Персоналии

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях         
 
 

Библиотечные страницы

Боголюбов Константин Васильевич (псевд. Н. Чердынцев), р. 23.08.1897, с. Александровское Екатеринбург, губ,—ум. 14.03.1975, Свердловск — рус. сов. прозаик, критик, литерату­ровед. Отв. секретарь Свердл. отделения СП (1954—1960). Член СП 1939.+Певец Урала. Очерк жизни и творчества Д. Н. Мамина-Сибиряка.— Свк., 1939; То же.— Чбк., 1952; Зарницы: Ист. роман.— Свк., 1954; Грозный год: Повесть.— Свк., 1958; Годы и встречи: Воспоминания.— Свк., 1975; На заре то было, на утренней: Повести.— Свк., 1977; Атаман Золо­той. Связанные крылья: Повести.— Свк., 1983.= Кусков В. Писатель, критик, педагог//Урал. 1957. № 2; Коряков О. Поход без привалов//Урал. 1967. № 8; Он же. Товарищи писатели. Штрихи к портретам.— Свк., 1968; Дергачев И. Книги и судь­бы.— Свк., 1973; Матвеев А. Взяты перевалы//Урал. 1977. № 8; К. В. Боголюбов//Урал. рабочий. 1975. 29 марта; Некролог//Лит. Россия. 1975. 4 апр. § Писатели Сред. Урала.— Свк., 1954; То же.—Свк., 1965; КЛЭ. Т. 1.

Боголюбов Константин Васильевич// Шмаков А. А., Шмакова Т. А. Урал литературный : крат. биобиблиогр. словарь. — Челябинск, 1988. — С. 40.

Мечта давнишняя. После той первой — очень уже далекой — поездки в 1924 году в только что образованный Манчажский район Павел Петрович Бажов все собирался побывать здесь вторично. Его привлекало своеобразие природы юго-запада области — вековые леса, причудливые высокие горы, хранящие нетронутые кладовые природных богатств, говорливые реки и речушки. Главное же — тянуло к людям с их самобытным укладом жизни, сохранившим легенды и предания старины. Но сколько ни пытался, так и не удалось ему выбраться, а война с фашистской Германией еще дальше отодвинула задуманное.

Но вот в январе 1946 года обстоятельство сложилось так, что ехать в Манчаж надо непременно: жители здешнего края выдвинули Павла Петровича кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР.

Мне посчастливилось быть свидетелем встреч Павла Петровича с жителями нашего, тогда Манчажского, района, сохранить блокнот с бегло записанными беседами, его выступлением при встрече с избирателями.

...Позади Красноуфимск. Дорога петляет по берегу Уфы и ее стариц. Северный ветер сеет в речную прорубь колючий снег, сбивает его в лепехи и хлещет о зеркальный, с синеватым отливом, край.

— Надо попоить лошадей. — Рослый, плечистый конюх Манчажского райкома партии Сташка Алиев отдает вожжи «уполномоченному», как он называет всех приезжающих в район, а сам с помятой бадейкой идет за водой.

«Уполномоченный» засмотрелся на опоясавшие город причудливые горы. Лошади, почуяв, что вожжи ослаблены, устремились к проруби, опрокинули кошевку на кряслину.

— Так я и знал,— легко поставив полозья на место, подосадовал ямщик,— если уполномоченный плохо понимает деревню, сеять не может, конями управлять не умеет, то лошадь такого человека швыряет в снег, пешком гулять заставит. Верно говорю?

— Не сеял, правда,— согласился «уполномоченный» и стал выколачивать пепел из трубки.

Долго ехали молча. Сташка не мог понять: как это так — живет человек, уже бороду отпустил, а сеять не умеет? И какой-то очень уж задумчивый, неторопливо роняет слова, подгоняет одно к другому. Видно, о чем-то большом думает...

Где-то у развилки дороги Павел Петрович, окинув взглядом широко раскинувшуюся равнину, сказал как бы про себя:

— Там, у Красноуфимска, горная цепь, а тут степь, да и только.

Подробнее: Манчажская страница

29 ноября текущего года в Александровской средней школе прошли первые «Тулинские чтения», посвященные 80-летию со дня рождения поэта-фронтовика Василия Федоровича Тулина, организованные руководителем школьного музея Н.Д.Мироновой. Со сцены звучали стихи, написанные Василием Федоровичем, и песни, созданные по ним.

Сотрудничая с районной газетой, тогда еще «Путь Октября», познакомился и я с Василием Федоровичем Тулиным. При сборе материала он задавал собеседникам совсем немного обоснованных вопросов и, сделав минимум записей в своем блокноте, готовил затем добротный газетный материал. Об этом я и рассказал на «Тулинских чтениях», отметив и то, что Василий Федорович имел литературный псевдоним - Имчаков, а слово имчак в разговорном татарском языке означает грудь или титьку. Тулин говорил, что это по Титечным горам, возвышающимся вблизи его селения, ныне прозванным Пугачевскими сопками. Так записано о псевдониме и в его билете члена Союза журналистов СССР, находящемся в фондах Красноуфимского краеведческого музея. Еще к своему воспоминанию о нем я добавил,

что Василий Федорович отрицательно воспринял кинофильм «Собачье сердце» по произведению М.А. Булгакова. Он также при беседах говорил, что хотел бы подробнее написать о местных помещиках Голубцовых, да все ему было некогда. Изучение же мною Голубцовской темы приводило меня и в музей Александровской средней школы.

Память о Василии Федоровиче Тулине жива в сердцах знавших его людей, и «Тулинские чтения» намечается проводить ежегодно.

А.Трофимов, член Общества уральских краеведов.

// Новый путь (Ачит). – 2002.- 11 дек.

выдержки из статьи

Пока их немного, этих книжек небольшого формата в разноцветных  глянцевитых  переплетах. Но на очереди следующие, что прибавят к уже знакомым новые имена поэтов и прозаиков России, расширив тем самым наши представления о современном литературном процессе. Начало, во всяком случае, положено...

Речь идет о книгах, выходящих с прошлого года в издательстве «Современник» в новой серии «Первая книга в столице». Цель ее — издание произведений писателей, живущих в областях, краях, автономных республиках и национальных округах Российской Федерации, уже завоевавших у себя определенную известность, но еще не издававшихся в Москве.

Цель и смысл этой серии, безусловно, благородны. Интересно посмотреть, какие же произведения издательство посчитало достойным внимания широкого круга читателей.

Беру в руки повесть уральца П. Куляшова «Солдатки». На обороте обложки портрет автора: немолодое лицо, глаза человека, немало видевшего и пережившего. «Павел Куляшов, в прошлом рабочий-арматурщик, живет и работает в Пермской области. Он автор двух книг...»

Так сказано в издательской аннотации. «Солдатки» говорят о П. Куляшове как о писателе вполне определившемся, сильном в изображении деревенского быта. Причем быта отнюдь не замкнутого в себе, но освещенного авторской мыслью о высоких нравственныхкачествах народного характера.

Произведение его повествует о деревне в годы войны, о женщинах, державших на своих плечах тыл. Темане стареющая, вызвавшая к жизни немало известных и не очень известных книг — от «Марьи» Медынского до недавней повести «Глафира» сибирской писательницы Л. Асеевой. Героиню П. Куляшова зовут Феня, Федосья... И снова перед нами история одной женской судьбы, судьбы очень нелегкой.

Подробнее: Новая серия «Современника»

Валентина Викториновна Артюшина - литературный редактор. Двадцать лет работала в Средне-Уральском книжном издательстве. Более двадцати лет была зав. отделом прозы в журнале «Урал». Заслуженный работник культуры РСФСР. Живет в Екатеринбурге.

 

Мне застать в этом веке выпало
сразу юность его и старость.
Сколько хлама из века выпало,
сколько доброго в нем осталось!

Ю.Левитанский

Вдова писателя Климентия Федоровича Борисова, разбирая его архив, нашла и передала мне папку с надписью «В.В. Артюшина». В ней хранились сорок два моих письма к нему, написанные в разные годы. Письма напомнили о событиях, когда-то глубоко пережитых, отразивших тенденции теперь уже далекого невозвратного времени.

Я готовила тогда для книжного издания сборник рассказов Борисова(1) . О том первое письмо к нему от января 1959 года:

«Уважаемый Климентий Федорович, в сборник, который я представляю главному редактору, вошли повесть «Одна семья» и рассказы «Прах под сапогами», «Луна над ячменным полем», «Клятая профессия». Объем получился завышенным. Поэтому я делала небольшие и очень осторожные сокращения. Вы убедитесь по «Клятой профессии», что это касается подробностей, уводящих в сторону от основного. Ваша сильная черта - умение найти выразительную деталь, передать тонкое движение души, настроение. Но иногда обилие подробностей утомляет, и повествование теряет свою прелесть. Вы аттестованы мне как человек бранчливый и пристрастный к правке, поэтому жду вашей реакции со страхом. Скажу еще, что работала над рукописью с большим удовольствием, а над некоторыми эпизодами просто с наслаждением. Однако боюсь, как взглянет на рассказы главный редактор. Между прочим, рассказ «Прах под сапогами» мне кажется лучшим».

Дальнейшие события развернулись именно вокруг этого лучшего рассказа, в котором излагалась история солдата, не сумевшего преодолеть страх, дезертировавшего в важный момент боевой операции.

«Уважаемый Климентий Федорович, прежде всего поздравляю вас с отзывом об «Одной семье» в «Литературе и жизни». Там напечатана рецензия на журнал «Урал» Войтинской. Очень рада за вас.

Теперь вести похуже. Главный, конечно, против «Праха». Хотя я, мне кажется, сгладила кое-какие положения, которые могли бы трактоваться нежелательным «обобщением». И положение усугубилось тем, что я потеряла способность дипломатничать и просто разругалась с ним, назвав его перестраховщиком и подтасовщиком. После этой тирады мне ничего не оставалось, как выйти из его кабинета. И вот уже два дня, как мы к этому разговору не возвращались. Думаю, что он организует отрицательный отзыв на рассказ. Он назвал его «пасквилем на Советскую Армию»! Разве могла я это выдержать!..»

Подробнее: Вчерашний день

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ