Личность в истории

 
 
ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Есть люди, жизнь которых, как яркий факел. Они не просто «горят», но умеют своей энергией, отношением к делу «зажечь» других, найти единомышленников. К числу таких людей относится Николай Федорович Кретов. Хотя родился он далеко от Красноуфимска, но вся его сознательная жизнь и трудовая деятельность тесно связаны с развитием нашего города.

Начало

Начал Николай Федорович трудовую деятельность слесарем паровозного депо станции Красноуфимск в 1932 году. Трудолюбивый, чуткий к людям юноша обращает на себя внимание коллектива. В 1937 году его избирают секретарем комитета комсомола паровозного депо, а затем узлового комитета ВЛКСМ станции Красноуфимск. В апреле 1939 года его принимают в члены ВКП(б) и направляют на работу в политотдел Красноуфимского отделения Казанской железной дороги. В 1942 году были построены и отправлены на Северный фронт бронепоезд «Красноуфимский железнодорожник» и спецпоезд для обслуживания фронтовиков, в сборке которых Николай Федорович принимал самое непосредственное участие. Сборщики неделями не уходили с рабочего места, по воспоминаниям В.Н. Кретовой, бывшей в то время секретарем комитета ВЛКСМ депо, туда им приносили еду, там они и отдыхали в стоявшем рядом вагончике.

С января 1943 года по декабрь 1945 года Николай Федорович работал секретарем узлового парткома станции, а с января 1946 года по декабрь 1950 года - он один из секретарей райкома ВКП(б) г. Красноуфимска и Красно-уфимского района. В это время (22.02.1946г.) Красноуфимск Указом Президиума Верховного Совета РСФСР из районного центра был выделен в город областного подчинения. Это открывало новые возможности развития города. 25.04.1946 года проходит совместное заседание исполкома горсовета и РК ВКП(б), которое принимает решение «войти с ходатайством перед исполкомом облсовета депутатов трудящихся о строительстве в городе стационарной больницы и поликлиники, двух неполных средних школ, бани и прачечной, гостиницы, городского театра, хлебозавода, стекольного завода; отпустить максимально возможную сумму на благоустройство учреждений соцкультбыта и главное на строительство жилья, дорог, тротуаров, в том числе асфальтовых».

«Большое» электричество

Красноуфимск в то время был небольшим провинциальным городком с деревянными тротуарами в 3 доски, с грязными дорогами весной и осенью, механическим заводом и несколькими полукустарными артелями. В городе не было ни одного автобуса, 2000 частных домов не имели еще электрического освещения, так как электростанция была маломощной (оборудована газогенераторным двигателем старейшей конструкции выпуска 1904 года мощностью 200 кВт). Школы и больницы, хлебозавод и другие учреждения получали электроэнергию очень ограниченно, нередки были полные отключения. Были установлены лимиты на пользование электроэнергией для осветительных целей. Например, для кухонь, коридоров и фасадов зданий разрешалось использовать лампочки мощностью 15Вт, для комнат площадью до 30 м2- 25Вт, свыше 30 м2 - 40Вт, запрещено было использовать нагревательные приборы. В школах не хватало мест, и дети учились в три смены, не было в городе детской больницы.

Подробнее: Светить всегда

Ираида Федоровна Вертипрахова – заслуженный пилот СССР, облада­тель наград ФАИ, мировой рекордс­мен в парашютном спорте...

Живем мы в Красноуфимске, а порой не знаем о своих знаменитых земляках. Под «мы» подразумеваю своих сверстников, 17-18-летних.

И.Ф. Вертипрахова. Такое чувство, что я где-то слышала это имя, но не знаю где... Кто такая? Что сделала? Не помню. В му­зее мне все разложили по полочкам. Ро­дилась Ираида Федоровна в Красноуфим­ске, закончила 7 классов, по­ступила в медтехникум, но была война, надо было зарабатывать. С дипломом медика по­шла работать в детясли и почти сразу отнесла документы в аэроклуб.

8 марта 1951 года она впервые под­нялась вместе с инструктором на «ПО-2» (кстати, модель этого самолета есть в музее). Через много лет она снова впервые взялась за штурвал «ИЛ-14», еще через некоторое время ей покорил­ся «ИЛ-18», но прежде, чем стать коман­диром самолета аэрофлота, она долго и упорно доказывала ничего не желаю­щим знать мужчинам свое право быть летчицей...

В 1977 году И.Ф. Вертипрахова в ка­честве «капитана» женской сборной со­вершила самый длительный (13 часов за штурвалом) беспосадочный перелет по маршруту «София-Владивосток».

23 октября у Ираиды Федоровны юбилейный день рождения - ей при­шли поздравления из Америки, Красно­ярска, Екатеринбурга.

Администрация Мо «г. Красноуфимск» и редакция газеты «Вперед» тоже по­здравляют Ираиду Федоровну с днем рождения! Здоровья вам, счастья, дол­гих лет жизни!

М. ЗАВЬЯЛОВА. 

Завьялова М. Летчица - живая легенда:[И. Ф. Вертипрахова, засл. пилот СССР, обладатель наград ФАИ, мировой рекордсмен в парашют. спорте]/ М. Завьялова  // Вперед.-Красноуфимск, 2001.-26 окт. - С. 3.

28 августа 2006 г. на 75-м году жизни после тяжелой продолжи­тельной болезни скончалась Вер­типрахова Ираида Федоровна - Почетный гражданин городско­го округа Красноуфимск.

ВертипраховаИ.Ф. родилась 23 октября 1931 года в г. Красноуфимске в семье рабочего. После окончания в 1941 году средней школы № 11 (ныне шко­ла № 86) поступила в медицинс­кий техникум Уральского заво­да тяжелого машиностроения, который закончила в 1950 году. С 1952 по 1954 гг. училась в летной школе. В 1954-1962 гг. работала в Красноярском аэроклубе лет­чиком-инструктором, с 1962 г. - в 188 авиаотряде территориаль­ного управления гражданского воздушного флота г. Красноярска, сначала вторым пилотом, а затем командиром самолета АН-2. В 1964 году была переве­дена в 126-летный отряд вторым пилотом, а позднее - команди­ром самолета ИЛ-14. В период с 1968 по 1985 гг. - командир самолетов ИЛ-18, ИЛ-62, ТУ-154. В 1977 году женский экипаж само­лета ИЛ-62, командиром которо­го была Вертипрахова И.Ф., ус­тановил несколько мировых ре­кордов: по высоте, дальности и скорости полетов.

За особые заслуги в освоении и эффективном использовании современной авиационной техни­ки, высокие показатели в обуче­нии и воспитании летных кадров, многолетнюю безаварийную ра­боту и большие достижения по применению авиации в народном хозяйстве страны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 августа 1978 г. ей, един­ственной женщине, было присво­ено почетное звание «Заслужен­ный пилот СССР».

За трудовые и спортивные дос­тижения Вертипрахова И.Ф. была награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалями и По­четными грамотами, занесена в Почетную книгу «Гражданская авиация в лицах».

После выхода на заслуженный отдых Ираида Федоровна перееха­ла на родину, в г. Красноуфимск, где активно занималась обще­ственной работой и патриоти­ческим воспитанием молодежи. Избиралась депутатом Красноуфимского городского Совета народных депутатов.

По достоинству оценивая заслуги Вертипраховой И.Ф., депутаты Думы городского ок­руга Красноуфимск в апреле текущего года присвоили ей звание «Почетный гражданин городского округа Красно­уфимск».

Память о Вертипраховой И.Ф. надолго сохранится в сер­дцах красноуфимцев.

В.И. МАЛАХОВ, глава ГО Красноуфимск,
В.В. ГОРДЕЕВ, председатель Думы городского округа.

Малахов В. И. Вертипрахова Ираида Федоровна:23.10.1931-28.08. 2006: Заслуженный пилот СССР, Почетный гражданин городского округа Красноуфимск : крат. биогр./ В. И. Малахов, В. В. Гордеев // Вперед.- Красноуфимск, 2006.-5 сент. - С. 6.

«Рожденный ползать - летать не может!» - эту истину, запомнившуюся со школьной скамьи, я испытал на себе. С 1941 по 1951 годы рос среди летчиков, среди гула самолетных двигателей, прогреваемых перед полетом. Живя в Свердловске, улетал с аэродрома «Уктус» в Кольцово и обратно на самолете У-2. Таким образом доставляли меня в летний пионерский лагерь, когда я был учеником с первого по четвертый класс. Ветел в кабине самолета ЛИ - 2 над заснеженными вершинами Памира, когда в 1947 году отца перевели из Свердловска в Таджикское управление Гражданского Воздушного флота, и для перевозки семьи с багажом был выделен этот самолет.

Карабкался с другими мальчишками по списанным самолетам «Дуглас», «Мессершмитт» в Сталинабадском аэропорту. Но летчиком я не стал. Окончив 8 классов Красноуфимской средней школы №1, я уехал поступать в Херсонское мореходное училище.

Всю жизнь мне суждено было ползать по болотам, лесным речкам, лесам и горам, т.к. охота и рыбалка были моим страстным увлечением. В молодости - гонять футбольный мяч и двадцать лет шагать по шпалам Красноуфимской дистанции пути с различными проверками. Бег на стадионе и ходьба по перегонам по сравнению даже с идущим на посадку самолетом - это ползанье.

Сегодня живет среди красноуфимцев скромная женщина, которая за штурвалом самолета провела половину своей жизни. Полеты для души в Свердловском аэроклубе, где она занималась в 1951-52 годах как пилот - спортсмен, открыли дорогу в большую авиацию. Летное дело стало ее любимой и единственной профессией. Это ВЕРТИПРАХОВА ИРАИДА ФЕДОРОВНА - Заслуженный пилот СССР. ЕДИНСТВЕННАЯ В СТРАНЕ женщина, носящая это высокое почетное звание с 1978 года.Газета «Воздушный транспорт» 8 марта 1990 года отметила этот факт статьей специального корреспондента А. Журина, посвященной нашей землячке. Статья называлась - «Звезды» исчезают и появляются вновь». Одной «Звездой» в этой статье названа Вертипрахова И.Ф.

Родилась Ираида Федоровна в Красноуфимске 23 октября 1931 года. Семья никакого отношения к авиации не имела. После окончания семи классов железнодорожной школы №11 (ныне школа №86) поступила в Свердловское медучилище, где проучилась три года и получила диплом. Начала работать по специальности в Свердловске. И в это время потянуло в небо. Услышав, что в здании на углу улиц 8 Марта - Малышева открывается аэроклуб, добилась зачисления в него. И летала пилотом - спортсменом до 1952 года. По воспоминаниям матери Веры Ивановны, маленькая Ира еще в трехлетнем возрасте на вопросы взрослых: «Кем ты будешь, когда вырастешь?», отвечала: «Летчиком!». Такие заявления не делали ни старший брат, ни младший. Обе женщины не могли объяснить мне, что послужило поводом для такого твердого выбора профессии в таком раннем возрасте. Видимо, как говорится, это «на роду ей было написано». Да, судьба свела ее с начальником аэроклуба, которого по имени - отчеству добрым словом вспоминает и сегодня. В клубе занимались всего две девушки, других желающих просто «не пущали» - не женское это дело. Но судьбу тоже надо уметь держать в руках.

Подробнее: Рожденная летать

В сентябре 1977 года женс­кий экипаж флагмана Аэро­флота «ИЛ-62М», командиром которого была наша землячка Вертипрахова Ираида Федоровна, установил несколько мировых рекордов по высоте, дальности и скорости полета, проделав путь Москва-Петропавловск-Камчатский-Москва. А еще через 2 месяца совершил беспосадочный полет по мар­шруту София-Владивосток. Ираида Федоровна - един­ственная в авиации женщина, получившая высокое звание «Заслуженный пилот СССР». Американские летчицы, рекорд которых экипаж Вертипраховой перекрыл в 3 раза, откры­ли в Ванкувере барельеф Ираиды Вертипраховой, а одну из аллей в мемориальном парке назвали ее именем.

Но после этого ее снова вер­нули в Красноярский авиаот­ряд на рейсовый самолет «ТУ-154». А через четыре года при посадке в Сочи случилось не­поправимое - управляемый ею «ТУ-154» выкатил за полосу, хотя и не по ее вине, и началь­ство это знало - удержать штур­вал такой машины не всегда удавалось и мужчинам. После этого и перевели ее вторым пилотом на «ИЛ-18».

Три года Ираида Федоровна пыталась найти справедли­вость, но безуспешно. Тогда и написала заявление об уходе из авиации. Сдала квартиру в Красноярске и вернулась в род­ной Красноуфимск к матери, хотя не мыслила себя без неба. «Счастье, когда ты в ка­бине самолета», - говорит она.

На долгое время начальство о ней забыло. Но не забыли ее друзья из родной авиакомпа­нии и жители г. Красноярска, которые предложили ее именем назвать третий по счету купленный авиакомпанией «Красэйр» (правопреемник тру­дового коллектива Вертипра­ховой) суперсовременный лай­нер «ТУ-204». Одному из них присвоено имя художника Ва­силия Сурикова, другому - олимпийского чемпиона Ивана Ярыгина. Третий будет носить имя нашей землячки. Об этом писала газета «Труд», коррес­пондент которой побывал в гостях у знаменитой летчицы.

Навестили ее и журналисты газеты «Вперед», и фотокор­респондент Сергей Лещев сде­лал снимок на память, правда, совсем в домашней обстанов­ке.

Подробнее: Еще одна награда

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом