Персоналии

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях         
 
 

Библиотечные страницы

Настоящая фамилия — Сигов. Родился 10 февраля 1860 года в Перми. Отец его был крепостным Всеволожских, владевших заводами на Каме, служил конторщиком, позднее правителем дел. С десяти лет Л. Погорелов жил в Красноуфимске, учился в реальном училище. Завершив среднее образование в Перми, будущий писатель стал студентом института гражданских инженеров в Петербурге. Участвовал в революционном движении, был арестован, сидел в тюрьме, затем выслан на родину. Двадцать лет он проработал в Пермском земстве. Начал печататься в 1895 году в журнале «Русская мысль», с 1899 года — в «Русском богатстве». С 1905 года А. Погорелов жил в Петербурге, но от творчества отошел. Скончался 19 января 1920 года в Ставрополе.

Повесть «Аликаев камень» впервые напечатана в «Русском богатстве», 1905, № 1,2. Печатается по тексту отдельного издания: А. Погорелов. Аликаев камень,— Изд-во Вятского товарищества.— СПб, 1906, в которое были внесены некоторые редакционные изменения.

С. 164 Маркиз Поза — герой драмы Шиллера «Дон Карлос» — на словах народолюбец, распространяющийся о благе народа, но не действующий во имя его интересов.

С. 169 Спиридон Карпович Золин — под этим именем Погорелов вывел историческое лицо — Григория Федотовича Зотова, управляющего Кыштымскими заводами, известного безмерной жестокостью. Царский флигель-адъютант граф Строганов писал: «Зотов по всему хребту Уральскому известен бесчеловечным обращением его с заводскими людьми». Дело о преступлениях Зотова тянулось долго. В конце концов он был сослан в Кексгольмскую крепость.

Погорелов, А. Аликаев камень / Алексей Погорелов // За горами : повести, рассказы, очерки писателей Старого Урала. – Свердловск, 1990. – с. 150-207.

ЮРЕЗАНСКИЙ (псевд.; наст. фам. Нос) Владимир Тимофеевич [23.01(4.02).1888, дер. Пичугино Златоустовского уезда – 9.02.1957], писатель, журналист, ополченец Вел. Отеч. войны. Окончил 2-классное училище в с. Тастуба. Учился в Красноуфимском реальном уч-ще (1900–07), был исключен как ред. вольнолюбивого рукописного ученич. ж. “Луч”, выслан в Иркутск, откуда переведен в Чел., где экстерном окончил местное реальное уч-ще. В 1908–11 работал в чел. газ. “Голос Приуралья” репортером. Здесь публиковал первые стихи. В 1911–15 учился в Санкт-Петерб. политех. ин-те, подрабатывал в столичных газетах. Участник 1-й мировой и Гражд. войн, рев. событий в Петрограде. Дальнейшая судьба писателя связана с Украиной. Здесь в 1918 он опубликовал свое последнее стих. “Осень на Урале” и полностью перешел на прозу, замечен и отмечен К. Фединым, А. Фадеевым, М. Горьким. Лит. псевд. писатель взял в память о “Волге” своей родины – Юрюзани. В 1-й сб. рассказов “Ржи цветут” (1924) вошли 4 рассказа (“Ржи цветут”, “Лиственный лог”, “Мосей Уварыч”, “Троицын день”) о родных урал. местах. Урал. тема приметна во мн. его книгах. Даже в документ. повести “Человек побеждает” о восстановлении Днепрогэса героиней становится А. Лошкарева из Чел., участвовавшая вместе с др. челябинцами в восстановлении электростанции. Родному Уралу посв. и 2-й сб. “Зной”. Особую популярность обрел многократно издававшийся роман “Исчезнувшее село” о казаках-бунтарях царствования Екатерины II. Но Днепрострой и Днепрогэс так и остались ведущими темами творчества Ю. После войны печатался мало.

А. П. Моисеев

Соч.: Ржи цветут: Сб. рассказов. Винница, 1924; Зной: Повести. Харьков, 1926; Костры: Повести. Харьков, 1929; Исчезнувшее село: Роман. М., 1938; Огни на Днепре: Повесть. М., 1955.

Лит.: Шмаков А. А. О забытом поэте // Шмаков А. А. Наше литературное вчера. Ч., 1962; Он же. Певец двух краев // Шмаков А. А. На литературных тропах. Ч., 1969. Он же. Урал литературный: Крат. биобиблиогр. слов. / А. А. Шмаков, Т. А. Шмакова. Ч., 1988.

Материал с сайта «Энциклопедия «Челябинск»

Первым уральцем, пытавшимся посвятить себя, свое творчество научной фантастике, стал Иван Григорьевич Ряпасов, уроженец Натальинского стекольного завода близ Красноуфимска. Он родился 5 июня 1885 года в семье мастера-стекловара. Вместе с этим человеком родилось своеобразное нечто, возможно, имевшее характер мистический. Феноменальная живучесть позволяет предположить, что писателю было дано, как кошке, девять жизней: контуры их просматриваются в фактах биографии. Возможно, изначальное злосчастье Ивана Ряпасова было настолько неистребимо, что не давало погибнуть своему физическому носителю. Творческое наследие Ряпасова сегодня не имеет наследников.

Ряпасов, как все необычные дети, с рождения инфицированные будущей судьбой, рано выучился читать. Его любимыми книгами, что симптоматично, стали романы Жюля Верна. Памяти великого француза была посвящена первая статья молодого журналиста в екатеринбургской газете "Урал". Там в 1905 году началась карьера Ряпасова и первая, пока еще вполне нормальная жизнь. Молодой Ряпасов был плодовит: писал о добыче меди и изумрудов, о митингах и погромах, о проекте канала между Камой и Печорой. Однако работа репортера не доставляла достаточных средств. В 1906 году ему подошло время призываться в армию, но медицинское освидетельствование признало его негодным к службе по причине слабого здоровья. В 1907 году Ряпасов женился. А вскоре судьба нанесла ему предупредительный удар: закрылась газета "Урал". До декабря Ряпасов перебивался кое-как в "Уральской жизни", но там его печатали мало.

Поиски работы привели молодого журналиста в Пермь, где он стал секретарем редакции "Пермских губернских ведомостей". Вторая жизнь обозначила себя почти буквально: родился сын. Все как будто стало налаживаться. Но у жены Ряпасова вдруг обнаружили туберкулез, и вскоре она умерла. Трехмесячный ребенок, порученный заботам бабушки, погиб по недосмотру. Так завершился второй круг этой невероятной судьбы.

Пытаясь забыться, Ряпасов много работал. Постепенно журналистские труды переросли в писательские: 15 мая 1912 года Ряпасов начал фантастический роман "Неведомый город". Даже тиф, валивший куда более крепких людей, не прервал труда неофита: 12 декабря того же года роман был завершен. Свое первое крупное произведение Ряпасов предложил журналу "Природа и люди" и, естественно, получил отказ. Рукопись мыкалась по многим издательствам и редакциям, отказы сыпались один за другим. Бывало, что рукопись теряли. Но автор, злосчастный и живучий, опять ее восстанавливал. Наконец, случилось так, что незадачливый Ряпасов, никогда никому не отказывавший в поддержке, поручился по векселю в 200 рублей за сослуживца, знакомого еще по Екатеринбургу. Разумеется, сослуживец скрылся, оставив доброго Ряпасова расхлебывать последствия. Чтобы расплатиться с долгами, фантасту пришлось распродать свое имущество. Налегке, по совету врачей, он отправился подлечиться в Сочи.

Подробнее: Девять жизней "Уральского Жюля Верна"

Тех людей нет, но все они для меня живые

"Призвало время"... Это очень громко - с одной стороны. И столь же фальшиво - с другой. Жизнь течет в единстве противоречий. Да и не верю я в "призыв". Вот ленинский призыв был, но то из другой оперы. В писательское ярмо человек влезает сам. Его не пускают, а он лезет.

Шла в обществе полоса: признавались только гении или особо укрупненные, масштабные сочинители. Хотя... кто же измерял? А потом оказывалось: рядом с великими были другие, недооцененные. И сколько открывалось проникновенного в ими написанном...

И каждому нынешнему каторжнику пера куда слаще мечтать о том, чтобы оказаться если не во втором ряду, то хотя бы на шкентеле третьего.
Это прибасенка, а малобассенькая басенка впереди. Ну, пишу. Ну, издал аж тринадцать книжек. Да в журналах пяток повестей и десятки рассказов. То есть могу быть спокойным: в литературе не наследил своим громоздким "творческим наследием". Теперь уже можно, с высоко достигнутой высотки (70) - и оглянуться.

Зачем пишу - вопрос. Целишки такой не было и нет, чтобы запечатлеть действительность. Тогда что же: баловство? Графоманская неистребимая тяга написать и тиснуть? Да какая там тяга, когда порой месяцами не корпишь над чистым листом. Но знаю о себе точно: писание любой вещицы рассказ, повесть, даже роман/ идет от затеплившегося где-то в глубине сознания огонька... Слова, фразы, взгляда, облика... Вот вспыхнуло это, не гаснет, живет и ноет. Надо выдернуть этот больной зуб, и в твоем распоряжении только один способ выдергивания -записать беспокоящее.

Одна знакомая, по работе техничка, по имени Анна, по характеру разговорчивая, по жизни добро-заботливая, как-то обронила о себе и своей мужланской семье - муж да пятеро сыновей:

- А я, женской-от полк, одна середь них была...

Подробнее: Анатолий Власов

Ф. 1678, 183 ед. хр., 1951 - 1999 гг., оп. 1, предисловие.

Куляшов Павел Федорович (род. 1929) - писатель, журналист, член Союза писателей СССР и Удмуртской АССР, заслуженный работник культуры УАССР.

Аттестат об окончании школы рабочей молодежи - коп. (1954), договоры и переписка с издательствами, редакциями газет и журналов об издании произведений П. Ф. Куляшова (1958 – 1989) почетные грамоты (1958 - 1978), дипломы Пермского областного отделения Союза журналистов СССР (1968 - 1970), выписка из постановления секретариата Союза писателей СССР о приеме П. Ф. Куляшова в члены Союза (1975), автобиография (1999).

Рукописи П. Ф. Куляшова. Романы: "Трудный год" (1976) "Шалые люди" (1985 - 1989), "Было 12 разбойников" (1994); повести: "Жить хочется" (1959), "Сержант запаса" (1960), "Медвежий угол" [1960-е], "Материнское сердце" [1972], "Солдатки" (19741 "Сухолетье" (1979, 1980) и др.; рассказы: "Ненависть" (1952), "Старый друг" (1955) и др.; очерки: "Всегда впереди" (1960) "Стройка начиналась так" (1964), "Скрытый айсберг" [1988], "Рыцари, где вы?" (б.д.) и др.; пьесы: "Жена тридцатипятитысячника" (1957), "Седая молодость" (1980), "Журавушка" [1980] и др.; сказки, легенды и были: "Ермак и Каин" (1989), "Веленье Екатерины II" (1986), "Две сестры" (б.д.) и др.; сатирические миниатюры "Шуба" (б.д.) и др.; заметки о романе Т. Архипова (б.д.); выступления на радио, на юбилейном вечере, посвященном 50-летию

П. Ф. Куляшова (1979, б.д.); информация о работе Общества любителей книги (1978) и др. Всего более 180 рук.

Подробнее: Куляшов П. Ф.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ