Персоналии

 
 

Библиотечные страницы

О том, что Никита Саввич Попов является нашим земляком, знают, наверное, немногие, но и им вряд ли известны отдельные интересные факты из его биографии.

Н. С. Попов известен как составитель двухтомного исторического произведения, озаглавленного автором «Хозяйственное описание Пермской губернии». Двухтомник был издан в Перми в 1804 году, в 1813 году переиздан там же, но уже в трех томах. В настоящее время эти книги хранятся только в областных библиотеках и музеях, пользоваться ими разрешается без выноса из помещения. В книгах даны материалы о нашей местности, о Красноуфимске.

Составленное Н. С. Поповым «Хозяйственное описание...» «не имеет до сих пор подобного» (Д. Смышляев. Сборник статей о Пермской губернии. Пермь, 1891 г., стр. 67).

Никита Попов родился 19 апреля 1768 года в Красноуфимской крепости в семье ротного писаря или священника. После окончания учительской семинарии Янковского в Санкт-Петербурге направлен в Пермь учителем главного народного училища, торжественное открытие которого произошло 22 сентября  1786 года.  Попов и еще трое молодых учителей прибыли на открытие этого училища и участвовали в церемонии. Интересно отметить, что церемония была расписана заранее генерал-губернатором, а день открытия училища определен специальным указом императора 12 августа 1786 года.

Ученики собирались на церемонию у дома губернатора Е. П. Кашкина, оттуда строем по два человека в ряд шли в соборную церковь, «преследуемые четырьмя присланными учителями» (в числе которых был и Н. С. Попов). После молебна была «пушечная пальба» — пятьдесят один раз. Затем все пошли в здание училища, где слушали речи, заготовленные губернатором заранее.

Новых учителей прислал председатель комиссии об учреждении училищ тайный советник сенатор Петр Васильевич Завадовский. Все четверо «происходили из духовного звания». Попов стал получать за свой труд жалованья 225 рублей в год вместо 400 рублей, положенных по уставу, «по той причине, что как четвертый класс еще не открыт, то я не занят он преподаванием определенных в оном учений», — писал директор училища Геринг Христиан Михаель 15  февраля 1787 года губернатору.

Подробнее: Несколько подробностей из жизни Н. С. Попова

Есть определенные закономерности в смене одного жанра другим. Новый для данного времени жанр редко полностью вытесняет другой, он как бы выходит на поверхность течения, давая окраску всей литературе, создавая ее лицо. Так было не раз в процессе развития повествовательных жанров. То роман и повесть заявляли о своей полной готовности решать все вопросы, которые вставали перед литературой, то, наоборот, рассказ занимал командные высоты и претендовал на универсальное представительство литературы. Так было в русской литературе семидесятых-девяностых годов прошлого столетия. От безусловного господства романа в начале периода она приходит к главенству рассказа. В конце века выдвигаются новые писатели, и почти все они — рассказчики: Бунин, Куприн, Чехов, Горький. Мамин-Сибиряк, автор почти полутора десятков романов, с недоумением отмечал: «Наступили какие-то короткие времена. Мне даже странно, что я когда-то писал протяженно-слаженные вещи».

Нечто подобное происходит и в нашей литературе. Несколько десятилетий тому назад было несомненно, что роман — высокий род литературы, что писательское имя создается тогда, когда появляется большая книга. До тех же пор, пока он пишет рассказы, он лишь ученик, стажер, кандидат в литераторы — не больше. Заметен был интерес читателей к повествованию, требующему рамок романа.

Но шло время, и на первый план стали выдвигаться рассказ и маленькая повесть. Новые имена, появлявшиеся в литературе, заявили о своем даровании, выступая с рассказами. Читатель тоже изменил отношение к этому жанру и стал охотно брать с полок библиотек сборники рассказов. Что это, действие моды? Нет, конечно. Победа социализма, вошедшего в плоть и кровь подавляющего большинства советских людей, укрепление пролетарского демократизма, взлет активности в массе людей — все эти перемены отражаются в социальной психологии, меняют потребности читателей в характере жизненной ориентации, характере обобщения социального опыта.

В период господства романа в первую очередь была потребность понять личность как факт, рожденный всем социальным и политическим процессом эпохи, теперь столь же остро человек испытывает нужду в осознании окружающего в свете своего личного опыта. Но этот личный опыт — результат, итог громадного социального опыта, и в этом своем качестве он не противостоит опыту общества. Однако формы его выражения, способ рассмотрения и понимания действительности, видимо, лучше укладываются в жанр рассказа, предполагающего и непосредственность взгляда, и сокращение дистанции между человеком и миром, который становится ценным не только в своем общем значении, но и в деталях, в своих квантах, молекулах. Все это влечет за собой иной сюжет, иной язык, способный также обозначать, выражать не столько общее, сколько различное, давать возможность видеть мир в его расплеснутом, безграничном многообразии. Все это может встречаться и в жанре романа, но интимность отношения человека к миру наиболее точно, свободно, естественно находит выражение в жанре рассказа.

Итак, рассказ вызван к новой жизни изменившейся социальной психологией современников, и, естественно, проблематика его, сюжет, форма несут в себе признаки этих изменений. Два жанра — роман и рассказ — не две ступеньки в искусстве, а формы, наилучше отвечающие определенным задачам. Вместе с тем длительное пребывание одного из жанров в тени ведет к постепенной утрате завоеванного им, и когда начинается оживление его, то приходится многое как бы заново открывать в связи с новой проблематикой, новыми отношениями человека к действительности и его возможностям.

Большие трудности стоят перед писателями, работающими в жанре рассказа. Наглядно выступают они и в творчестве писателей-уральцев.

Подробнее: Новая жизнь рассказа

Не часто в когорте биографов Мамина-Сибиряка называется имя Константина Васильевича Боголюбова (1897—1975) — литературного критика, писателя, преподавателя факультета журналистики Уральского государственного университета имени А.М.Горького. В 1939 году в Свердловском облгосиздате вышла его книга «Певец Урала» — биография Д.Н.Мамина-Сибиряка, написанная «в беллетристической форме».

Первопроходцу всегда нелегко... Подспорьем послужили материалы Сергея Аристарховича Удинцева, брат которого, Дмитрий Аристархович, был мужем Елизаветы Наркисовны Маминой. И статья «Справки и воспоминания к Петербургскому периоду жизни Д.Н. Мамина-Сибиряка» Бориса Дмитриевича Удинцева — племянника писателя, сына Елизаветы Наркисовны.

С последним у Боголюбова сложились творческие отношения. В письме из Москвы от 30 января 1969 года Борис Дмитриевич сообщал Константину Васильевичу: «Насчет публицистичности» творчества Мамина-Сибиряка и мне хочется дать максимум возможного, но оно далеко неодинаково. Писал он очень наособицу, к школам и партиям литературным не примыкал. Был типичный «беспартийный» демократ...».

Ранее же, в 1936 году, К.В.Боголюбова и А.С.Ладейщикова «крепко пожурил» Павел Петрович Бажов «за неудачные статьи о Мамине-Сибиряке»: «Вы всё на социологию напираете — народник или не народник. А ведь Мамин-то художник, да еще какой. Вот о художнике-то и надо говорить...»

Константин Васильевич показал читателям путь Мамина-Сибиряка от сына заводского священника, до известного писателя. «Певец Урала» изведал издевательства в Екатеринбургском духовном училище, после которого ему был путь в Пермскую духовную семинарию. Учась в Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге, Дмитрий Мамин «стал газетным репортером», а на гонорар от романа «Приваловские миллионы» он «купил дом на Соборной улице», где ныне музей его имени. Именины 1896 года получились у Мамина-Сибиряка праздничными — вышла в свет книжка «Аленушкины сказки». А еще далее в книге Боголюбова — главы «Тяжелый недуг» и «Последние дни», где и строка: «Рядом с могилой Гончарова выросла новая могила — Мамина-Сибиряка».

Критики не обошли стороной труд Боголюбова. В «Уральском современнике» в 1951 году заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы УрГУ И.А.Дергачев опубликовал статью «Книга о красоте и силе писателя». В ней он сказал, что «совершенно правильно автор уделяет большое место годам жизни Мамина-Сибиряка на Урале «это — годы первых литературных успехов» писателя. И его жизнь здесь — «это не простое собирание материалов, а глубокое понимание уральской «злобы дня», коренных вопросов жизни края и народа». Дергачев также отметил: «В книге, помимо воли автора, мы встречаемся с упрощенным пониманием творчества, как фотографического воспроизведения действительности. Увлеченный показом отдельных явлений жизни, Константин Боголюбов подбирает их в произведениях писателя, переносит в повесть в качестве фактов действительности и, естественно, не может показать различие между ними и фактами литературы».

Подробнее: В когорте биографов Мамина-Сибиряка

П. П. Бажов родился в 1879 г. в семье рабочего Сысертского завода, Свердловской области. После окончания школы он работал учителем в Екатерин­бурге, потом в Камышлове.

В начале 1918 г. Бажов вступает в ряды Красной Армии, работает в армейской печати, принимает уча­стие в боях на Восточном фронте против белогвардейщины. В самый тяжелый момент борьбы с колчаковщиной на Урале - в сентябре 1918 г., он вступает в ряды Коммунистической партии.

Павел Петрович Бажов - талантливый автор многих рассказов, очерков, статей. Его книга уральских сказов "Мала­хитовая шкатулка" пользуется огромным успехом и по­пулярностью не только на Урале, но и по всей стране. Сказы Бажова переведены на многие языки народов СССР, а отдельные рассказы изданы и за границей. Товарищ Бажов является крупным и одаренным знатоком Урала, русской народной речи, уральского фольклора.

В период Великой Отечественной войны Павел Петрович Бажов развернул кипучую патриотическую деятельность. Он вы­ступает в госпиталях, в воинских частях, на предприятиях и в колхозах со своими талантливыми сказами о немцах идругими произведениями.

С 1942 г. тов. Бажов - председатель Свердловского Союза Советских писателей.

За свою литературную и патриотическую деятельность товарищ Бажов награжден орденом Ленина. Ему присвое­но звание Лауреата Сталинской премии.

Товарищ Бажов горячий патриот социалистической России, преданный делу партии Ленина - Сталина.

Он любит свой край - Сталинский Урал и неутомимо прославляет его в своих произведениях.

П.П.Бажов является достойным кандидатом блока ком­мунистов и беспартийных в депутаты Верховного Совета СССР.

П. П. Бажов : [биография кандидата в депутаты Верховного Совета СССР] // Ленинский путь. – 1946. - 4 янв. - С.4.

Газете «Вперед», на­чавшей выходить в свет еще в далеком 1918 году, отдавали свой та­лант, энергию души и сердец многие люди, ставшие впоследствии известными учеными, политиками, писателя­ми. Для них газета «Впе­ред» была своеобразной колыбелью. Чем мы, нынешние сотрудники, по праву гордимся и стара­емся, несмотря на слож­ности рыночно-финансо­вых передряг, достойно продолжать традиции старшего поколения.

Одному из таких лю­дей, писателю, с кото­рым многие из нас вмес­те работали, Леониду Александровичу Алек­сандрову в феврале ис­полнилось бы 75 лет. Всего 75... Возраст, ког­да, казалось бы, еще можно полноценно жить и творить. Рано ушел он от нас – не выдержало серд­це, и остались у писателя
еще многие ненапеча­танные труды. Но жи­вут его книги, живет людская память.

Итак, вспомним юбиляра. 75 лет назад он родился в де­ревне Янзакассы (Чувашия) в се­мье сельского учителя. Учился в школе, служил в армии с 1944 по 1950 годы. После демобилизации по оргнабору приехал на Урал, ра­ботал лесорубом, художником, завклубом. В 1960 году пригласи­ли работать в Артинскую газету, вскоре (после объединения газет) переехал работать в редакцию г. Красноуфимска.

Первое свое стихотворение Ле­онид написал в 10 лет (на чувашс­ком языке). Потом всегда писал уже на русском прозу, стихи. В 1962 году были опубликованы первые рассказы в газете «Сель­ская жизнь», в журнале «Уральс­кий следопыт». Сборник «И вдруг взрослеешь…» вышел у Л.А. Алек­сандрова в 1964 году в Средне-Уральском книжном издательстве.

Первое крупное произведение «Бабий век» вышло в 1968 году. Через год автора приняли в Союз писателей.

Он жил, творил, любил!.. У него, скромного по характеру, было на удивление много друзей, которые до сих пор общаются с Маргари­той Степановной Александровой, вдовой писателя.

Вот записи из дневника Л. А. Александрова (нигде прежде не публиковались): «С Маргаритой Паначевой мы поженились 28 ап­реля 1959 года, и мне захотелось стать сельским жителем, посколь­ку моя жена была из Березовки Артинского района».

И далее: «У моей жены были живы родители и семь ее сестер. Они жили кучно – в 2-3 соседних селах... Я чувствовал себя блуд­ным сыном, после долгих лет мы­тарств вернувшимся в отчий дом».

Л. А. Александров в своем днев­нике шутливо признается, что... «как это бывает на первых порах в новой обстановке, я безбожно путал сестер Риты, а были они похожи друг на дружку четкими фамильными чертами. С трудом разбирался в свояках – кто имен­но кто... Но общий настрой и при­вет всех был очень доброжелательным, а от этого я давно отвык... Особенно мне понравились старики – тетя с мамой».

Подробнее: Чтобы помнили...

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ