Боголюбов принимал активное участие в литературном движении на Урале: был одним из организаторов литературной группы «На смену!», работал в секретариате Уральской ассоциации пролетарских писателей, потом в течение ряда лет входил в Правление Свердловского отделения Союза писателей, в редколлегию альманаха «Уральский современник», является членом ученого совета литературного музея им. Д. Н. Мамина-Сибиряка. К. В. Боголюбов активно занимается лекционной работой.

Первая книга «Певец Урала», выдержавшая три издания, вышла в 1939 году. Вслед за ней в Свердловском книжном издательстве публикуется сборник рассказов «Идет война народная». В послевоенные годы К. Боголюбов обращается к историко-революционной тематике. Выходят в свет его повести, посвященные прошлому Урала, труду и борьбе уральских рабочих и крестьян («Связанные крылья», «Зарницы», «Атаман Золотой», «Грозный год», «Человек без имени»). Великой Отечественной войне посвящена книга «Маршевая рота». Для детей К. Боголюбов написал повесть «Алешина находка».

Одновременно К. Боголюбов продолжает работу в области литературоведения и критики, а также в области   фольклора   и   краеведения.   Им написаны книги о П. Бажове, А. Бондине, И. Ликстанове, вступительные статьи к сборникам произведений П. И. Заякина-Уральского, И. Колотовкина, А. Маленького, Н. Поповой, исследования по фольклору уральского  революционного подполья и периода гражданской войны на Урале.

К. В. Боголюбов член КПСС. Член Союза писателей СССР с 1939 года (Свердловское отделение).

 

Подробнее: К. В. Боголюбов

Мечта давнишняя. После той первой — очень уже далекой — поездки в 1924 году в только что образованный Манчажский район Павел Петрович Бажов все собирался побывать здесь вторично. Его привлекало своеобразие природы юго-запада области — вековые леса, причудливые высокие горы, хранящие нетронутые кладовые природных богатств, говорливые реки и речушки. Главное же — тянуло к людям с их самобытным укладом жизни, сохранившим легенды и предания старины. Но сколько ни пытался, так и не удалось ему выбраться, а война с фашистской Германией еще дальше отодвинула задуманное.

Но вот в январе 1946 года обстоятельство сложилось так, что ехать в Манчаж надо непременно: жители здешнего края выдвинули Павла Петровича кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР.

Мне посчастливилось быть свидетелем встреч Павла Петровича с жителями нашего, тогда Манчажского, района, сохранить блокнот с бегло записанными беседами, его выступлением при встрече с избирателями.

...Позади Красноуфимск. Дорога петляет по берегу Уфы и ее стариц. Северный ветер сеет в речную прорубь колючий снег, сбивает его в лепехи и хлещет о зеркальный, с синеватым отливом, край.

— Надо попоить лошадей. — Рослый, плечистый конюх Манчажского райкома партии Сташка Алиев отдает вожжи «уполномоченному», как он называет всех приезжающих в район, а сам с помятой бадейкой идет за водой.

«Уполномоченный» засмотрелся на опоясавшие город причудливые горы. Лошади, почуяв, что вожжи ослаблены, устремились к проруби, опрокинули кошевку на кряслину.

— Так я и знал,— легко поставив полозья на место, подосадовал ямщик,— если уполномоченный плохо понимает деревню, сеять не может, конями управлять не умеет, то лошадь такого человека швыряет в снег, пешком гулять заставит. Верно говорю?

— Не сеял, правда,— согласился «уполномоченный» и стал выколачивать пепел из трубки.

Долго ехали молча. Сташка не мог понять: как это так — живет человек, уже бороду отпустил, а сеять не умеет? И какой-то очень уж задумчивый, неторопливо роняет слова, подгоняет одно к другому. Видно, о чем-то большом думает...

Где-то у развилки дороги Павел Петрович, окинув взглядом широко раскинувшуюся равнину, сказал как бы про себя:

— Там, у Красноуфимска, горная цепь, а тут степь, да и только.

Подробнее: Манчажская страница

Красноуфимец Никита Саввич Попов был выдающимся географом своего времени.

Он родился 19 апреля 1768 года в Красноуфимской крепости в семье ротного писаря. Еще мальчиком выучился от отца грамоте и много лет переписывал бумаги. В возрасте двадцати лет его отправили в Петербург в учительскую семинарию.

После успешного окончания учебы Никита Попов едет в Пермь преподавателем истории и географии. Вскоре он обращает на себя внимание пермского губернатора, инженера-строителя К. Ш. Модераха, который поручает ему составить по программе Санкт-Петербургского Вольного Экономического общества хозяйственное описание губернии.

Никита Саввич Попов проявил исключительную работоспособность и знание дела. Он лично собирает материалы, а также получает по указанию губернатора различные данные из уездов, от заводов и частных лиц. Так за два года появились три объемистых тома «Хозяйственного описания Пермской губернии». Все три тома этой книги были изданы в Перми в 1804 году, а впоследствии переизданы в Петербурге. На титульных страницах значилось: автор сочинений Н. С. Попов. Это был первый в России капитальный труд географического описания губернии, территория которой в начале XIXстолетия равнялась почти всему Большому Уралу в современных границах.

Кроме «Хозяйственного описания», Попов опубликовал значительное количество статей о Пермской губернии в «Казанских известиях». Он является также автором книги «Историко-географическое описание Пермской губернии, сочиненное для атласа 1800 года».

В 1808 году Пермское Главное народное училище было преобразовано в гимназию. Никита Саввич Попов стал ее первым директором и занимал эту должность более 20 лет. Умер он в 1834 году.

// Красноуфимск. – Свердловск, 1970. – с. 10-11

Хорошо живописцам и графикам, они могут запечатлеть на полотне собственный вполне зримый лик. Писателю, в лучшем случае, удается выразить в своем произведении, так сказать, духовный автопортрет. Между тем интерес читателя к фигуре литератора выходит далеко за рамки критических статей и уж тем более за пределы нашей   обычной  журнальной   справки  «Коротко об авторах».  Так пусть читатель   увидит постоянных авторов «Урала», хотя бы нашими глазами, в повседневных деталях жизни и редакционной работы.

Климентий Борисов

Мы приглашены на собрание к свердловским писателям. В кабинете ответственного секретаря, где обычно проходят заседания, тесно. Организация большая, и не часто видишь всех вот так вместе. Уши слушают, а глаза скользят по знакомым лицам. Сознание с огорчением отмечает: годы неумолимы. Кто-то теряет свой яркий румянец, кто-то излишне погрузнел, кто-то уже задремывает на стуле, кто-то...

Стоп! Климентий Федорович Борисов!.. Кажется, год от году становится моложе. Беловолосый, по-военному коротко стриженный. Свежий загар лица. Глаза в лучиках усмешки смотрят с живой иронией. Ногам хорошо, привычно в сапогах, телу — в спортивной куртке. Во всем облике, в стройной не по летам выправке проглядывает не то бывший комиссар, не то спортсмен-охотник.

Младенческие шажки сделал он в прошлом веке. Не на материнских руках, своими ножками вступил в двадцатый, чтобы пойти и пойти постоянным современником бурной эпохи. Кем только не был!.. К писательскому труду его привели журналистские тропы. В книгах рассказов, повестей, романов отразились впечатления жизни в красивейшем районе Свердловской области, что зовут Предуральем, а конкретно привязывают к городу Красноуфимску и его окрестностям.

Не красота ли, не воздух ли тех мест дали такой заряд бодрости и физической крепости этому человеку? Впору геронтологам заинтересоваться, почему иной собрат по литературному цеху, хоть и вдвое младше, а выглядит рядом с Борисовым одряхлевшим?

Подробнее: Портреты с улыбкой

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ