Пионеры уральской фантастики

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Заметки библиофила

По-видимому, неправомерно вычленять из отечественной литературы творчество писателей какого-то региона и рассматривать его изолированно, в отрыве от протекающего в стране литературного процесса. Но, оказывается, и в такой малой "региональной" капле отражается литературное море, его штормы и штили.

ЛЖЕФРАНЦУЗ ИЗ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ.

В царской России основные литературные силы были сосредоточены в столицах - Петербурге и Москве. Здесь находились издательства, выходили журналы, альманахи. И тем не менее и на периферии теплилась литературная жизнь. Так, одним из первых в стране писателей, полностью посвятивших себя научной фантастике, стал уралец Иван Григорьевич Ряпасов (родился 5.06.1885), писавший под вычурными псевдонимами И. де-Рок, И. Рок, Казбеков... Возможно, своим "французским" псевдонимом Иван Григорьевич хотел показать связь своего творчества с традициями Жюля Верна.

Родился Ряпасов в небольшом поселке Натальинского стекольного завода, в 18 километрах от Красноуфимска. Некоторое время он жил в Екатеринбурге, сотрудничал в местной газете "Урал", был близок уральскому писателю И. Ф. Колотовкину, автору сборника рассказов "За горами". Вскоре И. Г. Ряпасов начинает сотрудничать в различных столичных изданиях - журналах "Природа и люди", "Школа и жизнь", "Жизнь для всех", "Русская Ривьера", "Мир приключений", где охотно принимали его научно-фантастические и приключенческие рассказы - "Стальное облако", "Морской пират", "Булат", "Черный бриллиант", "На горе Арарат", "Пираты XX века"... И. Ряпасов становится Действительным членом Всероссийского Литературного общества.

В 1912 году он начал писать большой научно-фантастический роман "Неведомый город", а в 1914 году в Петербурге, в издательстве Стасюлевича роман вышел в свет под названием "Гроза мира. Фантазия для юношества". Автором значился все тот же И. де-Рок.

Книга была прекрасно оформлена - многочисленные иллюстрации в тексте, яркая обложка - на фоне загадочных решетчатых башен, огромных летательных машин и рушащихся гор, мечущихся людей - алыми молниями выписано название книги...

Инженер Березин, доктор Руберг и студент Горнов отправляются в экспедицию в Туркестан, заинтересовавшись таинственными шифрованными радиосигналами. На Памире они, заблудившись, забредают в Гималаи и, наконец, попадают в засекреченный город, в котором "великий" физик Блом разрабатывает новые виды оружия, готовясь к будущей англо-германской войне (которая, как вскоре выяснилось, была отнюдь не за горами).

Цели у Блома самые что ни на есть "благородные" - навсегда прекратить войны, сделав Англию сверхмогущественной державой. Настолько могущественной, чтобы остальные страны поняли бессмысленность какого бы то ни было сопротивления.

После ряда приключений, ознакомившись со многими секретами Блома, наши герои, которым грозило "почетное" вечное заключение, с помощью внучки профессора бегут в Россию, "позаимствовав" в ангаре Блома самолет новейшей конструкции. Сознательно подражая Жюлю Верну, Ряпасов насыщает повествование разнообразными сведениями по географии, ботанике, стремится экстраполировать в будущее научные открытия, которыми так богато было начало столетия, пытается предугадать их последствия... По-видимому роман сразу был задуман как первая часть цикла, потому что уже в марте 1914 года Ряпасов отправляет Стасюлевичу продолжение - солидную рукопись в 400 страниц под названием "Наследство Блома". Все порушила начавшаяся мировая война, так чутко предсказанная писателем. Издательство Стасюлевича закрылось, рукопись второй части книги затерялась...

Лавка фантастики (Пермь).- 1997.- № 1.- С. 46 - 53.

Источник: История фэндома

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube