Культура

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

В выходной дань у городского Доме культуры утром и вечером можно было увидеть людей, одетых по моде первых послевоенных лет. Непривычно длинные и широкие платья и юбки, своеобразная повязка платков у женщин и девчат вызывали веселый интерес и удивление самих же артистов. Мужчины были одеты в старомодные кепки и пиджаки, шаровары и рубашки-косоворотки е пояском. На некоторых - гимнастерки с боевыми наградами на груди. Артистами были все желающие принять участие в массовых съемках фильма «Тени исчезают в полдень».

Много было работы в эти дни у мастеров-костюмеров съемочной группы «Мосфильм». Ведь нужно было одеть не одну сотню артистов и не просто одеть, а подобрать костюм по фигуре. Наконец, костюмы подогнаны, и автобусы е артистами один за другим идут на место съемок. Массовые съемки не случайно приурочены именно к выходному дню. Принять участие имели возможность многие горожане: рабочие мехзавода и других предприятий, пионеры городских школ. Погода в этот день вполне - устраивала съемочную группу.

За Красным бережкам, у моста снимали митинг колхозников «Зеленого дола» в честь открытия вновь построенного моста через «Светлиху» и Красную колонну автомашин, идущую по нему с первым хлебом нового урожая.

Съемки начались. Каждой из них предшествует несколько репетиций. До  восьми раз участникам съемки приходилось занимать исходные позиции, чтобы потом по команде режиссера снова и снова повторять действия. Зрители на экране смотрят эти эпизоды несколько минут, а для того, чтобы снять их, нужен не один день.

Подробнее: Два дня на съемочной площадке

"Для меня этот фильм - встреча с юностью"-  говорит Л. И. ВЕДИЯНЦЕВА, снимавшаяся в телесериале «Тени исчезают в полдень»

В съемках фильма «Тени исчезают а полдень», который вновь о блеском прошел на телеэкранах, в массовых сценах было задействовано много наших земляков - из Сараны, Зауфы, Сарган, Красноуфимска... Поэтому сериал притягивает красноуфимцев не только правдивым отражением будничной героики деревенской жизни, не и тем, что рядом с маститыми артистами на экране вдруг видим лица знакомых, соседей, родственников, А кадры природы? Только разве слепой не увидит, что в «Тенях..» сняты красноуфимские места - леса, горы (кто, допустим, не знает, что киношный Марьин утес - это наш Аликаев камень?) и, разумеется, красавица Уфа, которая в кино, как и в романе А. Иванова, зовется Светлихой.

Я попросила поделиться впечатлениями о тех далеких уже, но приятных событиях, связанных со съемками замечательного сериала жительницу Красноуфимска Людмилу BEДИЯНЦЕВУ. Вот что она рассказала:

- Мне тогда было 18 лет, я только закончила школу № 9, то есть съемки фильма шли в 70-71 годах... Об этом тогда в городе немало говорили.

- Интересно, как Вы попали в артисты?

- Не сразу. Подружки еще раньше сниматься начали, а я уже работала телефонисткой на «междугородке», да еще в народный хор ходила, в Дом культуры, времени не очень хватало. Но однажды девчонки позвали: «Пойдем, это так интересно!». Уговорили, в общем.

По сценарию, для Иришки - внучки Анисима, нужна была подружка. Вот из 8 местных девчонок ее и выбирали. Привезли нас на Красный бережок, там с правой стороны площадка - на ней и делали кинопробы.

- И как же они проходили?

Подробнее: Для меня этот фильм - встреча с юностью

АНАТОЛИЙ БОБРОВСКИЙ, режиссер-постановщик

Долгое время в нашем городе и его окрестностях работала съемочная группа «Мосфильма». Велись натурные съемки приключенческой киноповести «Человек без паспорта». Сегодня мы предоставляем слово ее авторам: сценаристу Владимиру Кузнецову и режиссеру-постановщику Анатолию Бобровскому, известному зрителям своей первой работой в кино — картиной «Выстрел в тумане».

Примерно год назад я предложил молодому автору Владимиру Кузнецову написать сценарий под названием «Человек без паспорта». Готовый сценарии принят к производству киностудией «Мосфильм», и картина делается во втором творческом объединении, которым руководит народный артист СССР Иван Александрович Пырьев.

К тому, что сказал автор сценария мне бы хотелось добавить еще немного по поводу содержания картины. Наш фильм должен возможно полнее рассказать о той жестокой борьбе, которая ведется на невидимом фронте. Нам хочется рассказать о трудной, суровой борьбе чекистов, об их мужестве, отваге и беззаветности. Мы относимся с уважением к ним, хотя измена многих из них нам неизвестны. Даже когда награждают их, мы читаем в газете лишь скупые строки, за которыми скрыто многое, связанное с риском, опасностью и подвигом. Нам также хотелось рассказать о том, какую помощь оказывают простые люди в этой трудной работе чекистов.

Роли после долгого отбора распределились таким образом. Роль чекиста Бахрова, майора КГБ, исполняет, Геннадий Фролов, артист театра «Современник». Роль лейтенанта Лежнева, его помощника, исполняет Алексей Эйбоженко из театра драмы и комедии. Роль Рябича, он же человек без паспорта, один из основных персонажей нашей картины, исполняет Владислав Заманский, который также, как и Фролов, работает в театре «Современник» Роль Измайлова, бригадира лесорубов (тоже одна из основных ролей) исполняется народным артистам СССР Николаем Гриценко.

Летом этого года нам вместе с нашим оператором Владимиром Багановым, которого вы знаете по работе над фильмом «Суд» и по другим картинам, с главным художником Сталином Волковым, который недавно закончил работу над фильмами «Живые и мертвые» и «Свет далекой звезды», а также с директором картины Агаджановым пришлось выбирать натуру в районе Среднего Урала. Нам нужно было выбрать леспромхоз и поселок, где живут лесорубы. По действию фильма разведчик, который засылается на нашу территорию, приезжает в этот поселок, расположенный недалеко от крупного объекта, интересующего иностранную разведку. Здесь разворачивается большая часть действий нашего фильма.

Подробнее: Почему мы приехали к Вам

Из воспоминаний бывшего художественного руководителя красноуфимского Дома культуры Александра Васильевича Поплавского (1966 г.)

Фильмы демонстрировали без звука. Каждая картина имела музыкальное сопровождение на фортепиано. Пианистка была очень опытная, она быстро лавировала в зависимости от содержания кинофильма. Пианисткой была Рогозинникова - член семьи известных в то время народовольцев. Вся семья Рогозинниковых была музыкальная, и ни один концерт в далеком прошлом не обходился без участия их семьи. Самая младшая девушка Рогозинникова обладала чудесным голосом и изумительной внешностью.

В период первой мировой войны временно был открыт еще один кинотеатр в помещении бывшего винного склада, где размещается Ремзавод. В то время помещение склада было забито до отказа военнопленными немцами, австрийцами, мадьярами. Они Жили почти без конвоя. Многие из военнопленных были большие мастера - музыканты. Они изготовляли, буквально, одним перочинным ножом скрипки и виолончели, контрабасы и т.д. Правда, за неимением красок, музыкальные инструменты были не окрашены. Таким образом, они создали прекрасный оркестр. Все кинофильмы сопровождались музыкой этих военнопленных. И когда сидишь в кинотеатре, смотришь кинокартину, и слушаешь их Оркестр, и думаешь, что ты сидишь в Венском театре.

В летнее время работал городской сад. В саду было три прямых березовых аллеи. Была оркестровая раковина, где частные музыканты услаждали слух гуляющей публики. Танцевальной площадки не было и скучающая публика слушала музыку захудалого оркестра и лузгала семечки. Здесь, в городском саду находились летнего типа бильярдная, игорный клуб и буфет. И опять же сутками проводили за картами купцы и чиновники, тут же ели и пили, шампанское лилось рекой. Их кучера выстраивались в ряд по всему кварталу, дремали вместе со своими рысаками.

В городском саду был построен летний театр (дощатый). В нем проводились спектакли и концерты, приезжали циркачи-силачи, борцы и т.д.

В то время трудящаяся молодежь развлекалась сама по себе. Собирались на дому, на вечеринки-посиделки. Молодежь плясала под гармошку или балалайку - так было зимой. В летнее время отмечали религиозные праздники, такие как троица, которые праздновали в течение недели. Под вечер собирались парни и девушки на большой поляне. Девушки водили хоровод, а парни начинали русскую борьбу, которая заканчивалась обычно в полночь. Начинали борьбу малыши, когда солнце было еще высоко, а заканчивалась борьба уже солидными мужчинами или даже крепкими стариками.

Иногда в город, обычно на ярмарки, заезжали гастролеры. Давали представление в балагане «Петрушку». В городе была одна библиотека и находилась в одной комнате внизу (в здании райисполкома). Книг было немного.

Во время Гражданской войны сгорел летний театр. Через некоторое время театр был восстановлен на прежнем месте.

Подробнее: Культура города прошлого века

Годы, про которые сегодня пойдет речь, в советских кругах в шутку называли «малой культурной революцией». Шутка шуткой, но доля правды здесь просматривается. Я имею в виду шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия. Этот период был насыщен крупными политическими событиями. Назову некоторые из них: это, в первую очередь, подготовка к 50-летию Великого Октября, 50-летию образования СССР, 100-летию со дня рождения вождя мирового пролетариата В.И.Ле­нина.

К каждому празднику «снизу до верху» состав­лялись мероприятия: по разви­тию промышленности, строи­тельству и благоустройству, культуре и спорту и другие. Мне, как руководителю отдела культуры горисполкома (1967-1975 г.г.), наиболее близки на­мечаемые меры по развитию и укреплению базы учреждений культуры, организации отдыха горожан, организационные воп­росы, связанные с датами крас­ного календаря.

Несмотря на то, что долгож­данный клуб опытно-эксперимен­тального завода, построенный на средства предприятия, в какой-то степени разрешал проблему отдыха молодежи, материаль­ная база учреждений культу­ры вызывала нарекания тру­дящихся. По-прежнему город­ской Дом культуры был рас­считан на 140 мест, а новый Дом культуры на 600 только-только поднимался из нулево­го цикла. Из-за ветхости были снесены клуб им. Ухтомского на железнодорожном узле и клуб в Соболях. Городские библиотеки (взрослая и детская) ютились в неприспособленных помещениях с деревянными стеллажами и небольшим ко­личеством книг.

Вот почему городские влас­ти, пользуясь моментом (под­готовка к празднованию пере­численных выше дат), умело пробивали назревшие перед Красноуфимском вопросы в об­ластных организациях. И здесь заметную роль сыграли первые секретари горкома КПСС Г. В. Медведев и А. И. Ха­баров, а также «рабочие ло­шадки» - председатели горис­полкома Н. Ф. Кретов, Н. М. Жочкин, Б. А. Миков, зам. председа­теля М. С. Трифанов.

Повезло городу в том, что депутатами в Верховный Со­вет избирались от Красноуфимского избирательного ок­руга первые секретари обко­ма КПСС К.К. Николаев и Я.П. Рябов. Это с их помо­щью были построены за ко­роткие сроки на бюджетные средства кинотеатры «Космос» и «Октябрь», больше выделя­лось средств на завершение строительства городского Дома культуры (сметная стоимость его по титулу составляла 653 тысячи рублей).

Этот статус объекта мешал выполнять строительные рабо­ты более высокого качества.

Например, от­делка помеще­ний была запла­нирована только известковой.Этот же титул запрещал приоб­рести рояль и многое-многое другое. Доходи­ло до абсурда: чтобы приобрес­ти рояль, при­шлось обра­щаться к зам. министра куль­туры РСФСР В.М. Стриганову. Разрешили в порядке исклю­чения. И подоб­ных фактов - хоть отбавляй.

Вот здесь-то и нужна была поддержка, как теперь модно выражаться, высоких чиновни­ков. И они не подводили. Но их вкладов кое-где не хвата­ло. Не раз, по-моему, закла­дывали фундамент клуба же­лезнодорожников. Это было од­ним из наказов избирателей. Однако его не удалось выпол­нить - финансирование прекра­тилось.

Подробнее: Культурная революция местного значения

Подкатегории

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ