Персоналии

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

105 лет со дня рождения исполняется уральскому прозаику, критику, литературоведу Константину Васильевичу Боголюбову. Он родился в семье священника 23 августа 1897 г. селе Александровское Красноуфимского уезда Пермской губернии. Детские годы прошли в старинном селе Вильгорт Чердынского уезда, где в местном храме служил его отец.

В 1916 г. Костя Боголюбов окончил гимназию в Перми и сразу поступил на историко-филологический факультет только что открывшегося пермского университета. Через год он был мобилизован в царскую армию, — ведь еще продолжалась первая мировая война, — в подготовительный учебный батальон, который вскоре был расформирован.

Зимой 1918 г. Боголюбов вернулся на Урал, жил в селе Екатерининском Пермского округа, служил секретарем в волостном военном отделе, вступив в Красную гвардию. В том же году ему пришлось еще дважды сменить работу — в декабре он уже учительствовал в деревне Бормотове Верх-Юсьвенской волости, откуда был мобилизован в Белую армию в начале 1919 г., но вскоре перешел на сторону красноармейцев. Этот эпизод своей жизни Константин Васильевич описал в книге воспоминаний "Годы и встречи".

В годы гражданской войны и до 1925 г. Боголюбов служил в армии, где ему пришлось не только воевать, но заниматься ликвидацией безграмотности среди солдат, сотрудничать в газетах "Красноярский рабочий", "Красное знамя" (Владивосток). На конкурсе Урало-Сибирского военного округа его рассказ "В бурю" получил премию.

По возвращении на Урал в 1925 г. Боголюбов работал учителем школы в деревне Мокино Сивинского района Пермского округа, но уже в 1926 г. переехал в Свердловск, где начал преподавательскую работу, сначала в Урало-Сибирском коммунистическом университете, с 1933 — в Свердловском институте журналистики, а с 1941 г. — в Уральском государственном университете.

Во время Великой Отечественной войны К. В. Боголюбов в возрасте 45 лет был призван в армию и работал сначала в дивизионной, потом в окружной газете. После демобилизации вернулся в университет на факультет журналистики, где преподавал до октября 1956 г.

Подробнее: К. В. Боголюбов

Живет в наших сердцах писатель, автор изумительных уральских сказов П.П. Бажов. Для красноуфимцев он дорог не только как писатель, но и как государственный деятель, он был нашим депутатом в Верховный Совет СССР. Он был не однажды нашим гостем, мы с ним встречались. Особенно любили «дедушку Слышко» пионеры. Павел Петрович приходил к ним на беседы.

У нашего внештатного фотокорреспондента Евгения Винника сохранился снимок, сделанный им в марте 1950 г. Павел Петрович Бажов, выдвинутый кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР по Красноуфимскому избирательному округу, приехал в село Александровское на встречу. Писатель, бывший учитель, конечно же пришел в школу. Ребята тепло встретили его, попросили сфотографироваться с ним. Он охотно согласился. Снимок получился простой, непринужденный. Мы решили проследить судьбу тех, кто сфотографировался с П.И.Бажовым. Это сделать редакция попросила своего активного селькора Николая Ивановича Чащина. Бот что он сообщил: - По вашей просьбе я обратился к учителям школы, в школьную пионерскую организацию. Имена и фамилии пионеров восстановлены полностью. Стоят слева на право Татьяна Барышникова, сейчас она Мочалкина. Татьяна Николаевна работает в Александровской сельской больнице санитаркой. Рядом с ней - Люба Константинова, сейчас Зевакова Любовь Александровна, работает на Красноуфимском механическом заводе. Третья в том ряду - Люба Сементинова. В то время она была в школе пионервожатой. Сейчас работает в городе Богдановиче Свердловской области в отделении "Сельхозтехники".

Текстильщицей Свердловской текстильной фабрики стала Нина Кузнецова. Тасю Королеву (сидит в правом ряду) вы можете встретить на Красноуфимском механическом заводе, пишет Николай Иванович. С ней рядом Лида Мухина. Ее нет в Александровске. Она вместе с матерью уехала в Горьковскую область. Интересна судьба Юрия Лобастова. Сын учителя и заведующей библиотекой, он очень хорошо учился в школе. Окончил горный институт и сейчас живет в Москве. Нина Токарева. Это дочь сельского активиста, старого члена партии Ивана Ильича Токарева. Живет она в Нижней Саране. И фамилию носит другую, по мужу, мастера Нижнесаранинского завода Чепусенко. И последняя на снимке - Раиса Шонохова живет и работает в Свердловске. Из сообщения Николая Ивановича Чащина мы поняли, что с четырьмя из девяти мы можем встретиться. Они живут рядом с нами. Связались с отделом кадров механического завода, позвонили в Александровскую сельскую больницу. У Таси Королевой оказалась другая фамилия - Рагузова. Тася Рагузова, Татьяна Мочалкина и Люба Зевакова дали согласие прийти к нам в «Клуб интересных встреч". Труднее оказалось связаться с Ниной Чепусенко. Но вся беда была в том, что мы в Саране искали не Чепусенко, а Токареву. И только потом знали подлинную фамилию. Хотя пришли к нам только двое, но мы и этим были довольны. Будет время может быть соберутся и все. Но если вы поговорите с Таисьей Алексеевной Рагузовой и Татьяной Николаевной Мочалкиной, то с очевидностью убедитесь, как растут наши люди, какие богатые у них судьбы.

Тася Рагузова после Александровской семилетней школы училась в Красноуфимском сельском профессионально-техническом училище, стала токарем. Первое время работала в машинотракторных мастерских, а в 1961 пришла на механический завод. Труд ее высок. Ей присвоено звание ударника коммунистического труда. Несколько иной оказалась жизненная дорога у Татьяны Мочалкиной. После школы она пробовала работать в общественном питании. Но потом поступила в больницу, да так и "застряла". Она мать двоих детей. Старший второклассник и хорошо учится.

Редакция подарила им фотографию, на которой они сняты с П.П.Бажовым.

 // Вперед. – 1965. – 14 марта. – С.3

Речь пойдет о вышедшем в 1804 году двухтомнике, своего рода энциклопедии уральской жизни, и его авторе, нашем земляке Никите Саввиче Попове. Любопытно то, что учитель Попов долгое время автором не считался, современники по недоразумению видели в этой роли пермского генерал-губернатора К.Ф. Модераха. Причем, заблуждение касалось не одной этой книги.

В 60-е годы уже XX века преподаватель Пермского университета Ю. Власов нашел в Военно-историческом архиве в Москве пухлую рукопись. Пометка в конце звучала как открытие: "Сочинил Пермской школы исторических наук учитель Титулярный советник Никита Попов". Это был оригинал первого обзорного труда по губернии. Сомнений относительно его авторства не осталось.

Итак, "сочинитель" Никита Саввич Попов родился в 1763 году в Красноуфимском округе, а может — в самой Красноуфимской крепости, в семье то ли писаря, то ли священника. Отец обучил его грамоте и определил в Петербургскую гимназию.

После окончания курса осенью 1786 года Никита был направлен "старшим учителем естественной истории, географии и всеобщей истории" в открываемое Пермское Главное народное училище. Годы спустя училище стало гимназией, Попов ее возглавил и оставался директором более двух десятилетий, одновременно выполняя ответственные поручения властей.

Подступом к главному труду жизни стало для Н.С.Попова "Историческо-географическое описание Пермской губернии", выполненное в 1800 году по указанию Географического департамента, озаботившегося составлением карт всех губерний страны для общего атласа России. Говоря современным языком, координатором проекта в Пермской губернии выступил генерал-губернатор К.Ф. Модерах, поэтому авторство ему и приписывали.

Вольное Экономическое Общество, организация которого важным штрихом вписалась в "просвещенный абсолютизм" царствования Екатерины Великой, поставило целью подготовку описаний по всем губерниям страны — теперь уже не только географических и исторических, но и хозяйственных. В Пермской губернии выбор вновь пал на Попова. Пришлось ему срочно засесть за посвященные Уралу труды ученых П.С. Палласа и И.И. Лепехина. Зато организаторскую работу взял на себя Карл Федорович Модерах, разослав на места размноженные вопросы Вольного Экономического Общества.

В 1804 году при Пермском губернском правлении было отпечатано "Хозяйственное описание Пермской губернии сообразно намерению Санкт-Петербургского Вольного Экономического Общества" в двух частях. На титульных листах имя автора опять указано не было. Лишь в конце первого тома с трудом прочитывалась слившаяся с текстом приписка: "Сочинил Пермского Главного народного училища Естественной истории и Географии учитель восьмого класса Никита Попов".

Подробнее: Труд, востребованный исследователями Урала

Рассказы о знатных земляках

Порой меня друзья за чашкой чая
Кольнут: опить, мол, пишешь про Урал.
Ах, если б жить, лишь горы замечая!
Урал — и труд, и праздник, и металл.
Урал— и край, где песни любят люди,
Лишь дверь открой — и слышится строфа,
Как в гулких домнах закипают руды,
Как воды вдаль несет река Уфа.
Река и та расскажет, если нужно,
Про этот край, широкий, точно мир,
Как крепнет в нем под солнцем светлым дружба
Татар, марийцев, русских и башкир.

Это стихи поэта, члена Союза писателей, лауреата премии Ленинского комсомола Марийской АССР имени Олыка Ипая, нашего земляка — уроженца деревни Сарсы-Первые Семена Васильевича Николаева. Мне довелось расти с ним вместе, провести рядом студенческие годы. Это время — одно из самых важных в жизни С. Николаева: ведь именно тогда закладывались основы будущей художественной «лаборатории» поэта, именно отсюда, из этих детских и юношеских впечатлений, берут начало темы, которые станут главными в творчестве поэта: любовь к родному краю, к матери, интерес к молодежи и ее проблемам.

В нашем школьном музее в Сарсах-Первых хранится письмо С. В. Николаева, присланное им из Йошкар-Олы. Семен Васильевич рассказывает в нем о своем жизненном пути. Начиняется письмо так: «Родился я 7 сентября 1936 года в деревне Сарсы-Первые. В школу пошел с опозданием на полтора месяца: был занят на своей пастушьей должности...»

...А в доме родителей будущего поэта Миклая и Мурзии Васькиных деревню называли по-марийски: Сарсадэ. И это певучее название стало для Николаева символом Родины. Он ничем не отличался от других ребятишек, рос любознательным и пытливым.

Начальную школу будущий поэт закончил с похвальной грамотой и первой в его жизни премией — коробкой разноцветных карандашей. Учебу Семен продолжил в Большетавринской семилетке.

Подробнее: Воспевая Урал

Внештатный корреспондент газеты "Городок" Владимир Подгайный побывал в Артях в доме у писателя Анатолия Александровича Власова и задал ему вопросы.

Анатолий Александрович Власов родился в 1929 году в поселке Арти Свердловской области в семье рабочего. После окончания Тихоокеанского высшего военно-морского училища им. С. О. Макарова плавал штурманом на боевом корабле. Был уволен из Вооруженных Сил по сокращению штатов в период хрущевской «оттепели» в звании капитана-лейтенанта.

Вернулся на Урал и стал работать в Артинской «районке» вначале корреспондентом, а затем - редактором газеты. В 1977 году принят в члены Союза писателей СССР. Издал 13 книг, написал пьесу «Азаров и мы» - о рабочем парне. Телеспектакли по многим повестям были показаны в Екатеринбурге и Владивостоке.

В 1999 году в свет вышел роман «Имя овцы», за который автор был удостоен премии губернатора Свердловской области.

- Анатолий Александрович, какой процесс ныне переживает русский язык?

- Мы переживаем период падения духовности, уважения к родному языку. Русский язык подвижен, он менялся во все времена. Вспомним эпоху Петра Первого. Появились сотни иностранных слов, связанных с морским делом: верфь, киль, шпангоут, шкипер, боцман, кок, которые стали родными и включены во все словари русского языка. Но этим словам не было замены в родном языке. Создатель флота царь Петр приглашал иноземных мастеров, которые принесли свою культуру, ставшую частью духовной и военной мощи России.

Ныне все не так. Западное идолопоклонство приняло угрожающие безопасности страны масштабы. Иностранная шелуха забила русские слова. Можно ведь сказать и написать так: «Яркое, красочное представление!» Нет, говорят и пишут: «Шоу». Я видел в Екатеринбурге торговые точки с названиями на английском языке и без перевода. За такие дела надо штрафовать владельцев. Во многих западных странах есть законы о языке, которые запрещают употребление иностранных слов, если есть свои, родные, тождественные по смыслу.

Подробнее: Нужна ли духовность?

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube